Наталья Дорош
Начальный этап коррекционной работы с детьми, имеющими расстройства аутистического спектра
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящее время растет количество детей с расстройствами аутистического спектра. Зачастую, к сожалению, такие дети остаются за "бортом" социального мира без понимания, без участия и без коррекционной поддержки. В силу особенностей своего развития дети-аутисты живут в хаотичном пугающем мире вне социально-нормативной окраски и осознания себя. Задача педагогов и родителей максимально аккуратно и результативно «включить» эту категорию детей в социум.
Публикация «Начальный этап коррекционной работы с детьми, имеющими расстройства аутистического спектра» размещена в разделах
Начальным этапом коррекционной работы с детьми, имеющими расстройства аутистического спектра, можно считать «внедрение» в личное пространство с целью внесения изменений в поведение, а также установление доверительного отношения и атмосферы безопасности. Негативные впечатления могут вызвать устойчивый отказ продолжать взаимодействие, тогда как положительные эмоции способны пробудить у аутичного ребенка мотивацию к общению.
Коррекционная работа дефектолога направлена на открытие новых возможностей для изменения мотивации детей-аутистов. Она может идти через развитие стереотипов, но важно, чтобы она шла по пути усложнения и воспитания веры в себя и свои возможности. Назовем это базовым моментом на пути формирования положительного опыта общения с миром.
В этот период помощь родителей в коррекционной работе заключается в том, чтобы облегчить ребенку получение быстрого эмоционально-яркого эффекта. На начальном этапе важны даже не точность движений и не речевое взаимодействие, а получение ребенком удовольствия от процесса занятий, чтобы в дальнейшем подготовить почву для усложнения заданий.
Эмоциональная окраска происходящего вокруг, формирование активного отношения и заинтересованности ребенка необходимы для адекватного приспособления маленького аутиста к жизни семьи, преодоления его негативизма, обучения навыкам бытового поведения, самообслуживания, следования распорядку дня. Освоение таким ребенком необходимых бытовых навыков происходит при длительном взаимодействии с близкими и требует от них внимания и терпения.
Смягчение тревоги аутичных детей, формирование эмоционально положительного отношения к окружающему, создание возможности взаимодействия с взрослыми, - все это позволяет обогатить знания ребенка об окружающем мире, учит активно ориентироваться в нем. Необходимо организовать совместное обследование привычных предметов обихода, любимых игрушек. При этом задачей является даже не обогащение сенсорного опыта, а большей частью соединение внутренних впечатлений с функциями реального предмета исследования, его значением в жизни ребенка, закрепление этих связей в речи. Необходима постоянная работа, обеспечивающая развитие у ребенка навыка ориентировки в окружающем.
И, конечно, на этом этапе очень важным фактором в любой процедуре, направленной на результативное получение желаемой реакции, является выбор мотивационного поощрения. Это может быть какая-то сладость, любимая игрушка, любимое игровое действие. Чем быстрее поощряется желаемое поведение, тем больше вероятность усиления этого поведения.
Преодолевать аутистическую изоляцию и обогащать эмоциональный опыт уже на начальном этапе помогут постепенные приобщения ребенка-аутиста к детским праздникам, к совместным прогулкам, к походам в зоопарк, на просмотр мультфильма. Подобные мероприятия, подобранные индивидуально с учетом особенностей восприятия и возможной реакции, эмоционально тонизируют аутичного ребенка, формируют разнообразные связи и социальные интересы.