Папки-передвижки

Применение элементов дистанционного обучения ИОС образовательного учреждения в организации занятий учащихся ДШИ

Лариса Шиковская
Применение элементов дистанционного обучения ИОС образовательного учреждения в организации занятий учащихся ДШИ
▼ Скачать + Заказать документы

Применение элементов дистанционного обучения в информационно образовательной среде образовательного учреждения в организации занятий учащихся ДШИ

Информатизация всех сторон жизни общества невозможна без информатизации образования, что означает создание информационно-образовательной среды (ИОС) в каждом образовательном учреждении. В условиях вхождения общества в информационную эпоху, информационно-коммуникационные технологии постепенно охватывают все сферы жизни социума. Сегодня происходит ускоренный рост потока информации и знаний, их глобализация. Для изменяющейся жизни требуются люди, способные к творчеству и активности, к принятию нестандартных решений. Требуется новая культура мышления, новые подходы к трудовой деятельности, соответствующий уровень владения знаниями и компетенциями. Сфера образования меняется в условиях происходящих перемен. Этот процесс сопровождается изменением целей образования, переосмыслением его познавательных возможностей, характером познания и трансформацией места и роли образования в обществе. Происходят существенные изменения в педагогической теории и практике, связанные с внесением корректив в содержание технологий обучения, которые должны быть адекватны современным техническим возможностям и способствовать гармоничному вхождению учащегося в информационное общество.

Публикация «Применение элементов дистанционного обучения ИОС образовательного учреждения в организации занятий учащихся ДШИ» размещена в разделах

Модернизация российского образования одним из своих приоритетов выделяет информатизацию образования, главной задачей которой является создание единой информационно-образовательной среды (ИОС, как одного из условий достижения нового качества образования. Что такое информационная образовательная среда? На современном этапе общепринятым является формулировка данного понятия Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования : «это система информационно-образовательных ресурсов и инструментов, обеспечивающих условия реализации основной образовательной программы образовательного учреждения»

Основная задача информационной образовательной среды — это адаптировать существующую образовательную среду к интересам и способностям учащихся, обеспечить сетевое взаимодействие между всеми субъектами образовательного процесса, между разными образовательными структурами, способствовать широкому применению информационно-коммуникационных технологий в разных образовательных контекстах. Ее главная отличительная черта — создание условий для появления новых образовательных практик, новых методов и организационных форм учебной работы, увеличение разнообразия, широты и интенсивности применения информационно-коммуникационных технологий. Несомненным преимуществом внедрения ИОС, по моему мнению, на сегодняшний деь, является организация дистанционного обучения. Это особенно важно для учащихся, которые по тем или иным причинам не могут посещатьзанятия в Школе искусств. Активное внедрение современных технических средств информационной образовательной среды в систему образования коренным образом изменило подход к образовательному процессу. Также получили широкое распространение новые формы обучения, одно из которых – дистанционное обучение.

Новые требования к знаниям, стремительное развитие информационных технологий, появление новых методик обучения, стандартизация программ образования – все это требует тщательного пересмотра подхода к системе обучения, которая должна по максимуму использовать доступные телекоммуникационные, информационные и педагогические технологии. Дистанционное обучение в настоящее время может рассматриваться как инновационная форма обучения, которая позволяет получать знания через интернет под контролем учителя, педагога-тьютора.

Цель дистанционного обучения – предоставить ученикам элементы универсального образования, которые позволят им эффективно адаптироваться к изменяющимся социально-экономическим условиям и успешно интегрироваться в современное общество. Данный вид обучения базируется на основе передовых информационных технологий, применение которых обеспечивает быструю и гибкую адаптацию под изменяющиеся потребности учащегося. Под дистанционным обучением понимают образовательную систему, построенную с применением компьютерных телекоммуникаций и использованием современных информационных и педагогических технологий.

Главная особенность дистанционного обучения – возможность получения образовательных услуг без посещения учебного заведения, так как все изучение предметов и общение с преподавателями осуществляется посредством интернета и обмена электронными письмами.

Дистанционное обучение — это совокупность информационных технологий, обеспечивающих доставку обучаемым основного объема изучаемого материала, интерактивное взаимодействие обучаемых и педагогов в процессе обучения, предоставление учащимся возможности самостоятельной работы по освоению изучаемого учебного материала, а также в процессе обучения [3]. В настоящее время наиболее активно используются такие виды дистанционного обучения, как обучение, основанное на возможностях применения телекоммуникационных сетей и сочетание информационных технологий и сети Интернет При таком подходе дистанционное обучение отражает все присущие образовательному процессу компоненты (цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения). Оно осуществляется в условиях применения информационно-коммуникационных технологий, что предоставляет возможность визуализации учебной информации, хранение больших объемов данных, их передача и обработка. Применение компьютерной техники и современных гаджетов активизирует информационно-поисковую деятельности, автоматизирует процесс обработки результатов учебного материала. В этих условиях происходит автоматизация процессов информационно-методического обеспечения, организационного управления учебной деятельностью и контроля результатов усвоения учебного материала. Такая форма обучения предлагает расширение возможности для получения образования, когда от ученика не требуется придерживаться регламента формального образования, способствует сохранению образа жизни и культуры учащихся, сохраняет семейную, национальную культуру, взаимоотношения внутри социума и субкультуры [2, с. 13]. В этой связи необходимо планирование программ дистанционного обучения, основанных на детальной оценке условий жизни учащихся. Имеющиеся коммуникации должны быть использованы как основа учебного взаимодействия при дистанционном образовании в совокупности с имеющейся у учащихся компьютерной техникой и другими гаджетами. Важной особенностью дистанционного обучения является его направленность на самостоятельную работу учащихся, что способствует развитию индивидуального стиля обучения, способности найти, обработать, оценить, выбрать и использовать информацию. Это отражает глобальную цель образования сегодняшнего дня — учащийся несет ответственность за своё образование, принимает активное участие в его организации и осуществлении обучения.

Формируются такие компетенции через построение индивидуальной траектории обучения. Стоит отметить, что описанное выше предполагает формирование учащимся своей индивидуальной образовательной среды, как среды получения и обмена знаниями и информацией. Это ведет к постоянному познанию окружающей действительности и проявлению личностью своего потенциала, интересов и склонностей. Поэтому необходимо научить учащегося организовывать свое дополнительное образование, оценивать новые факты, идеи и мнения, быть готовым к самостоятельному добыванию и осмыслению новых знаний или отказу от них. В этих условиях традиционная система педагогического общения «учитель — ученик» трансформируется. На первый план выдвигается коммуникативная деятельности педагога. Первостепенной задачей педагога становится создание положительной мотивации учащихся к общению в дистанционной среде, проведение работы по формированию информационной компетенции обучающихся. Новые схемы понимания преимущественно связаны уже не со словом, а с визуальным образом. Поэтому педагогу необходимо тщательно определять наполнение, формы и способы подачи материала, отбирать источники информации и приемы работы с учебным материалом. Возможности современного дистанционного обучения обеспечивают многосторонность коммуникативной деятельности, предполагающую не только возможность общения двух субъектов образовательного процесса, но и участие учебной группы, что позволяет значительно повысить эффективность процесса общения. Продуктивность коммуникативной деятельности требует от педагога способности организовать эффективную обратную связь, которая позволяет обеспечить оперативность коммуникативной деятельности, т. е. возможность своевременного получения ответа на поставленные вопросы, получения необходимой информации. Вместе с этим значительно усложняется деятельность педагога по разработке курсов дистанционного обучения. От педагога требуется наличие специальных навыков, приемов педагогической работы в такой системе. Используемые информационные технологии выдвигают дополнительные требования к ИКТ-компетенции педагога. В этих условиях недостаточно овладеть основами работы на компьютере и в сети Интернет. Необходимо знание возможностей информационных систем, установленных в образовательном учреждении, владение основами методики внедрения цифровых образовательных ресурсов в учебно-воспитательный процесс, умение создавать собственные информационные ресурсы учебного назначения с использованием различных программных средств и давать экспертную оценку продуктов образовательной деятельности, разработанных с использованием ИКТ. Дистанционное обучение обладает рядом преимуществ над традиционными формами обучения. Особенно оно важно для учащихся занимающихся в системе дополнительного образования, заинтересованных в углубленном изучении отдельных программ, а также для детей с ограниченными возможностями здоровья и в условиях карантина. Как мы уже отмечали, преимущество дистанционного обучения :

Происходит

а) в удобном темпе

б) в удобном месте

в) в удобное время

Если рассматривать практически и фундаментально Skype или месенджерр Whats App как новое явление наше жизни – это дало совершенно новый ряд возможностей, которые необходимы в ограниченных условиях

. Для работы с учеником по скайпу или Whats App необходимо наличие компьютера с обеих сторон, сети интернета, и желательно несколько веб – камер. Длительные каникулы и карантин подвел меня к необходимости воспользоваться виртуальным общением с учениками. И я посоветовала бы начинающим педагогам «заглянуть» в дом к ученикам хотя бы для того, чтобы оценить организованность дистанционного обучения. Для меня было полной неожиданностью то, что я «увидела». Ребята во многом забыли правила композиции и компоновке на листе бумаги, приемы работы с предварительным рисунком, разумное использование различных материалов. Хотя в школе на каждом занятии мы проговариваем основные элементы работы с материалами и правила ми в рисунке и композиции. Как оказывается, объяснение основных правил в классе не гарантирует их выполнения дома. Совместными усилиями с родителями положение было исправлено, дети выполняли рекомендации педагога.

Поэтому было принято решение заняться организацией самостоятельной работы учеников дом более углублённо. Г. Г. Нейгауз считал, что «одна из главных задач педагога – скорее быть ненужным ученику, то есть привить ему самостоятельность мышлении, методов работы, самопознания и умения добиться цели».

Самостоятельная работа дома – вид деятельности ученика, при котором в условиях систематического уменьшения прямой помощи учителя выполняются учебные задания. Воспитание самостоятельности должно стать неустанной заботой педагога, начиная с первого занятия класса и плоть до последнего.

Само занятие по скайпу я выстраиваю, как «репетицию» домашней

подготовки; то есть пытаюсь обозначить схему, по которой ученик должен

заниматься каждый день:

1. Упражнения-задания, которые предлагаются для выполнения дети уже выполняли подобные на занятиях

2. Задания по программе

3. Эскизы прорабатываются в несколько этапов. Количество рекомендаций индивидуально предлагаю каждому ученику

4. Объем материала также определяется индивидуально с учетом возможностей ребенка, он сам обозначает границы изучаемого

При этом присутствуют родители учащихся, они с интересом наблюдают за процессом, иногда активно принимают участие (с карандашом в руке показывают нужное место,, а главное понимают цели, планы, и уровень качества, с которым можно согласиться. На их глазах воспитывается у ребенка характер, воля, настойчивость в усвоении знаний, любовь к труду. На следующий день ребёнок показывает педагогу проделанную работу. Совместно оценивается результат и намечается следующий обьём работы. Творчеству нельзя научить, но можно научить творчески работать, а чтобы научить этому, педагог должен стремиться не преподносить все в открытом виде, а всегда давать «пищу» для размышления в домашней работе. Продуктивность домашних занятий зависит от усидчивости ребенка, степени его заинтересованности в результате, а также степени заинтересованности родителей занятий ребенка.

В онлайн занятиях создается «творческий» треугольник: ученик – родитель

– преподаватель. Успехи достигнутые этим союзом, доставляют неподдельную радость всем троим, вызывают интерес у ребёнка и стимулирует его к новым достижениям.

Родитель является «ассистентом» преподавателя в его отсутствие. Он должен помочь ребенку освоить навыки самостоятельной работы:

• Умение думать;

• Умение слушать;

• Умение понимать;

• Умение видеть рисунок.

Методы преподавания, стимулирующие инициативу и самостоятельность обучающихся (поищи, подумай, попробуй, и методы «авторитарной» педагогики (запомни то-то, сделай так-то) должны быть сбалансированы в работе педагога. Тесный контакт с родители является двигателем развития дистанционном обучении. Дистанционные консультации, подсказки в

сложных моментах поддержат детей родителей в подготовке домашних заданий. Домашнее задание требует ясности и последовательности, не надо обхватывать все сразу. Нужно взять маленький «отрезок» произведения и навести там порядок (в рисунке, композиции). Совместными усилиями педагог – родитель помогают ребенку уяснить схему, по которой ондолжен работать. И конечно связь ребенка и педагога виртуально

В то же время элементы дистанционного обучения с успехом можно применять и при инновационных формах обучения, ориентированного на развитие творческих способностей учащихся. Кроме того, дистанционное обучение открывает новые возможности, значительно расширяя информационную образовательную среду школы.

Литература

1. Баранников А. В. Образование нового поколения. -М. : УЦ «Перспектива», 2013.— 223 с.

2. Открытое и дистанционное обучение : Тенденции, политика и стратегия/ Под ред. Майкла Г. Мура (Университет шт. Пенсильвания, США, Алана Тейта (Открытый университет в г. Милтон Кейнс, Великобритания, Алексея Семенова (МИОО, Россия).— ЮНЕСКО/М. : ИНТ, 2004.— 139 с.

3. Полат Е. С. Развитие дистанционной формы обучения в школьном образования. [Электронный ресурс]

4. Управление образовательным процессом : учебное пособие/ Под ред. П. И. Третьякова и Н. А. Шарай. — УЦ «Перспектива», 2018. — 280 с.

Публикации по теме:

«Лэпбук как инновационная технология дошкольного обучения». Консультация-практикум для педагогов дошкольной организации«Лэпбук как инновационная технология дошкольного обучения». Консультация-практикум для педагогов дошкольной организации Лэпбук — это самодельная интерактивная папка. В ней собирается материал по какой-то определенной теме. Основа лэпбука создается, дополняется.

Двигательная активность детей в условиях дошкольного образовательного учрежденияДвигательная активность детей в условиях дошкольного образовательного учреждения Главная цель педагогической работы в дошкольном образовательном учреждении - охрана и укрепление здоровья, полноценное физическое и психическое.

Игровой досуг, как особая форма организации образовательного процесса. Лето – пора отпусков, но не все дети летом уезжают в отпуск, большинство остается и продолжает посещать детский сад. Лето считается порой.

Использование элементов дистанционного обучения на уроках математики и экономики Орлова Т. М. учитель математики и экономики МБОУ СОШ №5 г. Саяногорск Использование элементов дистанционного обучения на уроках математики.

Из опыта работы «Применение элементов комбинаторики в различных видах детской деятельности» В жизни нередко возникают проблемы, которые имеют не одно, а несколько различных вариантов решения. Чтобы сделать правильный выбор, очень.

Консультация для педагогов «Особенности организации воспитательно-образовательного процесса в разновозрастной группе»Консультация для педагогов «Особенности организации воспитательно-образовательного процесса в разновозрастной группе» Никому не секрет, что количество детей в сельских детских садах сильно отличается от городских садов. К большому сожалению, молодёжь уезжает.

Конспект урока истории для учащихся учреждения среднего профессионального образования на тему «Куликовская битва» Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Новосибирской области «Купинский межрайонный аграрный лицей» Методическая.

Применение здоровьесберегающих технологий при проведении сюжетно-игровых занятий по плаваниюПрименение здоровьесберегающих технологий при проведении сюжетно-игровых занятий по плаванию Дошкольный возраст – один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в этом возрастном периоде закладываются основы.

Проект по организации образовательного процесса с использованием эффективных современных технологий Проект по организации образовательного процесса с использованием эффективных современных технологий, обеспечивающих высокий уровень языковой.

Экскурсия, как форма организации образовательного процесса в специальной (коррекционной) образовательной школе В специальной (коррекционной) школе VIII вида используются различные формы организации обучения: уроки, учебные экскурсии, дополнительные.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Применение элементов дистанционного обучения ИОС образовательного учреждения в организации занятий учащихся ДШИ
Опубликовано: 22 марта 2020 в 21:05
+13Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Применение элементов дистанционного обучения ИОС образовательного учреждения в организации занятий учащихся ДШИ» (включая файлы) размещена пользователем Лариса Шиковская в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД