Нина Тихонова
Применение проектной деятельности в работе педагога-психолога. Проект «Я и мое настроение»
▼ Скачать + Заказать документы
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
города Ростова-на-Дону «Детский сад №288»
Применение проектной деятельности
в работе педагога-психолога :
Проект «Я и мое настроение»
Педагог-психолог
МБДОУ № 288
Тихонова Н. А.
Психологическая служба детского сада реализует следующие цели,
Темочки:
- Проекты, проектная деятельность
- Работа психолога в ДОУ
- Эмоции, настроение. Проекты, планы, недели
- Эмоции. Развитие эмоциональной сферы у детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2016
которые сформулированы в соответствии с программой развития общеобразовательного учреждения: сохранение и укрепление психического и психологического здоровья детей, содействие личностному развитию в условиях ДОУ.
Помощь в решении психологических проблем развития, возникающих у воспитанников в различных ситуациях их жизнедеятельности.
Задачи сопровождения:
1. Создание благоприятного для развития ребенка психологического климата в детском саду, который определяется, с одной стороны, организацией продуктивного общения детей со взрослыми и сверстникам, с другой – созданием для каждого ребенка на всех этапах дошкольного детства ситуаций успеха в той деятельности, которая является для него личностно значимой.
2. Содействие психическому, психофизическому и личностному развитию детей на всех возрастных ступенях дошкольного детства.
3. Оказание своевременной психологической помощи и поддержки как детям, так и их родителям и воспитателям.
Уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода к образованию является технология проектирования.
Проектирование – это комплексная деятельность, участники которой автоматически: без специально провозглашаемой дидактической задачи со стороны организаторов осваивают новые понятия и представления о различных сферах жизни.
Проектная деятельность, как ни какая другая поддерживает детскую познавательную инициативу в условиях детского сада и семьи. Тема эта весьма актуальна по ряду причин.
Во-первых, формирует знания у детей об эмоциональном мире человека и способах управления им.
Во-вторых, учит видеть эмоциональное состояние другого и собственный эмоциональный образ, соотнося его с конкретной ситуацией.
В-третьих, проектная деятельность помогает развивать эмоциональную произвольность и учит конструктивным способам управления собственным поведениям (снимать напряжение, избавляться от злости,раздражительности, разрешать конфликтные ситуации и др.).
Именно проектная деятельность позволяет не только поддерживать детскую инициативу, но и оформить ее в виде культурно-значимого продукта.
Этот метод затрагивает не только и не столько интеллектуальную сферу детей, но и чувства, эмоции, отношение к окружающему миру, свои ценностные ориентации. Создается атмосфера доверия, в которой дети чувствуют себя достаточно безопасно, могут свободно мыслить и выражать свое мнение.
Достижение этой цели возможно через реализацию следующих задач:
- познакомить с характеристикой эмоциональных состояний, присущих человеку;
- развить интерес к самому себе и своему эмоциональному состоянию;
- расширить представления о внутреннем мире человека – характере, мыслях, чувствах, привычках;
- развить и обогатить формы взаимодействия со взрослыми и сверстниками.
Основными направлениями реализации этого проекта стала подгрупповая совместная деятельность педагога-психолога с детьми, совместная деятельность детей и родителей, а также психологическое просвещение и консультирование педагогов и родителей по теме проекта.
Вид проекта : социальной направленности, групповой, краткосрочный;
Участники проекта : дети старших групп (5-6 лет, воспитатели, родители ; педагог- психолог.
Цель: расширение и обогащение представлений детей об эмоциях, чувствах, способах их выражения, причинах возникновения и способах элементарной саморегуляции; создание положительного эмоционального фона в процессе общения детей со сверстниками и родителями.
Проектные мероприятия :
Тематические дни;
Беседы:
- «Я злюсь (удивляюсь, грущу, когда…»
- «Как справиться с обидой»,
- «Полезные и бесполезные страхи» и др.
Рассматривание сюжетных картинок с изображение разных fэмоций;
Чтение литературных произведений;
Игры: «Поругаемся овощами», «Жужа» и др. ;
Психогимнастические этюды : «Фотография на память», «Круглые глаза» и др. ;
Телесно- ориентированные техники.
В процессе работы над проектом дети отражают свои впечатления в рисунках на темы:
– «Я весёлый»
– «Кого (чего) я боюсь»
– «Как я справляюсь с бесполезными страхами?»
– «Отчего я злюсь»
– «Мои обиды»
– «Отчего я грущу»
– «Чему я удивляюсь»
Для создания положительного эмоционального фона, укрепления детско-родительских отношений в процесс реализации проекта включены родители воспитанников. С помощью ответов на вопросы в процессе интервью, а также совместного рисования, они помогают детям создать «Копилку настроений».
Продукты проектной деятельности :
• Сценарии тематических дней, посвященных знакомству с основными эмоциями: «Радость», «Грусть, печаль», «Страх», «Гнев», «Удивление»;
• Выставки рисунков «Я и моё настроение»;
• Подборка стихов, поговорок о настроении, эмоциях;
• Подборка сюжетных картинок с изображением эмоций;
• Оформление наглядных материалов совместной работы детей и родителей «Копилка настроений»;
• Памятки для родителей и педагогов об эмоциональном развитии дошкольников, о способах управления отрицательными эмоциями.
В работе над проектом были использованы следующие источники:
- Клюева Н. В., Касаткина Ю. В. Учим детей общению. — Ярославль: Академия развития, 1997;
- Икрянникова Т. Н. (сост.) Формирование гуманных взаимоотношений между детьми старшей и подготовительной групп. – Волгоград: ИТД «Корифей», 2007;
- Данилина Т. Д., Зедгенидзе В. Я., Степина Н. М. «В мире детских эмоций», М. ,2004г. ;
- Минаева В. М. «Развитие эмоций дошкольников» М., «Аркти»,2000г.
- Свирская Л., Петрова Н. «Ты меня понимаешь» (Д/с со всех сторон №35-36, сентябрь 2003г.);
- Семенака С. И «Учимся сочувствовать, сопереживать. Коррекционно-развивающие занятия для детей 5-8 лет» М, «Аркти» ,2005г.