Ольга Петрова
Применение ТРИЗ-технологии в развитии творческих способностей детей в дошкольном возрасте
▼ Скачать + Заказать документы
Применение ТРИЗ - технологии в развитии творческих способностей детей в дошкольном возрасте.
«Каждый ребенок изначально талантлив и даже гениален,
но его надо научить ориентироваться в современном мире,
чтобы при минимуме затрат достичь максимум эффекта»
Генрих Саулович Альтшуллер.
Публикация «Применение ТРИЗ-технологии в развитии творческих способностей детей в дошкольном возрасте» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- ТРИЗ. Занятия и игры с использованием ТРИЗ-технологий
- Темочки
Среди новых педагогических технологий, используемых в дошкольных учреждениях для развития творческих способностей детей, ТРИЗ занимает особое место. Целью (ТРИЗ) является не просто развивать фантазию детей, а научить мыслить и находить собственные решения.
Педагог в свою очередь ставит перед собой ряд задач:
1. Создать условия для развития творческих способностей воспитанников.
2. Формировать умение наблюдать, анализировать, делать выводы.
3. Развивать любознательность и познавательный интерес, творческую активность, инициативность и самостоятельность.
Традиционное обучение даёт ребёнку знания. Но в наше время нужны не только знания, а еще и умение оперировать ими, уже в дошкольном возрасте у ребёнка формируются стереотипы мышления и поведения.
Сегодня одним из приоритетных направлений педагогики является задача развития творчества. Обучение через творчество, через решение нестандартных задач ведёт к выявлению талантов, развивает способности детей, их уверенность в своих силах. Оказывается, что ТРИЗ в работе с дошкольниками даёт поразительные результаты. Дошкольник в силу своей возрастной специфики - искатель. Его внимание всегда направлено на то, что ему интересно в результате, развивается воображение, фантазия творчества. Что и является, главной целю педагога - формирование у детей творческого мышления, научить анализировать конкретную ситуацию и находить оригинальные пути ее разрешения в различных областях деятельности.
Дети, играя в ТРИЗ, видят мир во всем его многообразии. ТРИЗ учит детей творчески находить позитивные решения возникших проблем. В арсенале технологии ТРИЗ существует множество методов, которые хорошо зарекомендовали себя в работе с детьми дошкольного возраста, такие как:
- Метод маленьких человечков (ММЧ)
- Метод «мозговой штурм» (МШ)
- Метод фокальных объектов (МФО)
- Метод Робинзона
- Лимерики
- Фантазирование
- Системный оператор (надсистема, система, подсистема)
- Страна загадок
- Противоречия и другие.
Но лучше работу по системе ТРИЗ с детьми дошкольного возраста осуществлять постепенно. Для решения этих задач можно выделить несколько этапов работы:
Первый этап - научить ребенка находить и различать противоречия, которые окружают его повсюду. - Что общее между платьем и кроссовками? и т. д.
Второй этап - учить детей фантазировать, изобретать. Например, предложено придумать новый стул, удобный и красивый. Как выжить на необитаемом острове?
Третий этап - решение сказочных задач и придумывание разных сказок с помощью специальных методов ТРИЗ. Например, «Вы потерялись в волшебном лесу. Что делать?».
Четвертый этап - ребенок применяет полученные знания и, используя нестандартные, оригинальные решения проблем, учится находить выход из любой сложной ситуации.
В результате занятий с применением технологии ТРИЗ у детей снимается чувство скованности, преодолевается застенчивость, развивается воображение, речевая и общая инициатива, повышается уровень познавательных способностей.