Куфта Анна Евгеньевна
Примерное тематическое планирование работы во второй младшей группе по ФЭМП
▼ Скачать + Заказать документы
Приложения к программе
Приложение 1
к рабочей программе
Образовательная область «Познавательное развитие»
Примерное тематическое планирование работы по формированию у
детей элементарных математических представлений
Учебная неделя Тема занятия
Программное содержание Методические приемы
1 Количество и счет «Один-много»
Публикация «Примерное тематическое планирование работы во второй младшей группе по ФЭМП» размещена в разделах
- Математика, ФЭМП. Планирование
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Планирование. Планы работ
- Темочки
Учить находить один и много одинаковых предметов в окружающей обстановке.
Игровая мотивация
Беседа
Объяснение
Д/И «1,2,3-ищи»
Физ. минутка
Д/И «Воздушные шары»
Итог занятия
2 Величина «Большой – маленький»
Учить сравнению предметов по величине (большой - маленький) путем приложения друг к другу. Учить выделять признаки сходства разных предметов и объединять их по этому признаку (большой – маленький). Игровая мотивация
Беседа
Объяснение
Д/И «Найди все большие, (маленькие) фигуры»
Физ. минутка
Д/И «Кто быстрее?»
Итог занятия
3 Форма «Круг»
Познакомить с кругом и его свойствами, учить обследовать круг осязательно двигательным путем. Освоение умения соотносить сенсорные эталоны с предметами окружающего мира. Игровая мотивация
Беседа
Объяснение
Д/И «Что бывает круглое?»
Физ. минутка
Д/И «Зашей ковер»
Итог занятия
4 Ориентировка в
пространстве и во времени Учить находить предмет в пространстве, определяя его местонахождение словами: вверху, внизу, на.
Игровая мотивация
Беседа
Объяснение
Д/И «Куда спряталась матрешка?»
Физ. минутка
Д/И «Цветные самолеты»
Итог занятия
5 Количество и счет Закрепление понятия один – много. Учить сравнивать совокупности предметов, различать, где один предмет, а где много. Обучение пониманию вопроса «Сколько?». Актуализация наречий много, мало, один. Игровая мотивация
Беседа
Объяснение
Д/И «Сбор овощей»
Физ. минутка
Д/И «Внимание!»
Итог занятия
6 Величина
«Низкий – высокий»
Учить сравнение двух предметов по высоте низкий – высокий, обозначению словами результата сравнения. Закрепление понятия большой - маленький Игровая мотивация
Беседа
Объяснение
Д/И «Подбери заборчик к домику»
Физ. минутка
Д/И «Спортсмены строятся»
Итог занятия
7 Форма «Треугольник»
Закрепление геометрической фигуры круг. Познакомить с геометрической фигурой треугольник обследование формы осязательно – двигательным путем. Игровая мотивация
Беседа.
Объяснение
Д/И «На что похожа фигура?»
Физ. минутка
Д/И «Спрячь мышку»
Итог занятия
8 Ориентировка в пространстве и во времени Учить различать и называть пространственные направления от себя на – над – под.
Игровая мотивация
Беседа
Объяснение
Д/И «Найди и покажи»
Физ. минутка
Д/И «Чего не стало?»
Итог занятия
9 Количество и счет Различать равенство по количеству предметов, выражая результаты определение в речи: поровну, столько же, сколько. Игровая мотивация
Беседа
Объяснение
Д/И «Посади огород»
Физ. минутка
Д/И «Сколько стало?»
Итог занятия
10 Величина «Длиннее, короче»
Учить сравнению двух предметов длине. Научить рассказывать о результатах сравнения употребляя в речи слова длиннее – короче.
Игровая мотивация
Беседа
Объяснение
Д/И «Домики и дорожки»
Физ. минутка
Д/И «Сверни ленту»
Итог занятия
11 Форма «Круг, треугольник»
Закрепить геометрические фигуры круг, треугольник. Упражнять в группировке геометрических фигур по определенному признаку (по форме). Игровая мотивация
Беседа
Объяснение
Д/И «Чудесный мешочек»
Физ. минутка
Д/И «Посели в домик»
Итог занятия
12 Ориентировка в пространстве и во времени Учить называть пространственные направления от себя (слева, справа, вверху, внизу).
Игровая мотивация
Беседа
Объяснение
Д/И «Где предмет?»
Физ. минутка
Д/И «Назови правильно»
Итог занятия
13 Количество и счет Различать равенство и неравенство, групп предметов, выражая результаты определение в речи. Игровая мотивация
Беседа
Объяснение
Д/И «Посади елочки и грибочки»
Физ. минутка
Д/И «Один - много»
Итог занятия
14 Величина «Выше - ниже»
Познакомить с понятием выше – ниже. Сравнение знакомых предметов по величине, определять и соотносить предметы контрастных размеров. Игровая мотивация
Беседа
Объяснение
Д/И «Строим лесенку»
Физ. минутка
Д/И «Три медведя»
Итог занятия
15 Форма «Квадрат»
Познакомить с геометрической фигурой квадрат и его свойствами. Обследование квадрата осязательно двигательным путем.
Закрепление геометрической фигуры круг, треугольник. Составлять картинки из геометрических фигур. Игровая мотивация
Беседа
Объяснение
Д/И «Назови фигуру правильно»
Физ. минутка
Д/И «На что похож квадрат?»
Итог занятия
16 Ориентировка в пространстве и во времени Учить определять местонахождение предмета слева, справа, определять правую и левую руку.
Игровая мотивация
Беседа
Объяснение
Д/И «В какой руке игрушка?»
Физ. минутка
Д/И «Где стоит предмет?»
Итог занятия
17 Количество и счет Различать равенство и неравенство групп по количеству входящих в них предметов, выражая результаты сравнения в речи. Игровая мотивация
Беседа
Объяснение
Д/И «Сколько? Назови»
Физ. минутка
Д/И «Угостим зайчика морковкой»
Итог занятия
18 Величина Упражнять в классификации фигур по заданному признаку; выделять признак высоты, классифицировать предметы по разным признакам. Игровая мотивация
Беседа
Объяснение
Д/И «Высокий и низкий дом»
Физ. минутка
Д/И «Кто в домике живет?»
Итог занятия
19 Форма «Квадрат»
Закрепление знаний геометрической фигуры квадрат.
Развивать умение анализировать, сравнивать и продолжать закономерность (изменения по форме) Игровая мотивация
Беседа
Объяснение
Д/И «Сложи квадрат»
Физ. минутка
Д/И «Продолжи цепочку»
Итог занятия
20 Ориентировка в пространстве и во времени Формирование пространственных и временных представлений (слева, справа, посередине)
Игровая мотивация
Беседа
Объяснение
Д/И «Кто где стоит?»
Физ. минутка
Д/И «Покажи и назови»
Итог занятия
21 Количество и счет Учить сравнивать одну группу предметов с другой, последовательно накладывая один предмет на другой, различать равенство и неравенство (без счета) по количеству входящих в группу
предметов. Игровая мотивация
Беседа
Объяснение
Д/И «Много –мало -один»
Физ. минутка
Д/И «Каких шариков больше?
Итог занятия
22 Величина «Шире – уже»
Учить при сравнении двух предметов выделять параметры ширины (шире - уже, находить сходства и различия. Закрепить умение при сравнении знакомых предметов называть большой - маленький, низкий - высокий. Игровая мотивация
Беседа
Объяснение
Д/И «Отгадай»
Физ. минутка
Д/И «Построим мост»
Итог занятия
23 Форма «Знакомство с понятием «пара»
Развивать умения выделять основные признаки предметов: цвет и форму. Находить предметы с заданными свойствами и группировать их в пары. Закрепить знания геометрических фигур Игровая мотивация
Беседа
Объяснение
Д/И «Найди пару»
Физ. минутка
Д/И «Какая фигура потерялась?»
Итог занятия
24 Ориентировка в пространстве и во времени Формировать умение ориентироваться в частях суток: день-ночь, различать и называть их.
Игровая мотивация
Беседа
Объяснение
Д/И «Когда это происходит?»
Физ. минутка
Д/И «Назови части суток»
Итог занятия
25 Количество и счет Учить сравнивать количество предметов в двух группах, используя слова: столько, сколько, поровну, много, мало, один. Игровая мотивация
Беседа
Объяснение
Д/И «В каком ряду больше детей»
Физ. минутка
Д/И «Много - мало»
Итог занятия
26 Величина Учить сравнению двух предметов контрастных по длине (путем наложения). Активизация в речи прилагательных длинный, короткий. Игровая мотивация
Беседа
Объяснение
Д/И «Что длиннее?»
Физ. минутка
Д/И «Путешествие»
Итог занятия
27 Форма Закрепить умение распознавать изученные геометрические фигуры и находить их в предметах окружающей обстановки. Развивать логическое мышление. Игровая мотивация
Беседа
Объяснение
Д/И «Спрячь мышку»
Физ. минутка
Д/И «Найди и покажи»
Итог занятия
28 Ориентировка в
пространстве и во времени Формирование пространственных представлений
впереди – сзади
Игровая мотивация
Беседа
Объяснение
Д/И «Где наш зайчик?»
Физ. минутка
Д/И «Кто стоит впереди и сзади?»
Итог занятия
29 Количество и счет Закреплять умение сопоставлять группы отдельных предметов, пользоваться словами: много, мало, один. Учить детей понимать вопросы; «Поровну ли?», «Чего больше (меньше?» Игровая мотивация
Беседа
Объяснение
Д/И «Сколько?»
Физ. минутка
Д/И «Хватит ли белочкам шишек?»
Итог занятия
30 Величина Упражнять в сравнении двух предметов, контрастных по величине в целом. Упражнять в сравнении двух предметов, контрастных по длине (путем приложения) Игровая мотивация
Беседа
Объяснение
Д/И «Скажи правильно»
Физ. минутка
Д/И «Длинный - короткий»
Итог занятия
31 Форма Закрепить умение различать и находить геометрические фигуры. Развивать умение выделять несколько признаков (размер, цвет). Игровая мотивация
Беседа
Объяснение
Д/И «Собери цветы»
Физ. минутка
Д/И «Что бывает круглым?»
Итог занятия
32 Ориентировка в пространстве и во времени Формирование пространственных представлений
внутри – снаружи различать части суток (утро, день, вечер, ночь)
Игровая мотивация
Беседа
Объяснение
Д/И «Где находится игрушка?»
Физ. минутка
Д/И «Когда это бывает?»
Итог занятия
33 Количество и счет Различать равенство по количеству предметов, выражая результаты определения в речи: поровну, столько же, сколько. Игровая мотивация
Беседа
Объяснение
Д/И «Один и много»
Физ. минутка
Д/И «Котята с клубочками»
Итог занятия
34 Величина Упражнять в сравнении контрастных по длине и величине в целом предметов с использованием приемов наложения, приложения, сопоставления. Игровая мотивация
Беседа
Объяснение
Д/И «Чей домик?»
Физ. минутка
Д/И «Посмотри и назови»
Итог занятия
35 Форма Закрепить умение различать и называть геометрические фигуры. Формировать умение выкладывать изображения из геометрических фигур по образцу. Развивать логическое мышление, умение классифицировать. Игровая мотивация
Беседа
Объяснение
Д/И «Геометрическая мозаика»
Физ. минутка
Д/И «Составь узор»
Итог занятия
36 Ориентировка в пространстве и во времени Закрепить части суток (день, ночь, утро, вечер).
Формирование временных представлений. Игровая мотивация
Беседа
Объяснение
Д/И «Назови правильно»
Физ. минутка
Д/И «Когда это бывает?»
Итог занятия
НОД по формированию элементарных математических представлений у детей проводится один раз в неделю (примерно 36 НОД в год) длительностью до 15 минут.
Итоговая НОД: 1 раз в квартал.
Педагогический замысел каждой НОД направлен на решение обучающих, воспитательных и коррекционно-развивающих задач. Такой подход обеспечит мотивационную готовность детей к изучению математики в школе.
Используются следующие технологии:
• Арапова – Пискарева, Н. А. Формированию элементарных математических представлений
• Новикова, В. П. Математика в детском саду (3-4 года)
• Помораева, И. А. Занятия по формированию элементарных математических представлений во второй младшей группе детского сада