Светлана Шомысова
Опыт работы воспитателя «Значение подвижных игр в организации двигательной активности детей младшего школьного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Статья будет полезна педагогам, работающим с детьми младшего школьного возраста, воспитателям социально-реабилитационных центров для несовершеннолетних.
Подвижные игры, как и другие виды игр, являются формой организации жизни детей и имеют большое значение в развитии двигательной активности детей. Значение подвижных игр велико : они являются одновременно, и средством и методом воспитания ребенка. Подвижная игра как средство и как метод характеризуется разнообразием воздействия на ребенка за счет физических упражнений, включаемых в игру в виде двигательных заданий.
Публикация «Опыт работы воспитателя „Значение подвижных игр в организации двигательной активности детей младшего школьного возраста“» размещена в разделах
- Двигательная активность ребенка
- Игры для детей. Роль и значение детских игр в развитии детей
- Опыт работы, практика
- Подвижные игры для детей
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
В подвижных играх развиваются и совершенствуются разнообразные движения в соответствии со всеми их характеристиками, направляются особенности поведения детей и проявления необходимых физических и нравственных качеств.
С учетом возрастных особенностей и физической подготовленности, занимающихся подвижные игры, оказывают благоприятное влияние на рост, развитие и укрепление костно-связочного аппарата, мышечной системы, на формирование правильной осанки у детей, а также повышают функциональную деятельность организма.
Подвижная игра оказывает всестороннее воздействие на физическое развитие и оздоровление ребенка. В процессе игры двигательная активность детей вызывает деятельное состояние всего организма, усиливает процессы обмена, повышает жизненный тонус. В процессе игровых действий у детей формируется морально - волевые качества, развиваются познавательные силы, приобретается опыт поведения и ориентировки в условиях действия коллектива.
Основная задача подвижных игр — укреплять здоровье занимающихся, способствовать их правильному физическому развитию; содействовать овладению жизненно необходимыми двигательными навыками, умениями и совершенствованию в них; развитие реакции, развитие ловкости, познание движения и новых возможностей тела.
Подвижные игры на прогулке в режиме дня планируются и проводятся ежедневно. Игры и развлечения на свежем воздухе особенно полезны. Во время игр на просторе, в природных условиях у детей формируются умения использовать приобретенные двигательные навыки в многообразных жизненных ситуациях. У них развивается ловкость, быстрота, они становятся сильными и выносливыми, приучаются действовать смело, проявляя активность, настойчивость, инициативу и самостоятельность.
Для детей средней группы планируется разучивание 4-5 новых игр в месяц. Игры отбираются в соответствии с задачами воспитания, возрастными особенностями детей, их состоянием здоровья, подготовленностью. Принимается во внимание также место игры в режиме дня, время года, погодные и другие условия. Нужно учитывать и степень организованности детей, их дисциплинированность: если они недостаточно организованы, то сначала надо подобрать игру небольшой подвижности и проводить ее в кругу.
Подвижные игры разнообразны по своему содержанию и организации. Одни игры имеют сюжет, роли и правила, тесно связанные с сюжетом; игровые действия в них производятся в соответствии с требованиями, заданной ролью и правилами. В других играх сюжет и роли отсутствуют, предложены только двигательные задания, регулируемые правилами, которые определяют последовательность, быстроту и ловкость их выполнения. В - третьих сюжет, действия играющих обусловлены текстом, определяющим характер движений и их последовательность.
Все игры для детей, построенные на движении, можно разделить на две большие группы: подвижные игры с правилами и спортивные игры. Первую группу составляют игры, разные по содержанию, по организации детей, сложности правил и своеобразию двигательных заданий. («Царь-горох», «Одиннадцать», «Два Мороза», «Утки и охотники», «Палочка-выручалочка»). Среди них можно выделить сюжетные и бессюжетные игры, игры-забавы. Вторая группа - спортивные игры: волейбол, бадминтон, настольный теннис, футбол. Хочется отметить, что благодаря появлению игровых площадок для футбола и волейбола, дети увлеченно все лето играли в «Мини-футбол», «Пионербол».
Для формирования интереса к занятиям физической культурой, способности организовать свой досуг, детей учим владению обручем, мячом, скакалкой («Десяточки», «Имена», «Кто дальше»). Это развивает творческие способности детей, мелкую моторику, координацию движений, воспитывает навык совместных действий, заботливое, предупредительное отношение детей друг к другу, умение применять навыки на практике, развивает физические качества.
Игру начинаем чаще всего с небольшим количеством детей, чтобы создать у детей интерес к игре. Желающие подключаются к игре достаточно быстро. До начала игры объясняются правила. Если игра знакома детям, можно привлекать их самих к объяснению. При повторном проведении игры правила уточняются.
Игровой деятельностью детей руководит воспитатель. Роль его зависит от характера самой игры, от численного и возрастного состава группы, от поведения участников. В задачи воспитателя при руководстве играми и развлечениями входит:
- следить за движениями, которые должны соответствовать правилам, (подсказать, как целесообразнее выполнить то, или иное движение,
- следить за дозировкой физической нагрузки (она должна увеличиваться постепенно, общая продолжительность игры около 15минут);
- делать краткие указания (указания лучше делать в положительной форме, поддерживая радостное настроение, поощряя решительность, ловкость, находчивость, инициативу);
- поддерживать и регулировать эмоционально-положительное настроение и взаимоотношение играющих;
- приучать детей ловко и стремительно действовать в создавшейся игровой ситуации, оказывать товарищескую поддержку;
- приучать добиваться достижения общей цели, испытывая радость.
Главная задача воспитателя заключается в том, чтобы научить детей играть активно и самостоятельно. Только в этом случае они приучаются сами в любой игровой ситуации регулировать степень внимания и мышечного напряжения, приспосабливаться к изменяющимся условиям окружающей среды, находить выход из критического положения, быстро принимать решения и приводить его в исполнение, проявлять инициативу, т. е. дошкольники приобретают важные качества, необходимые им в будущей жизни.
Также наиболее приемлемой и эффективной формой повышения двигательной активности детей являются спортивные мероприятия и спортивные праздники. Игры с элементами соревнования, спортивные эстафеты способствуют пропаганде физической культуры, совершенствованию движений, воспитывающие такие черты характера, как коллективизм, дисциплинированность, уважительное отношение к соперникам. Во время таких мероприятий, объединяя играющих в группы, команды, учитываются физические и индивидуальные особенности детей. Команды подбираются равные по силам, для активизации неуверенных детей соединяют со смелыми и активными, потому что играть интересней, когда команды равные по силе.
Спортивные праздники и развлечения нацелены не на оттачивание техники выполнения тех или иных движений и упражнений, а на воспитание положительных эмоций, высокую двигательную активность детей, свободное и непринужденное взаимопонимание, способствуют функциональному совершенствованию детского организма, повышению его работоспособности, делают его стойким и выносливым, обладающим высокими защитными способностями к неблагоприятным факторам внешней среды. («Зимние развлечения», «Малые Олимпийские игры», «Зарница», «12 записочек», «День шоколада», «Папа может…»,«Луночеловечки, вперёд!», «По дороге к здоровью»).
Таким образом, спортивные мероприятия, подвижные игры неизменно оказывают положительное воздействие на воспитание у детей интереса к разумно оформленной двигательной активности. Дети с увлечением занимаются новыми для них видами спорта, принимают участие в коллективных соревнованиях, ведь целью спортивных мероприятий является активное участие всего детского коллектива, посредством чего выявляются двигательная подготовленность детей, умения проявлять физические качества в необычных условиях и игровых ситуациях.