Маргарита Черныховская
Применение «Сказочных задач» в работе педагога-психолога
▼ Скачать + Заказать документы
Сказочные задачи непременно должны отвечать следующим требованиям:
• Задачу задает сказочный герой (например, фея или Баба – Яга). В роли сказочного героя, загадывающего загадки, может выступать кукла или переодевшийся в «волшебную» одежду ведущий;
• Условиями сказочной задачи являются сказочные испытания;
• Задача не должна иметь единственного правильного/ неправильного ответа;
Темочки:
• Образы, герои и проблематика задач должны быть близкими и понятны ребенку. Согласитесь, кукла Гамлет, задающая известный вопрос «быть или не быть», детсадовцам будет совсем непонятна, в отличие от причины слез Царевны - Несмеяны.
В результате осмысления сказочных задач у ребят развивается умение находить оригинальные, свободные от стереотипов способы решения тех проблем, которые неизбежно появятся на их жизненном пути. При этом с навыками, полученными в результате решения сказочных задач, жизненные трудности будут преодолены ребенком с наименьшими энергозатратами и с творческим подходом. Приведу лишь несколько классических сказочных задач, а вы, опираясь на мой пример, можете придумать их сами.
• Подъехал богатырь Илья – Муромец к распутью трех дорог и увидел на нем огромный камень. На камне было написано: «Направо пойдешь - коня потеряешь. Налево пойдешь - сам погибнешь. Прямо пойдешь – ничего не найдешь». Какую из трех дорог выбрал именно её?
• Трудный путь пришлось пройти Ивану- царевичу, чтобы найти невесту свою Василису, которую похитил злой Кощей Бессмертный. Нашел, в конце концов, Иванушка мрачный замок Кощея, да вот беда, окружает замок огненная река. Как же перебраться Иванушке через эту реку?
• Как вы думаете, что случится с тем, кто искупается в молочной речке с кисельными берегами?
• Победил Иванушка Кощея, и все Кощеево богатство Иванушке досталось: и монеты, и золото, и драгоценные камни, и украшения всякие. Как вы думаете, что потом Иванушка сделал со всем этим богатством?
• В далекой сказочной стране есть Хрустальный город. Всё, всё, всё в нём хрустальное. Как вы думаете, каким этот город был раньше? Кто его заколдовал, и почему? Почему именно в хрусталь все превратилось?
• Жил да был в далекой сказочной стране король, и была у него дочка- принцесса. Король любимой дочке все разрешал, кроме одного: подниматься в маленькую башенку на самой вершине замка. Как вы думаете, почему принцессе не разрешалось подниматься в эту башенку? Однажды король уехал по своим королевским делам. А как поступила принцесса в отсутствие короля?
• К одной сказочной принцессе – а она была очень красивой – сваталось очень много женихов. Но прекрасная принцесса всем отказывала и ни за кого не хотела выходить замуж. Как вы думаете, почему? Чего хотела принцесса?
Условия задачи таковы. Для того чтобы целыми и невредимыми пройти по сказочной стране, с собой нужно взять множество самых разных вещей, ведь в дороге может случиться множество неожиданных приключений. Но так как мы много вещей унести не можем, то всем вместе необходимо подумать, что нам необходимо взять с собой в дорогу. Каждый из ребят должен назвать вещь, объяснив, в каких ситуациях и для чего она может пригодиться. С собой мы берем только ту вещь, которая может пригодиться во множестве сказочных ситуаций. Дети, предлагая какую- либо вещь, должны назвать не менее трех (а дети после 7 лет не менее пяти) вариантов её использования в сказочном путешествии. Заканчивая эту тему, хочется отметить следующее. Методик огромное множество. Но какой бы способ вы не выбрали для общения с ребенком, необходимо помнить о двух вещах.
1. Психологическая интерпретация должна быть безоценочной. Всё сказанное ребенком (например, сочиненная им сказка или решение предложенной сказочной задачи) не должно раскладываться на «плохое» и «хорошее». Нужно принимать всё сказанное им как данность. Сказкотерапия позволила нам заглянуть в душу ребенка, в самые сокровенные её уголки.
2. Необходим анализ сказки и её обсуждение. Кроме всего прочего, это поможет ребенку научиться формулировать свои мысли, а самое главное, дает ему возможность говорить о своих мыслях, о своих чувствах, о своих эмоциях и переживаниях – и быть услышанными другими людьми. В наш век отчаянного одиночества подобное значение очень важно.