Наталья Манакова
Использование логосказки в коррекционно-развивающей деятельности с детьми младшего и среднего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 26 «Светлячок»
Использование логосказки в коррекционно-развивающей деятельности с детьми
младшего и среднего возраста.
учитель – логопед : Манакова Н. С.
(Ф. И. О., должность)
город Котлас
2017 год
Содержание
1. Актуальность и условия возникновения, становления опыта…3
2. Технология опыта: цели и задачи…. 4
3. Результаты опыта….5
4. Библиография - список литературы, используемой в работе…. 7
Художественная сказка, как игра,-
Публикация «Использование логосказки в коррекционно-развивающей деятельности с детьми младшего и среднего возраста» размещена в разделах
естественная эстетическая
воспитательница ребёнка.
Л. С. Выготский
В Федеральном Государственном образовательном стандарте дошкольного образования одним из психолого–педагогических условий для успешной реализации программы является использование в образовательном процессе форм и методов работы с детьми, соответствующих их психолого– возрастным и индивидуальным особенностям.
Логосказки – это целостный педагогический процесс, способствующий развитию всех сторон речи, воспитанию нравственных качеств, а так же активизации психических процессов (внимания, памяти, мышления, воображения и т. д.)
В последние годы наблюдается устойчивый рост нарушений речи у детей. Причем, характер речевых патологий стал сложнее и, в основном имеет комбинированную форму: у детей одновременно нарушаются речь, развитие высших психических функций, состояние общей и мелкой моторики, ориентирование в пространстве, эмоционально-волевая сфера, творческая активность. Ребенок, имеющий нарушения речи, может быть агрессивным, или, наоборот, замкнут и подавлен.
Считается нормой, если первые слова у ребёнка появляются в возрасте около года, а между тем, многие дети начинают говорить после 2,5-3 лет. Чтобы помочь им справиться с возникающими сложными задачами, нужно заниматься профилактикой уже в раннем возрасте для полноценного формирования речи. Если мы поможем дошкольнику сформировать грамотную речь, коммуникативные навыки, то сформируем у него способности к самоконтролю, к познанию окружающего мира.
С давних пор сказки были одним из широко распространённых жанров устного поэтического творчества. Уходя своими корнями в фольклор, и веками впитывая человеческую мудрость и жизненный опыт многих поколений, сказки всегда воспринимались с большим интересом. Это неослабевающее внимание вызывается тем, что сказкам свойственны богатство идейного содержания, познавательно-дидактическая сущность и неизменная художественная выразительность. Предполагается, что сказка как эпический жанр может являться приоритетом воспитания и обучения у детей дошкольного возраста, так как в этот период интенсивно развивается воображение и способность действовать в образном плане, а главное понимать текст и осуществлять элементарный анализ в умственном плане. Однажды, придя к малышу, сказка остаётся с ним навсегда, как чудо, как радость, как память.
Наблюдение за детьми показало, что в группах младшего и среднего возраста имеется существенное количество детей с недостаточно развитой речью. Наблюдения и диагностическое обследование выявило 83 % детей имеют речевые нарушения.
Поэтому необходима рационализация, усовершенствования отдельных сторон педагогического труда. Мы применили комбинацию, объединив повествование сказки с движениями артикуляционной гимнастики, речедвигательными упражнениями для развития общей моторики, пальчикой гимнастикой, показом эмоций героев.
Адаптировали русские народные сказки в логосказки, для решения новых педагогических задач в речевом развитии детей младшего и среднего возраста. Мы проанализировали индивидуальные особенности детей, их трудности, и определили, что необходимо проводить работу по подготовке артикуляционного аппарата к правильному произношению звуков со второй младшей группы. Весь материал подобран для младшего и среднего возраста с учетом тематических недель ДОО.
Данная форма работы по формированию правильного произношения, способствующая усвоению ребёнком фонетической системы языка, развитию речедвигательного и речеслухового анализаторов проводится систематически один раз в неделю в шести группах в течение года. Нетрадиционные методы воздействия в деятельности учителя-логопеда становятся перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. Логосказка принадлежит к числу эффективных средств коррекции, применяемых в специальной педагогике и помогающих достижению максимально возможных результатов в преодолении речевых трудностей у детей дошкольного возраста.
Логосказки - вид театрализованной деятельности в системе коррекции речевых нарушений с лексической, грамматической или фонематической нагрузкой. Они способствуют развитию всех сторон речи, воспитанию нравственных качеств, а также активизации психических процессов (внимания, памяти, мышления, воображения)
Огромный вклад в исследование и разработку данной проблемы внесли: Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева, А. В. Гнездилов, Т. М. Грабенко, Н. Погосова, а Г. А. Быстровой, Э. А. Сизовой, Т. А. Шуйской подобраны замечательные логосказки, игры и упражнения, основанные на взаимодействии ребенка со сказкой.
На основании наблюдения и диагностики детей младших и средних групп мы пришли к выводу: о необходимости реализации проекта. Одной из эффективных форм, направленных на развитие артикуляционной моторики, звукопроизношения, мелкой и общей моторики, лексики, грамматического строя и связной речи являются логосказки.
В ходе работы реализуется проект «Логосказки» интегрированный, практико-ориентированный, долгосрочный. Сроки реализации 2015 – 2017 уч. г.
Цель проекта: создание условий для ранней пропедевтики речевых нарушений у детей младшего и среднего возраста.
Задачи:
• Подобрать цикл логосказок и апробировать их в практике работы.
• Закрепление речевого, артикуляционного, кинезиологического материала в самостоятельной деятельности детей.
• Обогатить предметно-развивающую речевую среду на логопункте.
• Систематизировать методический и дидактический материал с учетом тематических недель.
1 этап.
Организационно – подготовительный (октябрь)
- диагностика;
- ознакомление с общими результатами диагностики воспитателей и родителей;
- согласование с методистом и воспитателями плана реализации;
2 этап.
Содержательно – целевой (ноябрь – март)
- составление плана проекта;
- консультирование родителей;
-привлечение воспитателей, родителей к поиску нужной информации и изготовлению пособий;
-организация проведения логосказок;
-реализация системы взаимодействия ДОО с семьей по профилактике нарушений речи;
3 этап.
Контрольно - аналитический (апрель - май)
- диагностико - аналитическая оценка эффективности проекта;
- анализ динамики показателей развития речи;
- совместная постановка логосказок в младшей и средней группе с участием воспитателей и родителей;
Логопедическое воздействие осуществляется с помощью различных методов, среди которых используются наглядные, словесные и практические.
В ходе реализации проекта мы применяли следующие виды логосказок :
• Артикуляционные (развитие дыхания, артикуляционной моторики).
• Пальчиковые (развитие мелкой моторики, графических навыков).
• Фонематические (уточнение артикуляции заданного звука).
• Лексико-грамматические (обогащение словарного запаса, закрепление знаний грамматических категорий).
• Сказки, способствующие формированию связной речи.
• Комбинированная логосказка, объединяющая решение нескольких задач.
Для проведения логосказок используем различные виды театров, такие как:
• кукольный;
• рукавичковый;
• картонажный;
• бибабо
• картинный материал
В совместной деятельности с учителем-логопедом дети (отвечали на вопросы, разучивали речедвигательные упражнения на координацию и развитие общей моторики, пальчиковые игры, упражнения артикуляционной гимнастики). Познакомились с дидактическим пособием «Язычок-звуковичок» на развитие речевого аппарата. В ходе слушания логосказки упражнялись в правильном речевом дыхании, развивали мелкую и общую моторику.
В реализации проекта участвовали вторые младшие (№ 2,4,9) и средние группы (№ 1,3,8). По результатам наблюдений и диагностики мы получили улучшение в развитии следующих показателей:
• фонематического слуха;
• слоговой структуры слова;
• звукопроизношении и мелкой моторики;
• пополнение пассивного и активного словаря;
• развитие речевого дыхания и артикуляционного аппарата у детей;
• систематизирован методический и дидактический материал по темам логосказок.
• проведены показательные сказки –драмматизации по итогам учебного года
перед родителями в младшем и среднем возрасте.
Уровень речевого развития за два года имеет положительную динамику соответствующую возрастной норме у детей средних групп в количестве 60 человек.
№ Языковые средства 2015-2016 уч. г. 2016-2017 уч. г.
1 Звукопроизношение 45 % 77 %
2 Фонематический слух 31% 51%
3 Лексика 51% 81%
4 Грамматический строй 63% 83%
5 Мелкая моторика 35% 55%
Логосказка – это целостный педагогический процесс, способствующий развитию всех сторон речи, воспитанию нравственных качеств, а также активизации психических процессов. Данная форма работы может быть использована педагогами, как в полном объеме, так и парциально на разных уровнях образовательной деятельности, так как проект «Логосказки» доказал эффективность в ходе реализации. Имеет разработанный методический материал для детей младшего и среднего возраста. Педагоги могут продолжить данную форму работы с более тесным привлечением учителя-логопеда, музыкального руководителя, родителей.
Список литературы
1. Антропова Т. А., Мареева Г. А. Страна чудесных слов: Методическое пособие. - М. : ТЦ Сфера, 2017. – 64 с.
2. Артемьева А. В. Развитие мелкой моторики у детей у детей 3-5 лет: Методическое пособие. – М. : ТЦ Сфера, 2017.- 64 с.
3. Быстрова Г. А., Сизова Э. А., Шуйская Т. А. Логосказки — СПб. : КАРО, 2001 г.
4. Дидактический материал по логопедии. Сказки о веселом язычке. М. А. Поваляева. Ростов-на Дону. «Феникс» 2002 г.
5. Гальцова П. С., Дудка И. С., Ильина О. В. Логопедические сказки для самых маленьких. – М. :ТЦ Сфера, 2015. – 64 с.
6. Гуськова А. А. Развитие речедвигательной координации детей. Пособие для логопедов, воспитателей и родителей. – М. : ТЦ Сфера, 2014. – 64 с.
7. Инновации – в логопедическую практику. Методическое пособие для дошкольных учреждений. О. Е. Громова. Линка-Пресс, Москва, 2008;
8. Нищева Н. В. Разноцветные сказки. Уч. –методическое пособие, 1999г.
9. Рыжова Н. В. Артикуляционная гимнастика для малышей. – М. : ТЦ Сфера, 2013. – 64 с.
10. Русские народные сказки.
11. Хлоп-топ-2. Нетрадиционные приемы коррекционной логопедической работы с детьми. В. В. Коноваленко. Москва, «Гном и Д», 2004г.
12. сайт «https://pedsovet.su/».