Екатерина Степаненко
Применение современных коррекционных технологий в работе воспитателя в условиях социально-реабилитационного центра.
▼ Скачать + Заказать документы
Применение современных коррекционных технологий в работе воспитателя в условиях социально-реабилитационного центра
Мир, в котором живет и воспитывается ребенок, характеризуется постоянным обновлением информации, он динамичен и изменчив. Такие условия диктуют детям необходимость видеть свои цели, проявлять инициативу, проектировать, выстраивать социальные связи быстро включаться во временные коллективы, и нам, взрослым, необходимо помочь им в этом, применяя в своей деятельности современные коррекционные технологии.
Публикация «Применение современных коррекционных технологий в работе воспитателя в условиях социально-реабилитационного центра,» размещена в разделах
В своей деятельности я активно применяю современные коррекционные технологии, что дает положительную динамику роста развития воспитанников. Этому способствуют:
- здоровьесберегающие технологии;
- информационно-коммуникационные технологии;
-личностно-ориентированные технологии;
-игровая технология;
-технология КТД И. П. Иванова (коллективные творческие дела);
-технологии арт-терапии.
Использую в работе здоровьесберегающие технологии, что помогает обеспечить ребенку возможность сохранения здоровья, формирование у него необходимых знаний, умений, навыков по здоровому образу жизни. Систематически внедряю нестандартные методы и средства оздоровления: дыхательную гимнастику, ароматерапию, гимнастику для глаз, мимические разминки, психогимнастику, самомассаж, динамическую паузу, оздоровительную гимнастику после сна. Применение таких методов способствует формированию у воспитанников осмысленного отношения к здоровью как важной жизненной ценности.
Понимая требования, выдвигаемые современным информационным обществом, активно использую информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. Обобщаю свой педагогический опыт работы, размещая конспекты занятий на сайте www.maam.ru. А так же информационные технологии применяю в непосредственной образовательной деятельности с детьми в форме мультимедийных презентаций, анимаций, голосовых записей и др., что позволяет решить несколько задач – наглядность, доступность, контроль, самостоятельность, индивидуальность.
Личностно-ориентированные технологии ставят в центр педагогического процесса личность ребенка, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализации ее природного потенциала. Считаю, что каждый ребенок уникален в своей индивидуальности и имеет право развиваться в собственном темпе. В нашем центре разные дети, с разным уровнем развития. При применении технологии делю воспитанников на условные группы с учетом типологических особенностей, учитывая личностное отношение воспитанников к окружающей действительности, интерес к изучению нового материала, к личности воспитателя, особенности развития психических процессов. Применяю дидактический материал, различающийся по содержанию, объему, сложности, методам и приемам выполнения задания. В ходе совместной творческой деятельности воспитателя и ребенка изготавливаем подарки к праздникам, поздравительные газеты, открытки, продукты художественного творчества для участия в конкурсах и выставках.
С целью вызвать у детей интерес, придать занимательность коррекционно-образовательному процессу использую в своей педагогической деятельности игровую технологию. Технология игры помогает воспитанникам раскрыться в полной мере. Игра – это тот вид деятельности, где дети учатся общаться друг с другом, дружить, уважать мнение сверстников. В своей работе применяю следующие формы проведения игр: дидактические, сюжетно-ролевые, игры-путешествия, игры-развлечения, викторины, конкурсы, народные, подвижные и малоподвижные, спортивно-оздоровительные, развивающие.
В своей педагогической деятельности стараюсь использовать различные виды воспитательного воздействия непременно творчески. И это удается сделать с помощью технологии коллективных творческих дел (КТД) И. П. Иванова. Любое практическое дело становится коллективным и творческим только в живой совместной организаторской деятельности. Результатом применения методики коллективных творческих дел, считаю:
1. Включение каждого воспитанника в совместные дела на радость и пользу.
2. Творческое сотрудничество воспитателя и ребенка.
3. Проявление интереса детей в реализации своих способностей.
4. Потребность в коммуникации.
Коллективное творческое дело, обогащая коллектив и личность социально ценным опытом, позволяет каждому проявить и совершенствовать лучшие человеческие задатки и способности, потребности и отношения. В своей работе применяю следующие виды коллективных дел: трудовые КТД (пример : “Трудовой десант”, интеллектуальные КТД (пример : “Брейн-ринг”, художественные КТД (пример : художественно-эстетическое творчество, спортивные КТД (пример : “Спартакиада”, экологические КТД (пример : забота о живом мире природы).
Активно использую в своей работе технологии арт-терапии, такие как сказкотерапия, изотерапия, куклотерапия, песочная терапия, музыкотерапия, технологии коллажа. Терапия искусством помогает устанавливать отношения между людьми, ребенок не только выражает себя, но и больше узнает о своих сверстниках. Арт-терапия позволяет познать себя и окружающий мир, является хорошим способом социальной адаптации, так как в основном использует средства невербального общения. Это очень важно для детей, которым сложно выразить свои мысли в словах. Дети с удовольствием включаются в создание изображений необычным способом, например, с помощью сухих листьев или ниток; рисуют сыпучими продуктами, наносят изображения пальцами и ладонями, губками перышками, размазывают пластилин по картону и т. д. Немного фантазии, и на песке, приклеенном к бумаге, расцветут цветы, в воздух взлетит фейерверк из мелких бумажек, кляксы превратятся в бабочек, пятна краски – в невиданных животных. Дети чувствуют свой успех, ведь они смогли победить злых чудовищ, сжечь свои страхи, выплеснув свои эмоции в изодеятельности. Демонстративность и негативизм, агрессия уступают место инициативности и творчеству.
В процессе восприятия подлинного произведения искусства, рождаются эмоциональные откровения полные неожиданности, новизны, творческого самораскрытия. Одновременно с обогащением эмоционального опыта при общении с искусством происходит также и освоение социально приемлемых способов эмоционального реагирования. Произведения искусства помогают проявлению назревающих душевных чувств, поднимают их на новую высоту. Очень сложно, а в некоторых случаях и опасно моделировать ситуации, позволяющие детям проявить всю гамму чувств, необходимую для их эмоционального развития, и в этом случае умело подобранные произведения позволят решить эту задачу. Чувство страха, глубокой печали и даже горя дети могут испытать вместе с героями художественного произведения. Общение ребенка с искусством оптимально предоставляет модели для дифференциации эмоциональных состояний, создает возможность удовлетворения эмоциональных потребностей широкого диапазона, побуждает к сопереживанию.
Отсюда вытекает еще один прием коррекционной работы – музыкотерапия. Это особая форма работы с детьми с использованием музыки в любом виде.
Исследования воздействия музыки выявили, что классическая, джазовая, народная музыка повышает жизненный тонус человека, активизирует его творческие способности и в целом оказывает благоприятное действия на психику. В своей работе использую следующие формы музыкотерапии:
1) на занятии в качестве фона;
2) при засыпании;
3) для выплеска энергии.
Также использую в коррекционной работе метод сказкотерапии. Восприятие сказки становится специфической деятельностью ребенка, обладающей невероятно притягательной силой, позволяющей ему свободно мечтать и фантазировать. При этом сказка для ребенка не только вымысел и фантазия. Это еще и особая реальность, которая позволяет раздвигать рамки обычной жизни, сталкиваться со сложными явлениями и чувствами и в доступной для понимания ребенка сказочной форме постигать взрослый мир чувств и переживаний.
У детей сильно развит механизм идентификации, т. е. процесс эмоционального объединения себя с другим человеком, персонажем и присвоение его норм, ценностей, образцов как своих. Поэтому, воспринимая сказку, ребенок, с одной стороны, сравнивает себя со сказочным героем, и это позволяет ему почувствовать и понять, что не только у него есть такие проблемы и переживания.
С другой стороны, посредством ненавязчивых сказочных образов ребенку предлагаются выходы из различных сложных ситуаций, пути решения возникших конфликтов, позитивная поддержка его возможностей и веры в себя. При этом ребенок отождествляет себя с положительным героем. Это позволяет ребенку усваивать правильные моральные нормы и ценности, различать добро и зло. Соприкосновение со сказочным миром снижает уровень тревожности и агрессивности, способствует развитию позитивной коммуникации; «несет» стабилизацию эмоционального состояния, социально-психологического климата в семье, группе.
Используя технологию коллажа, изучаем тему или проблему путем создания воспитанниками плакатов из найденных иллюстраций, цитат и других имеющихся средств.
Использование арт - терапевтических технологий позволяет помочь ребенку справиться со своими проблемами, восстановить его эмоциональное равновесие или устранить имеющиеся у него нарушения поведения, помочь интеллектуальному развитию.
Данные технологии помогли мне решить коррекционно-педагогические задачи, и я в дальнейшем буду применять их в своей работе.