Ольга Салтанова
Применение методики исследования словообразования имен существительных Лалаевой Р. И. в коррекционной работе с дошкольниками
▼ Скачать + Заказать документы
На современном этапе развития образования продолжает оставаться проблема увеличения количества детей с нарушениями речи. Меж тем социально-экономические преобразования в обществе диктуют необходимость формирования самостоятельной творчески активной личности обладающей грамматически правильной речью.
Н. С. Жукова, Г. В. Чиркина, Р. Е. Левина отмечают, что состояние лексико-грамматической системы языка и развитие языковой компетенции ребенка, его речевой коммуникации в целом зависит от полноценного овладения словоизменением и словообразованием
Публикация «Применение методики исследования словообразования имен существительных Лалаевой Р, И, в коррекционной работе с дошкольниками» размещена в разделах
Поэтому важно начать коррекционную работу по преодолению нарушений словообразования у детей с общим недоразвитием речи еще в дошкольном возрасте для предупреждения школьной дезадаптации.
Вопросу развития грамматического строя детей дошкольного возраста посвящены исследования Е. Н. Винарской, А. Н. Гвоздева, Н. И. Жинкина, Н. И. Красногорского, А. Р. Лурия. Г. Д. Розенгард-Пупко, С. Л. Рубинштейна, Т. В. Тумановой, Т. Б. Филичевой, Д. Б. Эльконина Т. Н. Ушаковой, А. М. Шахнаровича и др.
Предпосылками для усвоения грамматического строя является познание отношений и связей окружающей действительности, которые выражены в грамматических формах. Установление разнообразных связей, понимание логической зависимости между наблюдаемыми явлениями сказывается в заметном изменении структуры детской речи: в увеличении числа предлогов и наречий, употреблении сложноподчиненных предложений, в овладении словообразованием, формообразованием и синтаксическими структурами.
Определены условия овладения детьми грамматической стороной речи в нормальном онтогенезе:
1. Создание благоприятной языковой среды, дающей образцы грамотной речи
2. Специальное обучение детей трудным грамматическим формам, направленное на предупреждение ошибок
3. Формирование грамматических навыков в практике речевого общения
4. Исправление грамматических ошибок
Достаточно распространенным речевым расстройством среди детей дошкольного возраста является общее недоразвитие речи.
Понятие общего недоразвития речи сформулировано на основе тщательного и всестороннего изучения качественных проявлений недостатков фонетической, фонематической и лексико-грамматической сторон речи, психологических механизмов их перекрестного влияния на речевую деятельность и предполагает системное нарушение всех компонентов, относящихся как к звуковой, так и смысловой сторонам
Общепринятой в логопедии является классификация трех уровней общего недоразвития речи, обоснованная Р. Е. Левиной на основе анализа степени сформированности компонентов языка.
Исследуемый нами III уровень речевого развития предполагает наличие развернутой фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития при относительно благополучном понимании речи.
Анализ детских высказываний выявляет картину выраженного аграмматизма. Характерными для большинства детей являются ошибки на изменение имен существительных
В связи с этим развитие словообразования имен существительных у детей старшего дошкольного возраста становится предметом целенаправленного логопедического воздействия.
Проблемой изучения нарушений словообразования у детей с ОНР занимались такие исследователи, как Р. И. Лалаева, Н. В. Серебрякова, Л. В. Лопатина, Т. В. Туманова и др.
Словообразование представляет собой одно из основных средств пополнения словарного состава языка, является составной частью морфологической системы языка (словообразование происходит путём соединения, комбинирования морфем)
Нарушение формирования словообразовательных операций приводит к большому числу морфологических аграмматизмов в речи детей с ОНР.
Проявления нарушения словообразования у дошкольников с ОНР :
1. Вне специального внимания к речи дети малоактивны; в редких случаях являются инициаторами общения, не оречевляют игровую ситуацию.
2. Дошкольники с общим недоразвитием речи затрудняются в
образовании существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов («деревко», прилагательных («лихняя шапка», «стекловая вода»).
3. В области словообразования затруднение вызывает разграничение оттенков значения слова.
4. Наиболее усвоенными являются формы именительного,
винительного и родительного падежей множественного существительного.
5. Недостаточность функции словообразования проявляется в
трудностях построения прилагательных от формы существительного
(подушка из пуха - «пушоная»; варенье из груш - «грушиное»;).
6. В основном дети пользуются суффиксальным способом
словообразования. Однако количество суффиксов, используемых при
словообразовании, очень невелико (-ик, -очек, -чик, -енок, -ок, -ят, -к).
7. У детей с общим недоразвитием речи бедны морфологические
обобщения, представления о морфологическом составе слова
Опыт обучения и воспитания дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня показывает, что они обладают довольно большим потенциалом развития, который может быть реализован в результате правильного коррекционного воздействия. И, в первую очередь, важное значение, имеет всестороннее обследование детей.
Последовательность и содержание работы определялось онтогенетическим подходом, результатами исследований словообразования Р. И. Лалаевой, Н. В. Серебряковой; Т. В. Тумановой; А. А. Хохловой
В констатирующем эксперименте применялась методика исследования словообразования имен существительных Лалаевой Р. И.
Анализ состояния образования уменьшительно-ласкательных существительных показал следующие результаты
Дети экспериментальной группы в большинстве случаев правильно выполняли задания с помощью экспериментатора или имели единичные неправильные ответы в непродуктивных способах словообразования. Дети достаточно хорошо образовывают существительные с суффиксами -ик, -к-, -очк, -ц, -чик, -иц, -ышк. Это подтверждает исследование А. Н. Гвоздева о словообразовании существительных с этими суффиксами в онтогенезе. Раннему появлению этих суффиксов способствует обилие ласкательных слов у взрослых в их разговорах с ребёнком.
Анализ состояния образования названий животных показал следующие результаты
В экспериментальной группе дети владеют средним и выше среднего уровнями развития. Наиболее часто дети допускали ошибки при словообразовании суффиксов –онок, -енок. Типичными были замены слов, входящих в одно родовое понятие (свинья- свиненок- свинята, лошадь- лошадёнок- лошадки) или замещали словообразование на высказывание (коза- козье стадо). По мнению Лалаевой Р. И., Серебряковой для детей с ОНР характерно усвоение слов в целостном виде (на основе механизмов имитации) В импрессивной речи дети допускали единичные ошибки.
В процессе обследования словообразования имён существительных, которые обозначают вместилище какого-нибудь предмета, нами были получены следующие результаты
У 45% дошкольников экспериментальной группы наблюдается средний уровень сформированности умения словообразования имён существительных, обозначающих вместилище какого-либо предмета.
Уровень ниже среднего отмечен у 55% старших дошкольников экспериментальной группы.
Наибольшие сложности у детей экспериментальной и контрольной групп вызвало образование слов «селедочница», «солонка», «чайница».
По мнению Лалаевой Р. И. Серебряковой Н. В. это явление связано с тем, что ребёнок выделив морфему –ниц из слова сахарница в соответствии с этим значением образует слова типа сольница, селёдница, маслёница и т. п. Трое детей экспериментальной группы не справились с образованием существительного супница, отвечали «кастрюля». Эти ошибки могут быть связаны с тем, что в обиходе дети не встречаются с такими предметами. Неправильное ударение в словах отмечалось у нескольких детей экспериментальной группы.
Анализ состояния образования существительных со значением единичности показал: дети экспериментальной группы даже с помощью экспериментатора не смогли правильно образовать существительное со значением единичности. Чаще всего дети допустили такие типы ошибок, как неправильное употребление суффиксов –ин, -инк (ворсик, ворсичка). Подбирали слова «шарик» вместо бусинки, «ягодка» вместо виноградинки, «нитка» вместо ворсинки. Это говорит о том, что у детей с ОНР не усвоено словообразование с этими суффиксами. В этом задании у них преобладает средний уровень развития Наибольшие сложности у детей экспериментальной группы вызвало образование слов «пылинка», «дождинка», «песчинка».
Наиболее легким заданием оказалось образование имён существительных со значением женскости, на что указывает высокий уровень выполнения задания, как у детей контрольной группы (100%) так и у детей экспериментальной группы (76%) Дети экспериментальной группы владеют средним и выше среднего уровнями развития словообразования существительных со значением женскости.
Наибольшие сложности у детей экспериментальной группы вызвало образование слов «воробьиха», «крольчиха», «ежиха», «волчица». Чаще всего дети допустили такие типы ошибок, как замена суффиксов -их, -иц (лосица, тигриха). Дети образовывали неправильные, либо новые существительные. У них усвоен в большей степени словообразовательный суффикс –иц, и усваивается суффикс –их. Хотя в онтогенезе он появляется у детей в 4 года (по А. Н. Гвоздеву, и употребляется с аффиксом –иц в одинаковых условиях. В отличии от детей экспериментальной группы испытуемые контрольной группы не допустили ошибок. У них отмечен высокий уровень развития словообразования имен существительных со значением женскости
Наиболее трудными заданиями, как для детей контрольной группы, так и для детей экспериментальной группы, были задания на образование названий профессий женского и мужского рода. Дети экспериментальной группы, в основном, имеют средний и ниже среднего уровни, но 3 ребенка показали низкий уровень развития по словообразованию профессий мужского рода
По мнению Жуковой Н. С., это объясняется не только тем, что слова сложны по своему звуко-слоговому составу, но и тем, что они сложны по своему морфологическому содержанию,т. к. имеют суффиксы, редко употребляемые в детской речи.
Наибольшие сложности у детей экспериментальной группы вызвало образование слов часовщик (часовик, билетер (билетник, скрипач (скрипник, точильщик (точиниц, ножовщик, повариха (поварша, поварщица, поварница, ткачиха (ткача, ткачиста, ткачёвка, пловчиха (пловица, пловчица). Эти ошибки свидетельствуют о том, что дети не знают названий этих профессий и суффиксы –ник, -ниц появляются в онтогенезе после 5 лет (по А. Н. Гвоздеву). Это сказывается на словарном составе. Хотя по программе детского сада дети начинают знакомиться с этими словами.
При исследовании словообразования глаголов от имен существительных дошкольниками с ОНР, можно отметить, что дети этой группы недостаточно владеют этим способом словообразования. У детей экспериментальной группы выявлены следующие ошибки: замены продуктивных аффиксов менее продуктивными, словообразование по аналогии (зима - зимовать, рыба - рыбовать). Дети экспериментальной группы допускали аграмматизмы, связанные:
А) с игнорированием чередования согласных в корне (стучать - «стукать»,
Б) с заменой менее продуктивного суффикса на более продуктивный (рыбачить – «рыбовать», «рыбка») и т. д. ;
В) с повтором слова-стимула без изменения вслед за экспериментатором, не смотря на неоднократные возвраты к примерам, которые давались в начале задания.
Это можно объяснить тем, что в сознании ребенка не закрепились модели – типы словообразовательных морфем с определенным значением. Также ошибки при словообразовании глаголов от существительных связаны с тем, что глагол обладает более отвлеченной семантикой, чем существительные конкретного значения. Дети с речевой патологией достаточно уверенно называли слова, которые часто употребляются в разговорной речи (ужинать, завтракать, обедать).
Анализ понимания произвольных форм существительных (объяснение их значения и верификация произвольных форм) По данным анализа результатов обследования дети с ОНР (экспериментальная группа) понимают значение многих слов; объём их пассивного словаря близок к норме. Однако правильное употребление слов в экспрессивной речи вызывает затруднения. Дети контрольной группы не испытывают затруднения при отборе правильных слов, их правильном употреблении.
Исходя из данных диагностики логопедическую работу по формированию словообразования имён существительных можно провести по методике Лалаевой Р. И. и Серебряковой Н. В.
На основании методики выделяем 3 этапа логопедической работы по формированию словообразования имён существительных.
I этап. Закрепление наиболее продуктивных словообразовательных моделей.
II этап. Работа над словообразованием менее продуктивных моделей.
III этап. Уточнение значения и звучания непродуктивных словообразовательных моделей.
Содержание I этапа логопедической работы
Существительные
Образование уменьшительно-ласкательных существительных с суффиксами : -к-, -ик-, -чик-.
Содержание II этапа логопедической работы
Существительные
Уменьшительно-ласкательные существительные с суффиксами -оньк; -еньк-, -ъииек-, -ышк-.
Образование существительных с суффиксом –ниц (сахарница).
Образование существительных с суффиксом –инк (пылинка, с суффиксом –ин (виноградина).
Содержание III этапа логопедической работы
Существительные
Образование названий профессий
Работу над словообразовательными аффиксами планируется осуществлять следующим образом.
1. Сравнение слов с одинаковым словообразующим аффиксом (приставкой, суффиксом) по значению (косичка, лисичка). При этом подбираются слова с одинаково звучащими словообразующими аффиксами одного значения.
2. Выделение общего значения, вносимого аффиксом.
3. Выделение в предъявленной группе слов сходного звучания (общей морфемы).
4. Закрепление связи значения и звучания аффикса (например, -ик вносит значение уменьшительности, -ниц значение вместилища).
5. Анализ звукового состава выделенной морфемы.
6. Буквенное обозначение звукового состава выделенной морфемы (если дети знают буквы).
7. Самостоятельное образование слов с данным аффиксом.
Таким образом, благодаря констатирующему эксперименту было выявлено, что задания на образование существительных являются достаточно трудными для всех детей. Однако, если у детей контрольной группы отмечались лишь единичные ошибки в выполнении заданий, то в экспериментальной группе количество отказов были значительны, что свидетельствует о значительно больших трудностях суффиксального образования существительных у детей с речевой патологией. Своевременное распознавание трудностей словообразования у детей с ОНР помогает определению характера их речевого и лексико-грамматического недоразвития, а также выбору наиболее эффективных путей логопедической работы по устранению ошибок словообразования у дошкольников с ОНР.