Оксана Улитина
Мастер-класс «Применение метода ТРИЗ — системный оператор в совместной деятельности педагога с детьми»
▼ Скачать + Заказать документы
Применение метода ТРИЗ - системный оператор в совместной деятельности педагога с детьми.
Цель: Повышение компетентности педагогов в применении метода ТРИЗ системный оператор в совместной деятельности педагога с детьми.
Задачи:
1. Познакомить педагогов с технологией ТРИЗ- системный оператор. Познакомить педагогов с пособиями, созданными на основе системного оператора.
Публикация «Мастер-класс „Применение метода ТРИЗ — системный оператор в совместной деятельности педагога с детьми“» размещена в разделах
2. Побудить к использованию методов и приемов ТРИЗ в совместной деятельности педагога с детьми.
3. Создать условия для плодотворного общения участников мастер-класса с целью развития познавательных и творческих способностей.
Оборудование: полотно-девятиэкранка, карточки с изображением предметов живой и не живой природы, предметов рукотворного мира, мультимедийное оборудование.
Ход:
Вводная часть:
Основателем ТРИЗ является Генрих Саулович Альтшуллер. Изначально он разработал свою теорию для решения технических и инженерных задач. Однако со временем основные принципы перекочевали и в педагогику.
Технологии ТРИЗ является очень актуальной на сегодняшний день. Современное общество предъявляет все новые и новые требования к системе дошкольного образования. Одна из первостепенных задач воспитания и обучения в дошкольных учреждениях, согласно вступившему в силу ФГОС -это воспитание нового поколения детей, обладающих высоким творческим потенциалом. Педагоги стали искать такие технологии, которые бы отвечали требованиям стандарта, а главное они должны быть доступны для любого образовательного учреждения и легко применимы на практике. И именно такой является теория решения изобретательных задач.
Система ТРИЗ в обучении детей — это практическая помощь ребенку для нахождения наилучшего решения поставленной задачи в создавшейся ситуации. Главное отличие технологии ТРИЗ от классического подхода к дошкольному развитию – это дать детям возможность самостоятельно находить ответы на вопросы, решать задачи, анализировать, а не повторять сказанное взрослыми.
Еще один огромный плюс этой теории заключается в том, что она работает на принципах педагогики сотрудничества, ставит детей и педагогов в позицию партнеров, стимулирует создание ситуации успеха для детей, тем самым поддерживая их веру в свои силы и возможности, интерес к познанию окружающего мира. В решении изобретательских задач ТРИЗ используются различные методы и приёмы. Сегодня мы рассмотрим один из таких приёмов известный нам как «волшебный экран», или «системный оператор».
Метод помогает рассмотреть мир в системе, как совокупность связанных между собой определенным образом элементов.
Цель: дать наиболее полное представление о рассматриваемых объектах. Развивать воображение и фантазию. Определить роль и место объектов, их взаимодействие по каждому элементу в системе, надсистеме, подсистеме.
Что он из себя представляет:
Это квадрат который разделён на 3,5,9 частей (экранов).
Работу с детьми лучше начинать с трёхэкранки или как ещё её называют «Системный лифт». Он может быть как вертикальным, так и горизонтальным. Вертикальный позволяет рассмотреть предмет в системе, подсистеме и надсистеме. А горизонтальный помогает рассмотреть объект во временном аспекте.
Самое большое распространение в работе с детьми дошкольного возраста получил «Волшебный экран» с пятью частями (пятиэкранка) и девятью частями (девятиэкранка).
Ребенок успешнее воспринимает логику системного мышления, если педагог использует замечательное стихотворение Марата Гафитулина «Что-то» :
Если мы рассмотрим ЧТО-ТО… (объект)
Это что-то для ЧЕГО-ТО… (функция объекта)
Это что-то из ЧЕГО-ТО … (подсистема объекта)
Это что-то ЧАСТЬ ЧЕГО-ТО… (надсистема объекта)
ЧЕМ-ТО БЫЛО это что-то… (прошлое объекта)
ЧТО-ТО БУДЕТ с этим что-то… (будущее объекта)
ЧТО-ТО ты сейчас возьми, на экранах рассмотри!
Как же работает системный оператор?
По сути, системный оператор — это своеобразный шаблон для правильного мыслительного процесса. В нем заложены такие критерии анализа, как:
• Система. Это тот объект, который мы и собираемся изучить или даже преобразовать.
• Подсистема. Это то, что входит в систему — ее составляющие части.
• Надсистема. Это некая система более высокого уровня, частью которой и является изучаемый нами объект.
• Прошлое. Чем/кем объект был раньше? Каким были его свойства, возможности, задачи?
• Настоящее. Что представляет собой объект сегодня. Какой он? Каковы его функции?
Будущее. Что произойдет с объектом через некоторое время? Через какое именно? Почему?
Объект — лисёнок. Способствует формированию способности анализировать действия объекта с учётом временной шкалы (прошлое, настоящее, будущее)
Объект — лук.
Ход игры:
«Волшебный светофор» (проводится с начала средней группы)
Правила игры: У «Волшебного светофора» красный цвет означает подсистему объекта, желтый – систему, зеленый – надсистему. Таким образом, рассматривается любой объект. Рассматриваемый предмет может висеть (лежать) перед ребенком, а может убираться после показа.
Педагог показывает картинку с изображением животного.
Педагог : Если я подниму кружочек красного цвета – вы мне назовете части животного. Если я подниму круг зеленого цвета, вы мне скажите, частью чего является животное. А если я подниму круг желтого цвета, то вы мне скажите для чего оно или какую пользу приносит. Данная игра может использоваться при рассматривании картины по любой теме, в том числе и по теме «Животные».
Педагог : Заяц (поднимает зеленый кружок).
Дети: Заяц относится к природному миру, к живой системе, к диким животным. Он живет в лесу.
Педагог : Поднимает красный кружок.
Дети: У зайца есть голова, уши, туловище, хвост, лапы, нос, шерстка.
Педагог : Почему заяц меняет шубку зимой?
Дети: Чтобы скрываться от врагов: лисы, волка.
Педагог : поднимает желтый кружок.
Дети: Зайчик – это доброе, безобидно животное, он никого не обижает. Он нужен для того, чтобы в лесу жили животные, и было красиво.
Данная игра может использоваться при рассмотрении картины.
Если я подниму круг красного цвета - вы будете называть те объекты, которые вы видите на картине. Если я покажу вам круг желтого цвета, вы скажите, как эту картину можно назвать. А если я подниму зеленый круг - определите, частью чего является сюжет картины (природный мир, транспорт, домашние животные).
Объект - дом.
Цель: Формирование умения мыслить системно, с пониманием происходящих процессов, развитие фантазии.
Материал: картинки с изображением предметов живой и не живой природы, предметов рукотворного мира и т. д.
Ход игрового упражнения:
1. Загадка:
Друг на дружке ровно в ряд,
Эти кубики стоят,
В каждом есть окно и вход,
В каждом кто-нибудь живет Ответ: Дом
2. Из чего состоит дом сейчас:
Одной ручкой всех встречает,
Другой ручкой провожает. Ответ: Дверь
Зимой заклеено оно,
А летом открывается.
Оно кончается на «О»
И так же начинается. Ответ: Окно
***
Что на домике моем
И важней всего и выше?
Без чего и дом — не дом. Ответ: Крыша
3. Частью чего является:
Дома стоят,
Друг на друга глядят.
Пешеходы идут,
Сумки несут.
И автомобили
Куда-то покатили. Ответ: Улица
4. Чем было в прошлом:
Где встречается такое,
Что земля над головою? Ответ: Пещера
***
Возле речки под горою
Мы с друзьями дом построим.
Он из веток и соломы,
Гостю даст приют любому.
Домик наш в один этаж,
Называется – … Ответ: Шалаш
5. Из каких частей предмет состоял в прошлом: ветки, солома, камни.
6. Частью чего предмет являлся в прошлом: природы, гор.
7. Какой дом будет в будущем? Дом будущего это удобное, экономичное и экологичное жилище. Оно будет напрочь выделяться из общей массы невзрачных многоэтажек и удивлять всех прохожих.
8. Частью чего дом будет являться в будущем? Частью вселенной, моря.
9. Из каких частей дом будет состоять в будущем? Сенсорные дисплеи будут в доме повсюду. Двери, которые открываются «при появлении» хозяина, и свет, который зажигается только тогда, когда в комнате находится человек, и гаснет, когда он выходит.
Молодцы! У Вас все получилось.
Накопления ребенка:
1. Получает информацию, используя различные источники для «заполнения окошечек чудесного экрана» (заполнения системного оператора информацией из разных источников).
2. Ориентируется в источниках информации, в поисках недостающих звеньев для систематизации знаний об объекте.
3. Задает вопросы на интересующую тему, позволяющие самостоятельно систематизировать знания про объект, установить системные связи.
4. Делает выводы из полученной информации:
- все окружающие объекты имеют свое назначение, обладают определенными признаками, имеют части, место, классификационную группу, линию времени;
- все объекты можно сравнивать между собой по признакам.
5. Использует новую информацию для попыток самостоятельно систематизировать знания о новом объекте и поиска признаков, по которым можно произвести сравнение.
Заключительная часть. Рефлексия. Уважаемые коллеги! Я думаю, что мне удалось заинтересовать вас в применении технологии ТРИЗ, вы активно участвовали, были эмоциональные. Выполнение творческих заданий способствовало раскрепощению педагогов, активизации творческих способностей. Для лучшего видения возможностей применения приемов ТРИЗ в повседневной жизни детского сада я приготовила для вас практический материал (картотеку игр в соответствии с возрастом детей).
Уважаемые педагоги, если вам понравилось играть в «системный оператор», то улыбнитесь, пожалуйста; если не понравилось – сделайте грустное лицо. Спасибо за внимание.