Зяблова Наталья
Применение ТРИЗ технологий в развитии логопедической работы с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи
▼ Скачать
Применение ТРИЗ технологий в развитие логопедической работы с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи.
Своевременное и полноценное овладение речью является важнейшим условием становления у ребенка как психики, так и дальнейшего правильного его развития. Именно по тому, что у детей интенсивно развивается мозг и формируются его функции - внимание к развитию речи дошкольника особенно важно.
Публикация «Применение ТРИЗ технологий в развитии логопедической работы с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи» размещена в разделах
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Работа логопеда. Логопедия
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- ТРИЗ. Занятия и игры с использованием ТРИЗ-технологий
- Темочки
Речь — инструмент развития психики маленького человека. Взрослые не только способствуют развитию его интеллекта, но и готовят почву для успешного обучения в школе и положительной адаптации в целом.
Речь ребенка выполняет три функции связи с внешним миром — коммуникативную, познавательную и регулирующую.
Для того чтобы в полной мере выполнялась функция познания, ребенком в дошкольном возрасте усваиваются новые слова, грамматические формы. Дошкольник расширяет свое представление об окружающем мире, о предметах и явлениях действительности и их отношениях.
Способность общаться, познавать мир, планировать свои действия формируется у ребенка по мере развития его мышления. Неоспоримо то, что мышление и речь взаимосвязаны и взаимозависимы (А. А. Леонтьев, А. В. Запорожец, О. С. Ушакова).
В формирование связной речи отчетливо выделяется тесная связь речевого и умственного развития детей, развития их мышления, восприятия, наблюдательности. Чтобы связно рассказать о чем-нибудь, нужно ясно представить себе объект рассказа (предмет, событие, уметь анализировать, отбирать основные свойства и качества, устанавливать причинно-следственные, временные и другие взаимосвязи между предметами и явлениями.
У детей с ОНР формирование связной речи, изменение ее функции являются следствием усложняющейся деятельности и зависят от содержания, условий, форм общения ребенка с окружающими. Функции речи складываются параллельно с развитием мышления; они неразрывно связаны с содержанием, которое ребенок отражает посредством языка.
Для формирования устойчивой мотивации к речевой деятельности у детей с ОНР, занятия должны быть интересны детям, и построены таким образом, чтобы у ребенка возникло желание активно участвовать в речевом общении.
Развитие связной речи является важнейшей задачей логопедической работы с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи. Это необходимо как для наиболее полного преодоления системного речевого недоразвития, так и для подготовки детей к предстоящему школьному обучению. Адекватное восприятие и воспроизведение текстовых учебных материалов, умение давать развернутые ответы на вопросы, самостоятельно излагать свои суждения – все эти и другие учебные действия требуют достаточного уровня развития связной речи. Трудности в овладении навыками связной контекстной речи у детей с ОНР обусловлены недоразвитием основных компонентов языковой системы: фонетико-фонематического, лексического, грамматического, недостаточной сформированностью как произносительной, так и семантической сторон речи.
На сегодняшний день существует множество методик, технологий, с помощью которых можно корректировать процесс развития речи у детей. Важнейшим условием совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, речевой среды, способствующей возникновению желания активно развивать свою речь и участвовать в речевом общении. Самая близкая, доступная и увлекательная деятельность дошкольников - игра. Между игрой и речью существует двусторонняя связь: с одной стороны речь ребёнка развивается и активизируется в игре, с другой сама игра совершенствуется под влиянием и обогащением речи.
Одним из современных и интереснейших методов обучения является технология ТРИЗ – теория решения изобретательских задач. Ее автором является Генрих Саулович Альтшуллер – изобретатель и писатель фантаст в 1946 г.
Г. Альтшуллер считал, что любого человека можно обучить творческой деятельности. Надо только познакомить его с приемами творческого воображения и научить решать изобретательские задачи.
ТРИЗ не является научной теорией. Она представляет собой обобщённый опыт изобретательства и изучения законов развития науки и техники.
Цель ТРИЗ – не просто развить фантазию детей, а научить системно мыслить. Технология позволяет воспитывать и обучать ребенка под девизом «Творчество во всем». Классическая технология ТРИЗ имеет многолетний опыт в разных странах. ТРИЗ дает возможность проявить свою неповторимость, уникальность, учит детей нестандартно мыслить. Чем раньше начать стимулировать и развивать творческое мышление, тем более высоким окажется уровень познавательной деятельности, тем быстрее осуществиться плавный переход от конкретного мышления к абстрактному.
Основной формой обучения по технологии ТРИЗ - является система творческих заданий, реализация которых позволяет достаточно быстро научить ребенка создавать какой-либо речевой творческий продукт. Играя со словом, дети начинают понимать родной язык, усваивают его структуру, учатся разговорной речи.
При использовании ТРИЗ-технологий основная задача состоит в том, чтобы не давать детям готовые знания, а учить ее находить. За основу берется работа со сказками, решение сказочных задач и придумывание новых сказок с помощью специальных методик. Рассмотрим несколько специальных ТРИЗ-методик для развития связной речи детей с ОНР.
Метод «Сенсорный ящик».
Цель: развитие умения обследовать предмет с помощью различных анализаторов; умения формулировать и задавать вопросы.
Метод Круги Луллия
Цель: закрепление названий по любым лексическим темам, употребление существительных родительного падежа с предлогом «у» и без предлога, образование относительных прилагательных, построение простых предложений, развитие творческого воображения.
Метод «Имя признака – значение имени признака».
Цель: развитие связной речи с опорой на модели имен признаков.
Метод «Сужение поля поиска» (Игра «Да – Нет»).
Цель: закрепление названий, развитие пространственной ориентировки (слева – справа); употребление существительных в родительном падеже единственного числа с предлогом «от», развитие умения задавать вопросы.
Метод «Составление загадок».
Цель: формирование навыков речевой творческой деятельности детей дошкольного возраста; обучение детей созданию сравнений, созданию образных характеристик объектов.
В данном методе целесообразно значение признака в левой части таблицы обозначать словом, с четко выделенной первой буквой, а в правой части допустима зарисовка объекта. Это позволяет тренировать детскую память: ребёнок, не умея читать, запоминает первые буквы и воспроизводит слово в целом.
Метод «Моделирование сказок». Данная методика направлена, сначала на то, чтобы обучить дошкольников составлению сказки по предметно-схематической модели: показать какой-то предмет или картинку, которая должна стать отправной точкой детской фантазии. Например : сломанный солдатик (это может быть солдатик, который был сломан злым героем, или солдатик, который кого-то защищал и сломался).
Метод «Коллаж из сказок». Придумывание новой сказки на основе уже известных детям сказок. Например, педагог говорит: «Красная Шапочка встретила Доктора Айболита и они пошли к трем поросятам».
Метод «Знакомые герои в новых обстоятельствах» позволяет развивать фантазию, ломает привычные стереотипы у детей, создает условия, при которых главные герои остаются, но попадают в новые обстоятельства, которые могут быть фантастическими и невероятными.
Метод «Спасательные ситуации в сказках» служит предпосылкой для сочинения разнообразных сюжетов и концовок. Кроме умения сочинять, ребенок учится находить выход из трудных обстоятельств. Например, педагог говорит детям: «Однажды маленький любопытный мышонок пошел в лес искать друга и заблудился. Предложите свои варианты спасения мышонка».
Метод «Сказки по-новому» помогает по-новому взглянуть на знакомые сюжеты. Например, старая сказка «Золушка» превращается в сказку по-новому – «Ленивая девочка».
Таким образом, эффективным инструментом развития связной речи у дошкольников с ОНР могут стать методы теории решения изобретательских задач. Внедрение специальных ТРИЗ-методик помогают педагогам организовать систему коррекционно-развивающей деятельности по обучению творческим видам рассказывания, что способствует развитию связной речи детей с ОНР. В результате чего, речь детей становится более осознанной и произвольной, у них закрепляется умение словесно выражать этапы решения творческой задачи в форме развёрнутых связных высказываний.
1. Борякова Н., Соболева А., Ткачева В. Практикум по коррекционно-развивающим занятиям. – М., 1994;