Ольга Юрьевна Важова
Применение здоровьесберегающих технологий на занятиях со слепыми детьми в ДОУ III-IV вида
▼ Скачать + Заказать документы
Здоровье наших детей – это двойная ценность, потому что дети – самое дорогое, что у нас есть в жизни. К сожалению, практически здоровых детей в нашем современном мире очень мало. В связи с недостаточным уровнем физического развития слепых детей возникла необходимость совершенствования двигательного режима в ДОУ путем применения здоровьесберегающего воспитания.
Публикация «Применение здоровьесберегающих технологий на занятиях со слепыми детьми в ДОУ III-IV вида» размещена в разделах
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Коррекционная школа (интернат). Материалы для педагогов
- Нарушение зрения. Обучение детей с нарушением зрения
- Слепые и слабовидящие дети. Материалы для занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2020
Решая проблему здоровьесбережения в коррекционном учреждении III-IV вида, необходимо создавать такую систему работы, при которой происходит интеграция оздоровительной деятельности в образовательную, способствующую сохранению и укреплению физического и психического здоровья ребенка, формированию привычки здорового образа жизни.
Здоровьесберегающие технологии - это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья слепого ребенка на всех этапах его обучения и развития.
Цель здоровьесберегающих технологий - обеспечить дошкольнику возможность сохранения здоровья, сформировать у него необходимые знания, умения, навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
Здоровьесберегающие технологии направленны на решение следующих задач:
- создание адекватных условий для развития, обучения, оздоровления детей в ДОУ III-IV вида;
- сохранение, укрепление здоровья детей и повышение двигательной активности и умственной работоспособности;
- создание положительного эмоционального настроя и снятие психоэмоционального напряжения.
Цель педагога – построить образовательную деятельность в контексте оздоровительной направленности, т. е. организовать образовательную деятельность с акцентом на использование технологий сохранения и стимулирования здоровья, не нарушая при этом образовательной составляющей процесса. В коррекционно- образовательном процессе должно быть четкое распределение нагрузки на занятия с учетом психофизических возможностей и состояния здоровья детей.
Каждый ребенок должен получать оптимальную нагрузку с учетом своей подготовленности, группы здоровья и диагноза. Также, задача воспитателей развивать интерес к занятиям физкультурой, формировать потребность в здоровом образе жизни.
Физическое здоровье детей образует неразрывное единство с их психическим здоровьем, с их эмоциональным благополучием.
Для того чтобы воспитать у детей привычку к здоровому образу жизни, необходимо соблюдать основные принципы здоровьесбережания в ДОУ, а именно:
-принцип «не навреди»;
-принцип непрерывности здоровьесберегающего процесса;
-систематичности и последовательности;
-принцип доступности и индивидуальности;
- всестороннего и гармонического развития личности;
-системного чередования нагрузок и отдыха.
В группе с ТНЗ разработан и внедрен в систему образовательной деятельности комплекс оздоровительных мероприятий, включающий в себя различные формы работы в течение дня.
Утренняя гимнастика - является одним из важнейших компонентов двигательного режима, ее организация направлена на поднятие эмоционального и мышечного тонуса детей.
В группе с ТНЗ проводятся различные формы утренней гимнастики, исходя из индивидуальных особенностей и потребностей детей в движении: игровая, сюжетная-ролевая, гимнастика по принципу круговой тренировки, в форме оздоровительного бега и т. д.
Утренняя гимнастика всегда проводится под музыку, которая поднимает настроение, организует движение детей, помогает усваивать и понимать движения тела.
Чтобы у детей поддерживать интерес к физической культуре в группе проводятся различные варианты физкультурных занятий:
- занятия традиционные, где соблюдается структура занятия;
- игровые занятия, построенные на основе народных подвижных игр (большой, средней, малой интенсивности, в виде игр и эстафет с использованием различного оборудования, и различных специальных игрушек, звучащих мячей и т. д.
- занятия по обучению спортивным играм и эстафетам;
- сюжетно-игровые занятия, т. е. занятия, построенные на едином сюжете «Прогулка по лесу», занятия по сказкам: «Колобок», «Репка» и т. д.
- занятия, построенные на песенно- танцевальном материале;
- индивидуальные занятия, где для подобраны упражнения в соответствии диагнозу и физическому развитию детей;
Развитие и совершенствование всестороннего физического воспитания ребенка, его воздействие на организм — процесс долгий и сложный. Поэтому тщательное планирование физкультурных занятий в группе с ТНЗ имеет огромное значение. Оно предполагает распределение физических упражнений и приемов их проведения в различных формах работы по физическому воспитанию на определенный отрезок времени и включает в себя систему подготовительных и подводящих к освоению основных движений упражнений, учитывает основные физические принципы — систематичность, последовательность и т. д.
В ДОУ используются разные формы планирования, например, цикличное планирование с учетом смены времен года. Планирование составляется с учетом постепенного усложнение двигательного действия от возраста к возрасту, от группы к группе. Оно идет от примитивных форм движения по мере формирования навыка до появления новых, более координированных и сложных технических видов движений.
Воспитание привычки к здоровому образу жизни в группе осуществляется средствами игровой деятельности с использованием дидактических пособий, специальных игрушек и спортивного инвентаря. Различные игровые методы и приемы обеспечивают гармоничное физическое и личностное развитие ребенка.
В группе с ТНЗ разработан проект «Здоровый ребенок» который предполагает индивидуальную работу с детьми по формированию основ здорового образа жизни с учетом основного и сочетанного диагноза ребенка, где помимо подвижных, пальчиковых, зрительных, дидактических, сюжетно-ролевых, театрализованных игр, отражены такие виды работы с детьми, как: наблюдения, экскурсии, экспериментирование, чтение и слушание литературы, беседы, познавательные занятия и др.
Обязательным компонентом всех видов занятий с детьми является физминутки, пальчиковая гимнастика и зрительная гимнастика. На занятиях и в режимных моментах используются элементы упражнений из психогимнастики (по Чистяковой, которые способствуют снятию психического, эмоционального перенапряжения, легкому переключению с одного вида деятельности на другой, повышению общей работоспособности и т. д.
В комплекс оздоровительных мероприятий включены также упражнения по профилактике нарушений зрения, которые также проводятся в игровой форме.
Одним из компонентов рационально построенного режима дня, воспитания потребности в здоровом образе жизни являются прогулки на открытом воздухе. Это наиболее эффективный вид отдыха, восстанавливающий в процессе деятельности функциональное состояние организма и работоспособность. В зависимости от возраста детей прогулки имеют свои особенности. Пребывание на воздухе способствует повышению сопротивляемости организма детей и закаляет его. Летом работа по закаливанию ведется по специальной программе закаливания детей в летнее время и учитывает все особенности детей с ОВЗ.
Эффективным средством развития двигательной активности детей на прогулке являются подвижные игры под музыку, со словами и песнями. А так же игры с элементами спортивных игр и соревнованием, которые представляют собой первую доступную для дошкольников форму деятельности, которая предполагает сознательное воспроизведение навыка движения.
Здоровьесберегающая деятельность в группе с ТНЗ осуществляется в следующих формах:
- медико- профилактическая технология;
- физкультурно-оздоровительная технология;
- технология обеспечения социально- психологического благополучия воспитанников;
- технология валеологического просвещения родителей;
В технологии обеспечения социально-психологического благополучия входит:
игротерапия, сказкотерапия, куклотерапия, музыкотерапия, арт-терапи, аромотерапия.
Музыкотерапия - укрепляет здоровье детей, развивает музыкальный слух, эмоциональную отзывчивость, а так же творчество, фантазию. Развивает слуховое и зрительное внимание, повышает уровень эмоциональной отзывчивости и коммуникативности детей.
Сказкотерапия – развивает речь, способности к сопереживанию, а так же развивает навыки общения и социально-коммуникативные навыки.
Песочная терапия – способствует развитию коммуникативной и познавательной сфер. Развивает осязание, мелкую моторику и ориентировку в микропространстве. Совершенствуется предметно-игровая деятельность, а так же с помощью песка можно корректировать психическое состояние ребенка.
Куклотерапия — метод психологической помощи детям и их семьям, заключающийся в коррекции их поведения посредством кукольного театра, Данный метод призван помочь в устранении болезненных переживаний у детей, укреплять их психическое здоровье, улучшать социальную адаптацию, развивать самосознание, разрешать конфликты в условиях коллективной творческой деятельности. В соответствии с данным методом с любимым для ребёнка персонажем разыгрывается в лицах история, связанная с травмирующей его ситуацией.
Игротерапия активизирует формирование произвольности психических процессов, способствует развитию умственной деятельности и воображения, переходу ребенка к мышлению в плане представлений, развитию функций речи, совершенствованию двигательной и волевой активности, происходит эмоциональная регуляция психологического самочувствия и общения, снятия проблем, неврозов, замкнутости.
Понятие «здоровый ребенок» дошкольного детства включает набор характеристик: жизнерадостность, активность, любознательность, устойчивость к неблагоприятным внешним факторам, высокий уровень выносливости и работоспособности.
Одной из основных задач каждого дошкольного образовательного учреждения, обозначенных в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, является охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия.
Забота о психологическом здоровье предполагает внимание к внутреннему миру ребенка, к его чувствам и переживаниям, увлечениям и интересам. Способностям и знаниям, его отношению к себе, сверстникам, взрослым и окружающему миру, происходящим семейным и общественным событиям, к жизни, как таковой. Задача взрослого – помочь ребенку в соответствии с его возрастом овладеть средствами самопонимания, самопринятия и саморазвития.