Попенко Ольга
Конспект урока истории для учащихся учреждения среднего профессионального образования на тему «Куликовская битва»
▼ Скачать + Заказать документы
Государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение Новосибирской области
«Купинский межрайонный аграрный лицей»
Методическая разработка урока по истории
Тема: «Куликовская битва» по профессии 23.01.03 Автомеханик
Выполнила: преподаватель истории Попенко Ольга Васильевна (высшая квалификационная категория)
г. Купино 2018
Публикация «Конспект урока истории для учащихся учреждения среднего профессионального образования на тему „Куликовская битва“» размещена в разделах
- История. Уроки истории
- Куликовская битва, 21 сентября
- Профессии. Все материалы про труд взрослых и профессии
- Профессиональное педагогическое образование, студенты
- Профориентация школьников, выбираем профессии
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Тип урока : урок изучения нового материала с элементами проблемного обучения.
Форма урока : урок- практикум, урок- размышление.
Курс: первый, группа 3АМ
Дидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления изучаемого материала в соответствии с индивидуальными особенностями учащихся средствами информационно-компьютерной технологии, технологии критического мышления, технологии проблемного обучения
Цели.
1. Актуализировать знания, связанные с темой урока (беседа по вопросам, выполнение проблемных заданий). 2. Сформировать новые знания (рассказ учителя, работа с раздаточным материалом, с видеоматериалом). 3. Организовать применение учащимися знаний и умений на практике (работа в группах, выполнение кластера, работа с картой, беседа по вопросам, решение проблемных задач, опережающее задание). 4. Обобщить полученные знания, сделать вывод.
Задачи по содержанию:
Образовательный аспект : способствовать формированию представления о значении Куликовской битвы, влиянии данного события на дальнейший ход русской истории; создать условия для рассмотрения и оценки деятельности Дмитрия Донского.
Воспитательный аспект: формирование ценностных ориентаций и убеждений на основе данного исторического материала, а также умения аргументировать и отстаивать свою точку зрения.
Развивающий аспект: содействовать развитию таких видов учебной деятельности как поиск, отбор и организация информации; способствовать развитию навыков работы с различными источниками; формированию информационной компетентности, коммуникативной компетентности, продолжить формирование следующих навыков и умений- установление причинно- следственных связей, анализ исторического явления.
Формы организации познавательной деятельности учащихся : индивидуальная, групповая, коллективная. Для работы на уроке группа делится на 3 подгруппы по 6-7 человек.
Технические средства обучения :
1. Презентация
2. Компьютер, мультимедийный проектор
3 Видеофрагмент «Куликовская битва», РЭП-урок «Куликовская битва»
4. Раздаточный материал:
-приложения (1-7)
5. Учебник:Сахаров А. Н., Буганов В. И. История России с древнейших времен до конца XVII века. – М. : Просвещение,2014 г;
6. Музыкальные фрагменты:
-колокольный звон
-песня Сольвейг” из сюиты Грига “Пер Гюнт”.
План урока : «Куликовская битва.»
I.Орг. момент – приветствие учащихся, разбивка на группы,
психологическая установка на работу
-Ребята, сегодня у нас на уроке гости, давайте поприветствуем их. Проверьте свою готовность к нашему уроку. Садитесь…
3 мин
II. Актуализация и постановка целей урока
1. Актуализация урока
2. Сообщение темы урока.
3. Определение учащимися задач и целей урока.
4. Объявление целей и задач урока
III.Изучение нового материала.
Слайд 1
Осуществляю первичное введение материала при постановке мотивационного задания.
Слайд 2.
Вступительное слово к теме.
?
Обратите внимание, она сформулирована не полностью, к концу урока вы должны будете самостоятельно дополнить ее в соответствии с вашими эмоциями, впечатлениями.
Слайд 3. По какому алгоритму, на ваш взгляд, будем изучать данную тему (подвести учащихся к ответу)
После ответа учащихся слайд 4
Практическое задание: итак, вся информация- размышление, умозаключение должна будет расположиться у вас в тетради в виде кластера, над которым мы будем работать в течении всего урока (это важная и очень непростая задача, направляющим в её решении будет лидер группы).Основные направления кластера вы определили коллективно, и вот, что у нас получилось.
Слайд 5.
Более того, у вас на партах имеется приложение № 1, приложение –подсказка со словами, выражениями, которые вы самостоятельно распределите в течении урока к каждому направлению кластеру. Слайд 6
Обобщающее слово учителя.
Слайд7,8
? Проблемный вопрос: по словам историка В. О. Ключевского: «Московское государство родилось на Куликовом поле» Слайд 9
Выполнение исторической задачи. Учащиеся дают ответ.
Учащиеся записывают тему в тетрадь в центре развёрнутого листа.
Учащиеся дают ответ. (1. Дмитрий Донской. 2. Русь и Орда накануне битвы. 3. Подготовка битвы. 4. Ход битвы. 5. Историческое значение Куликовской битвы.
Работа в тетради над практическим заданием (кластером)
Учащиеся знакомятся с приложением №1.
Учащиеся дорисовывают кластер.
Размышляют в течении всего занятия.
Учащиеся записывают в тетрадь
1-2мин.
1мин
2 мин
5 мин
1 мин
1. Дмитрий Донской А теперь давайте представим себе Русь XIV века и окунемся в исторические события того времени.
Слайд10
Дополняю и обобщаю информацию детей Работа в группах (с приложением № 2- текстом и после самостоятельного прочтения использование приема «Я знаю»). Учащиеся называют то, что узнали о Дмитрии Донском: «Я знаю, что …»
Работа с кластером (заполняется часть «Дмитрий Донской» стрелка-1,2
5 мин
2. Положение Орды и Руси накануне Куликовской битвы.
3. Ход сражения.
4. Историческое значение Куликовской битвы
IV.Закрепление нового материала
V.Рефлексия
VI. Подведение итогов.
VII.Домашнее задание.
Слайд 11.
А в Золотой Орде это время усобиц – за 20 лет сменилось 25 ханов… (рассказ учителя)
Слайд12
Какая главная мысль передается каждой строчкой летописи? Что делать в этой ситуации русскому князю?
Слайд 13
Задание по таблице: проанализируем таблицу (приложение № 4) .Посмотрим насколько готовы были обе стороны к битве.
Найдите общее в подготовке Москвы и Орды к решающему сражению. О каких изменениях в военном деле это свидетельствует? Какой вывод можно сделать о положении в Орде и на Руси? Каковы цели Мамая и Дмитрия Ивановича?
Слайд 14
Рассказ учителя
В храме Христа Спасителя в Москве есть икона в человеческий рост, на которой изображен Сергий Радонежский, благословляющих монахов на бой. А в православии существует 10 заповедей, одна из которых – «не убий».
А сейчас заполняем в кластере недостающие звенья и помощь в этом нелёгком деле нам оказывает приложение № 1 и лидер группы.
Слайд 15.
Рассказ учителя.
… Дмитрий Донской сам выбрал местность для сражения – Куликово поле. Посмотрите, как этот выбор помог в ходе сражения.
Слайд 16.
(просмотр кинофрагмента «Куликовская битва»
Слайд 17. (слово учителя) Стоял такой великий стон, Шел бой с такою кровью, Что был в багрец окрашен Дон. До самого низовья. Русские воины заплатили большую цену за эту победу…
Слайд 18. (слово учителя) Историки считают, что на Куликовом поле билось не менее 300 тыс. воинов…
? Назовите причины победы русских войск
Слайд 19
Посмотрите одной из ведущих причин является-полководческий талант Дмитрия Донского.
Слайд 20
Познакомимся с мнением историка Карамзина о Дмитрии Донском.
?Почему Н. М. Карамзин ставит в один ряд Дмитрия Донского с Александром Невским и Владимиром Мономахом?
?В чем проявился полководческий талант Дмитрия Донского?
Слайд 21.
Попробуем определить значение Куликовской битвы : 1) с позиции ордынцев, 2) с позиции Дмитрия Донского 3) с позиции русского народа.
Обобщение ответов. Слайд 22.
Слайд 23.
Вернемся к проблемному вопросу, как вы понимаете слова Карамзина о том, что Московское государство родилось на Куликовом поле?
Предлагаю для осознания этой фразы просмотреть кинофрагмент Слайд 24
Итак, подведем итог. Победа русских в Куликовской битве всколыхнула национальное самосознание народа, способствовала сплочению нации.
Выполнение тестовых заданий. (слайд 25)
Слайд 26.
Московский князь вошел в историю под именем Дмитрия Донского. Куликовская битва явилась именно одним из тех событий, которые вселяют в нас чувство глубокого уважения к нашим предкам, чувство гордости за совершенный ими патриотический подвиг, память о котором живет на протяжении веков. Давайте дадим имя сегодняшнему уроку.
Слайд 27
В результате урока «Куликовская битва» мне открылись: Три самых важных имени… Три самых важных события… Три самых важных чувства…
Руководители подгрупп объявите оценки по тестам.
Проверяем кластер (слайд28). У кого он в идеальном состоянии- тема усвоена, подходите ко мне, показываете, в противном случае на следующем уроке руководители подгрупп поработают с вами в индивидуальном порядке. Если тема усвоена - это шанс заработать хорошую оценку. Слайд 29.
Написать сочинение –эссе «Дмитрий Донской. Кто он в моём понимании?»
Работа с приложением №3 летопись «Задонщина»
Ответ - необходимо готовиться к битве.
Акцентируют внимание.
Работа с приложением №4
Распад Орды, слабость власти ханов. Сплочение русских княжеств вокруг Москвы
Покорение Руси и возобновление выплаты дани. Сплочение русских княжеств вокруг Москвы
Это означало, что дело освобождения Родины свято даже для тех, кто давал клятву не брать в руки оружия.
Работа с кластером.
Следят по слайду (карта).
Сообщение
учащегося с опережающим заданием Посмотрите на карту – почему именно это поле? В чем его преимущество? Объяснение учащегося
Смотрят кинофрагмент.
1. Полководческое искусство Дмитрия Донского 2. Патриотизм русских воинов 3. Объединение части русских княжеств 4. Поддержка церкви (борьба против ордынцев - «священная война»)
Работа с документом (приложение№6)
Читают отрывок из сочинений Н. М. Карамзина
Засадный полк, который повлиял на исход дела, пригодное для битвы место на Куликовом поле, т. к. на нешироком, зажатом с двух сторон лесами и оврагами поле татарская конница лишалась наступательных достоинств, татары вынуждены принимать фронтальный бой, в таком бою русские были увереннее и упорнее своих восточных противников.
Работа с кластером (заполняется часть «Дмитрий Донской»(3)
Работа в группах: определение значения Куликовской битвы с разных позиций.
Работа с кластером
Просмотр рэп –урока
Ответы учащихся.
Выполняют тестовые задания. (приложение № 7)
Взаимопроверка (обмениваются с группами – соперницами)
Возможные варианты ответов: «Куликовская битва – поле русской славы»; день воинской славы; сила русского духа; торжество мужества…
Называют свои ассоциации.
Руководители подгрупп объявляют оценки по тестам.
Проверяют кластер.
Записывают домашнее задание
Приложение №1.
1)1350-1389.
2)Засадный полк
3)Сплочение русских княжеств вокруг Москвы
4)Собиратель Земли Русской
5)Полководческое искусство Дмитрия Донского
6)Увеличение войска за счёт наёмников
7)«Много поту утёр за Русскую Землю»
8)Увеличение дружины
9)Патриотизм русских воинов
10)Распад Орды, слабость власти ханов.
11)Сергей Радонежский. Благословение.
12)Поединок Пересвета с Челубеем.
13)Москва как центр объединения русских земель.
14)Впервые русские войска одержали победу не над отдельными отрядами, а над главными силами Орды.
15)Разгром татар означал серьезное ослабление поработителей Руси.
16)Сплочение русской нации (консолидация,национальное самосознание.
17)Покорение Руси и возобновление выплаты дани.
18) Освобождение от ордынского ига
Приложение №2
12 октября 1350 года у московского удельного князя Ивана родился сын, которого окрестили Дмитрием. В семейной жизни Ивана и его жены Александры рождение сына стало настоящим событием. Состоя в браке более 5 лет, они не имели сыновей. Появление наследника означало продолжение династии. Эта династия не была главенствующей в Московском великом княжестве. Верховная власть принадлежала старшему брату Ивана великому князю Симеону Гордому. У него подрастали два сына, к одному из которых должен был перейти московский великокняжеский престол. Будущее же Дмитрия ничего значительного ему не сулило. Но судьба распорядилась иначе. Эпидемия чумы - черной смерти, как называли ее современники, начавшаяся в Китае и охватившая почти все восточные страны и Европу, в начале 50-х г. XIV в. достигла пределов русских земель. В 1352 г. она опустошила Псков, а на следующий год добралась до Москвы. Умерли два сына Симеона Гордого, а 26 апреля скончался и сам великий князь. Единственным взрослым мужчиной династии оказался отец Дмитрия Иван-второй сын Ивана Калиты. Он и захватил власть в Московском княжестве. Дмитрию исполнилось 9 лет, когда 13 ноября 1359 г. скончался его отец. Перед смертью он составил завещание, по которому Дмитрий провозглашался его преемником. По традиции можно было рассчитывать на правление в великом княжестве Владимирском, которое почти непрерывно в течение 30 лет удерживали московские великие князья. Однако для этого нужна была санкция золотоордынского хана. Весной 1360 г. Дмитрий в окружении бояр и слуг отправился в Сарай. В Орде в это время чингизиды постоянно боролись за ханскую власть. Московский князь, видимо, из-за малолетства не получил ярлык на великое княжение Владимирское. Лишь в 1362 г. стараниями стараниями московского боярства и митрополита Алексея ярлык на великое княжение был приобретен (за хорошее вознаграждение) для московского князя Дмитрия Ивановича.
Приложение №3
«Осенью пришел окаянный Мамай на Русь с единомышленниками своими. Возгордившись и считая себя царем начал осуществлять злой замысел, темных своих князей звать. И сказал им: «пойдем на русского князя и всю силу русскую, как при Батые было, христианство уничтожим, и церкви божьи спалим, и кровь их прольем, и законы их погубим».
Какая главная мысль передается каждой строчкой летописи? Что делать в этой ситуации русскому князю?
Приложение №4
Подготовка к сражению.
Вопросы для
сравнения Орда Москва
1. Цели Покорение Руси и возобновление выплаты ордынского выхода
Разгром основных центров силы Русской земли Освобождение от ордынского ига и обязательного выхода
Защита интересов православия
2. Союзники Литовский князь Ягайло
Рязанский князь Олег Литовские князья Ольгердовичи
Русские князья
3. Войско Усиление конного войска нанятой генуэзкой (“фряжской”) пехотой Увеличение численности постоянного войска, возрастание роли пехоты, на-бираемой из горожан, созыв народного ополчения
Найдите общее в подготовке Москвы и Орды к решающему сражению. О каких изменениях в военном деле это свидетельствует? Какой вывод можно сделать о положении в Орде и на Руси? Каковы цели Мамая и Дмитрия Ивановича?.
Приложение №5
Опережающее задание (сообщение учащегося).
Посмотрите на карту – почему именно это поле? В чем его преимущество? С трех сторон: запада, севера и востока – поле ограничено реками Дон и Непрядва. За рекой Смолка находился лес, в котором можно было поставить общий резерв и частично засадный полк. По фронту русская позиция имела протяженность свыше 8 километров, а длина конницы противника – 4 километра (а вообще монголы развертывали конницу по фронту свыше 12 километров). В таких условиях русское войско вынуждено будет сражаться до последнего вздоха – отступать за реку станет невозможно. Как расположил свои войска князь Дмитрий на поле битвы. Дмитрий стал строить войска таким образом, чтобы не дать монголам использовать свою грозную конницу. Свое войско Дмитрий построил на Куликовом поле в обычном для того времени порядке: в центре – большой полк, по сторонам – полк левой и полк правой руки. Необычным, однако, было помещение впереди конного сторожевого полка и стоявшего за ним передового полка. Задача первого из них состояла в том, чтобы не дать татарским лучникам безнаказанно обстреливать основные русские силы до начала самого сражения. Передовой полк должен был ослабить удар татарской конницы в центре. Другой особенностью расположения русского войска было выделение многочисленного засадного полка, укрывшеюся на левом фланге позиции, в Зеленой дубраве. Впрочем, идея выделения засадного полка была, конечно, достаточно традиционной в военном искусстве того времени. Главная сложность заключалась в том, чтобы увести полк незаметно для противника и точно выбрать время для атаки. Понимая это, Дмитрий поручил засадный полк своему двоюродному брату Владимиру Серпуховскому и опытнейшему воеводе Дмитрию Бобрику. На случай внезапного прорыва татар в тыл Дмитрий оставил позади строя своих полков весомый резерв – отряд князя Дмитрия Ольгердовича. Дмитрий решил упорной обороной передового и большого полков измотать основные силы врага, а затем ударами полков правой и левой руки и засадного полка завершить разгром ордынцев. Такое расположение русских войск затрудняло маневр конницы Мамая. Сам Дмитрий, переодевшись в доспехи простого ратника, стал в ряды воинов большого полка.
Приложение № 6
Почему Н. М. Карамзин ставит в один ряд Дмитрия Донского с Александром Невским и Владимиром Мономахом? «. Ибо никто из потомков Ярослава Великого, кроме Мономаха и Александра Невского, не был столь любим народом и боярами, как Дмитрий, за его великодушие, любовь ко славе Отечества, справедливость, добросердечие. Воспитанный среди опасностей и шума воинского, он не имел знаний, почерпанных в книгах, но знал Россию и науку правления; силою одного разума и характера заслужил от современников имя орла высокопарного в делах государственных; словами и примером вливал мужество в сердца воинов. Современники особенно удивлялись его смирению в счастии. Какая победа в древние и новые времена была славнее Донской, где каждый россиянин сражался за отечество и ближних?»
Приложение №7
1. Укажите год Куликовской битвы.
1) 1238г 2) 1242г
3) 1240 г 4) 1380 г
2. Закончите высказывание. Куликовская битва разгорелась у реки
1) Днепр 2) Москва
3) Дон 4) Волга
3. Отметьте князя, возглавившего войско.
1) Иван 2) Юрий
3) Александр 4) Дмитрий
4. Вспомни имя хана воевавшего с князем Дмитрием.
1) Ахмат 2) Батый
3) Мамай 4) Чингис
5. Найдите неверное высказывание.
1) Московское княжество увеличивалось.
2) Орду победили окончательно.
3) Князь Дмитрий – внук Ивана Калиты
4) Князь Дмитрий участвовал в сражении
6. Подумайте, какого оружия в то время не было.
1) меч
2) копьё
3) лук
4) ружьё
7. Отметьте богатырей, которые сразились перед Куликовской битвой.
1) Пересвет 2) Челубей
3) Ослябя 4) Батый
8. Напишите имя, человека, благословившего русское войско на битву с Золотой Ордой