Инна Лебедева
Применение метафорических ассоциативных карт в работе педагога-психолога с детьми дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
МАК карты являются уникальной проективной методикой. Она хорошо себя зарекомендовала при работе с детьми, в том числе и с детьми дошкольного возраста. Метафорические карты – это набор картинок величиной с игральную карту или открытку. На них могут быть изображены люди, дома, животные, растения, абстрактные рисунки и множество других вариантов изображений.
Преимущество работы с этим инновационным и креативным материалом заключается в том, что карты позволяют:
Публикация «Применение метафорических ассоциативных карт в работе педагога-психолога с детьми дошкольного возраста» размещена в разделах
- Метафорические карты
- Работа психолога в ДОУ
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Педагогическая находка» апрель 2024
• Снять психологическое и эмоциональное напряжение и таким образом обойти внутреннее сопротивление ребенка;
• Они помогают создать атмосферу безопасности и доверия;
• Позволяют проговорить проблемную ситуацию, что само по себе уже несёт эффект коррекции;
• Помогают психологу наглядно увидеть картину любых межличностных отношений, и провести качественную диагностику;
• Запускают механизмы поиска внутренних ресурсов и выхода из критической ситуации;
• Их можно использовать в групповой и индивидуальной работе;
• Многообразие наборов карт МАК позволяет для каждого ребенка осуществить индивидуальный подход, учитывая его предпочтения. И что еще очень важно несколько наборов можно использовать одновременно.
В своей работе я использую следующие наборы метафорических карт:
1. Один из них «Монстрики чувств». На картах изображены монстрики в разных эмоциональных состояниях. Эти карточки помогают дошкольникам познакомиться с основными эмоциями и чувствами, научиться определять эмоциональное состояние людей и животных и скорректировать нарушения в эмоциональной сфере.
2. Мак карты «Я и все-все-все». В комплект входят карты на которых изображены дети и животные в различных жизненных ситуациях. Эта колода карт помогает найти внутренние ресурсы или наоборот - обнаружить детские травмы, осознать и определить мечты, планы и ценности.
3. Мак карты «Дружок». Главный герой этой колоды – щенок по кличке Дружок. На картах, показано, как щенок попадает в разные жизненные ситуации (ссорится с друзьями, видит как ссорятся его родители, разбрасывает игрушки в разные стороны, отказывается кушать и т. д., испытывает различные эмоции (радость, злость, грусть, страх, удивление, взаимодействует с другими персонажами: родителями, братьями и сестрами, с друзьями, с посторонними людьми. Это колода карт помогает обогатить словарный запас, развить эмоциональный интеллект, скорректировать проблемы в эмоциональной и коммуникативной сфере.
4. МАК карты «Роботы». В набор входят изображения отдельных частей тела, которые совмещаются друг с другом, так что можно создать «робота» из любых карт. Возможность комбинировать разные детали очень нравится детям. Если ребенок выбрал черно-белые карты, ему предлагаются копии карт, чтобы он мог раскрасить их на свой вкус. Это открывает дополнительные возможности: можно работать с цветными изображениями, можно работать с раскрасками, опираясь на принципы и подходы арт-терапии; можно комбинировать работу с цветными изображениями и раскрасками.
МАК карты можно использовать для диагностики, в групповой и индивидуальной коррекционно-развивающей работе с детьми и взрослыми. Для групповой работы по коррекции и развитию эмоционально-волевой и коммуникативных сфер дошкольников я использую следующие техники и игры:
• Определи эмоцию;
• Изобрази эмоцию;
• Любимые произведения и любимые герои монстриков;
• Ассоциации;
• Составление историй, рассказов;
• Хорошо-плохо;
• Проблема-решение»;
• Один робот на двоих, на всех;
• Герой справляется со сложной ситуацией.
Игра «Любимые произведения и любимые герои монстриков.
Для этой игры мне понадобилась колода карт «Монстрики чувств». Суть игры. Сначала к ребятам в гости приходят монстрики (из колоды я выбираю примерно 5 персонажей). Потом ребята определяют, какие эмоции или чувства они испытывают в данный момент. Далее сообщаю, что у каждого монстрика есть свое любимое произведение и свой любимый герой. Причем, эмоциональное состояние героя произведения, совпадает с настроением монстрика. Дальше зачитываю отрывок стихотворения или рассказа, а дети определяют, чье это любимое произведение.
Например:
Маша варежку надела, ой куда я пальчик дела,
Нету пальчика пропал в свой домишко не попал.
Итак, девочка Маша в стихотворении удивилась, поэтому это любимое произведение монстрика, который испытывает эмоцию удивления.
Игра «Герой справляется со сложной ситуацией».
Для этой игры мне понадобилось две колоды карт: «Дружок» и «Я и все, все, все». Суть игры. Перед детьми вешается карточка с проблемной ситуацией. Я выбрала карточку из колоды «Дружок», на ней нарисован щенок, который не хочет есть кашу. Рядом с этой картинкой вешаются карточки из колоды «Я и все, все, все». Я взяла 15 картинок, которые мною были выбраны наугад. Далее детям предлагалось выбрать карту с понравившимся героем, и рассказать, как этот герой мог бы справиться с этой проблемной ситуацией. Дети предложили следующие варианты: герои кошки предложили разложить кашу на тарелке в форме сосиски, а зайцы в форме морковки и есть их, думая что это их любимая еда. Суть следующего варианта состояла в том, что мальчик моряк предложил представить процесс поедания каши, как поиск сокровищ, которые зарыты в земле. Идея следующего варианта заключалась в том, что девочка - сладкоежка предложила кашу представить тортиком. Ее следовало разрезать ложкой на кусочки. И есть кашу по кусочкам, так как мы едим торт. Идеи были очень интересные. В этом безусловно заслуга карт, так как в них ребенок видит тот ресурс, который помогает справится со сложной ситуацией. После того, как все дети предложили свои варианты, каждый ребенок проговорил, какой способ или способы он бы стал использовать в своей жизни.
В индивидуальной коррекционно-развивающей работе я использую и те игры и техники, которые были в групповой работе и новые техники:
• Расскажи сказку;
• Создание картин социальной ситуации ребенка;
• Один день из моей жизни;
• Жизнь страха;
• Робот – «Похожий на меня»;
• Робот «В настоящем и будущем»;
• Робот «Мое настроение»;
• Робот «Я – мамин, я –папин, я –неповторимый»;
• Робот «Портрет семьи»;
• Создание хорошего и плохого робота»;
• Очки;
• Мостик;
• Два полюса;
• Негатив на позитив
Техника «Робот в настоящем и будущем».
Инструкция к данной технике даётся в два этапа: Сначала я прошу ребёнка собрать из частей робота, который будет похож на него. Потом прошу создать робота, который был бы похож на него в будущем. Далее идет обсуждение. Вопросы могут быть следующие:
• Что ты думаешь о получившихся роботах?
• Что чувствуешь, когда смотришь на них?
• Какой робот тебе нравится больше всего? И так далее.
Приведу пример из практики. Мальчик, пусть его зовут Сережа, ему 5 лет, есть проблемы в эмоционально-волевой и коммуникативных сферах. Робот, который похож на него сейчас выглядит следующим образом: на голове много глаз, чтобы смотреть во все стороны, много рук, чтобы можно было одновременно рисовать, играть с машинками, собирать конструктор и много ног, чтобы всех быстрее бегать. Робот, который будет похож на него в будущем выглядит так: на голове наушники, с помощью них робот получает команды от человека, который создает умных роботов. Тело у робота с большими руками и ногами, чтобы ему было удобно собирать других роботов. После обсуждения выясняется, что Сереже очень нравится робот из будущего. После моих вопросов, кто или что может помощь роботу из настоящего превратиться в робота из будущего. Ребенок сам проговаривает какие шаги нужно сделать: нужно слушать, что говорит воспитатель, а не вертеть головой в разные стороны. Нужно изучать буквы и цифры чтобы стать умным. Дальше Сережа разукрасил робота и забрал его домой. Благодаря данной технике ребенок сам замотивировал себя и проговорил шаги, которые помогут ему измениться в лучшую сторону.
Техника «Мостик».
Она помогает детям найти разные способы решения проблемной ситуации. Суть ее заключается в следующем:
• Сначала просим ребенка в открытую выбрать карту, которая описывала бы проблемную ситуацию, и прокомментировать свой выбор.
• Далее ребенку нужно выбрать еще 1 карту, чтобы показать желаемый исход проблемной ситуации.
• Следующим шагом просим из колоды закрытых карт взять от 3 до 5 картинок и выложить «мостик» между двумя картами.
• Далее нужно по одной открывать закрытые карты, интерпретировать их и искать решение проблемной ситуации.
Приведу пример из практики. Мальчик, 5 лет, пусть его зовут Миша, он стеснительный и тревожный ребенок. Первую картинку он выбрал из колоды «Дружок», на ней изображена собачка, которая боится темноты. Далее Миша выбрал карту с изображением веселой и счастливой собачки, так как хочет спокойно засыпать и не боятся темноты. Потом из колоды достал три карты, которые помогли найти решения. Вот что получилось:
• Можно закрыть глаза и представить, что ты с другом запускаешь кораблики в ручей и смотришь, как они плывут;
• Можно представить, что сейчас лето и ты ешь сладкий арбуз;
• Глядя на последнюю карту ребенок придумал 2 способа разрешения проблемы: можно тихо петь любимую песню или включить любимые песни или музыкальные сказки.
• Во время обсуждения Миша сказал, что хотел бы дома попробовать каждый из придуманных им способов.
Я привела лишь немного наглядных примеров из своей коррекционно-развивающей работы со старшими дошкольниками, используя метафорические карты. Мой трехлетний опыт работы с этой инновационной проективной методикой позволяет сделать вывод, что она даёт возможность детям старшего дошкольного возраста через игру получить решения проблемных ситуаций, оставаясь в безопасности и обретая опыт выстраивания допустимой линии поведения. Поэтому метафорические ассоциативные карты могут стать полезным и эффективным инструментом в диагностической и коррекционно-развивающей работе психологов с детьми.