Ольга Шикаева
Применение «Кейс-технологии» для речевого развития детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Кейс технологии – это способ организации краткосрочного обучения на основе подлинных или вымышленных ситуаций.
В работе с детьми можно применять технологию кейс-иллюстрацию - это иллюстрация, которая используется для рассмотрения проблемной ситуации, анализа возможных решений и выбора лучших из них. Анализ как логическая операция мышления способствует речевому развитию ребенка, поскольку речь является формой существования мышления, между речью и мышлением существует единство.
Публикация «Применение „Кейс-технологии“ для речевого развития детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Рассматривая иллюстрации, дети обсуждают полученную информацию, рассуждают, принимают решение, могут предполагать и строить на основе этого прогноз.
Данные технологии помогают повысить интерес детей к изучаемому предмету, развивают у них такие качества, как социальная активность, коммуникабельность, умение слушать и излагать свои мысли.
Этот метод можно применять регулярно практически по любой теме обучения. Однако эффективность занятия с помощью кейс - технологии во многом зависит от умения воспитателя организовать работу, направлять беседу в нужное русло, контролировать время, вовлекать в дискуссию всех участников образовательного процесса.
Таким образом, применение кейс - технологии, оказывает положительное влияние на развитие коммуникативных навыков дошкольников.
«Метод кейс-технологии в дошкольном образовании».
Внедрение в образовательный процесс интерактивных педагогических технологий направлено на формирование целевых ориентиров дошкольников, овладение ими конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми в соответствии с задачами, которые ставят современные Федеральные государственные образовательные стандарты.
Название кейс-технология произошло от латинского «casus» - запутанный, необычный случай; а также от английского «case» - портфель, чемоданчик.
Впервые работа с кейсами в рамках учебного процесса была реализована в Гарвардской школе бизнеса в 1908 г. В России данная технология стала внедряться лишь последние 3-4 года.
Для чего нужен кейс
Сase представляет собой не просто правдивое описание событий, а единый информационный комплекс, позволяющий понять ситуацию.
Хороший кейс должен удовлетворять следующим требованиям:
• соответствовать четко поставленной цели создания;
• иметь соответствующий уровень трудности;
• иллюстрировать типичные ситуации;
• развивать аналитическое мышление;
• провоцировать дискуссию;
• иметь несколько решений.
Как правило, кейс включает в себя :
• ситуацию – случай, проблема, история из реальной жизни,
• контекст ситуации – хронологический, исторический, контекст места, особенности действия или участников ситуации,
• комментарий ситуации, представленный автором,
• вопросы или задания для работы с кейсом,
• приложения.
К кейс-технологиям относятся :
• метод ситуативного анализа (метод анализа конкретных ситуаций, ситуационные задачи и упражнения; кейс-стадии; Кейс-иллюстрации; фото-кейсы);
• метод инцидента;
• метод ситуационно-ролевых игр;
• метод разбора деловой корреспонденции;
• игровое проектирование;
• метод дискуссии.
Виды кейс-технологии в работе с дошкольниками :
— анализ конкретных ситуаций;
— кейс-иллюстрации;
— фото-кейс;
Технология кейс-стади (ситуация) – это кейс, в котором описывается ситуация в конкретный период времени, формулируется проблема, предлагается найти пути решения данной проблемы.
Ознакомившись с описанием проблемы, дошкольники самостоятельно анализируют ситуацию, диагностируют проблему и представляют свои идеи и решения в обсуждении со сверстниками.
Технологическая карта деятельности по технологии кейс-стади.
Название этапа Деятельность взрослого Деятельность детей
1. Постановка проблемы Формулирует суть проблемы, кратко описывает ситуацию.
Фиксирует внимание на осмысление проблемной ситуации.
Мотивирует к поиску фактов и персоналий, которые могут реально взаимодействовать. Осознает проблему.
Присваивает проблему.
Концентрируется на поиске решений в данной ситуации.
Мозговой штурм Организует детей в малые группы.
Вовлекает детей в дискуссию с целью поиска альтернативных вариантов решения ситуации.
Помогает проанализировать принятое решение. Объединяются в группы.
Находят совместное решение.
Формулируют выводы.
Презентация Организует презентацию решения кейса.
Помогает сравнить предложенные решения. Участвуют в распределении ролей, представляют свой вариант решения проблемы.
Сравнивают и оценивают свой вариант решения проблемы с вариантами, предложенными
другими группами.
Рефлексия Побуждает детей к поиску ситуаций, в которых можно применить полученные знания и навыки. Применяют знания в различных ситуациях.
Кейс-стади «Разговор по телефону».
Цель:
— закрепление знаний о правилах и нормах речевого этикета;
— формирование культуры общения;
— воспитание потребности использования речевых формул в повседневной жизни.
Владик звонит Юре по телефону. Трубку берет Юрин папа.
— Юру позовите.
— Юры нет дома. А с кем я говорю?
— Ну ладно, потом позвоню.
Вопросы:
— Можно ли назвать Владика вежливым и воспитанным?
— Почему?
— Умеет ли Владик разговаривать по телефону?
— О каких правилах речевого этикета забыл мальчик?
— Предложите свой вариант разговора по телефону.
Кейс-иллюстрация – это иллюстрация, которая используется для рассмотрения проблемной ситуации.
Целью работы с ней является разбор сути проблемы, анализ возможных решений и выбор лучшего из них.
Кейс-иллюстрация «Нужно ли быть вежливым?».
Цель: воспитание чувства уважения к старшим через обсуждение конкретной ситуации.
Воспитатель демонстрирует иллюстрацию и предлагает детям обсудить, что же произошло. Задача педагога подвести детей к выводу, что вежливое обращение с окружающими – это залог хороших отношений, настроения и здоровья.
В «фото-кейс» входит:
— фото, сюжет которого отражает какую-либо проблему;
— текст к кейсу, который описывает совокупность событий;
— задание – правильно поставленный вопрос (в нем должна быть мотивация на решение проблемы).
Фото-кейс «Мальчик не ест суп».
Цель: создать мотивацию необходимости кушать первое блюдо.
Текст: В детском саду наступило время обеда. Повара постарались и приготовили вкусный и полезный суп. Аппетитный запах разносился по всему саду. Дети сели за стол и стали кушать. И только один мальчик сидел над тарелкой и не ел суп. Почему мальчик не ест суп? Чем полезен суп? Как бы ты поступил на его месте?
Ролевое проектирование – это вид кейс-технологии, способствующий расширению социального и коммуникативного опыта дошкольников посредством проигрывания заданных ролей.
Цель: на основе заданной роли оценить поступки и поведение участников предложенной ситуации.
Важной особенностью данной технологии является:
— умение дошкольников принять на себя роль;
— умение спроектировать принятую роль в соответствии с заданными характеристиками;
— ролевое взаимодействие.
Этапы кейс-технологии и деятельность детей в процессе ролевого проектирования.
Этапы Деятельность детей
Знакомство с ситуацией, ее особенностями Воспринимают предложенную ситуацию
Актуализация знаний Объединяются парами, распределяют роли, взаимодействуют, сотрудничают,
договариваются.
Мозговой штурм Осуществляют поисковую деятельность.
Презентация Представляют свои роли, осуществляют презентацию.
Рефлексия Анализируют, делают выводы.
Кейс-ролевое (игровое) проектирование основано на проектной деятельности, с которой мы уже знакомы. В данном случае группу детей можно разделить на мини-группы для выполнения проекта. Диапазон использования метода игрового проектирования огромен, так как может включать в себя проекты разного типа: исследовательский, поисковый, творческий, аналитический, прогностический.
Игровой проект «Кока-кола: за и против».
Данный проект долгосрочный и включает в себя несколько этапов:
Подготовительный – рассмотрение и постановка проблемы. На данном этапе воспитанникам предлагается изучить состав кока-колы, влияние ингредиентов на организм человека, выдвинуть гипотезы и наметить пути их проверки.
Основной этап – дети с помощью педагога проводят эксперименты. Как часто вы употребляете кока-колу? Здесь детям предлагается самостоятельно провести опрос. Совместно с детьми решается – кто будет интервьюировать и кого (взрослых или детей). Молочный зуб растворяется в кока-коле за 12 часов — совместно с детьми решаете, как можно это проверить (с помощью яйца). Старую монету можно очистить с помощью кока-колы — совместно с детьми решаете, как можно это проверить. На данном этапе педагогу отводится второстепенная роль. Он только предлагает проблему, а пути ее решения должны вырабатываться группой детей. Именно так будет реализована кейс-технология.
Заключительный – подведение итогов, самоанализ, подготовка презентации.
В процессе освоения кейс-технологий дети :
— учатся получать необходимую информацию в общении;
— развивают умение соотносить свои устремления с интересами других;
— учатся доказывать и отстаивать свою точку зрения, аргументировать ответ, формулировать вопрос, участвовать в дискуссии;
— развивают умение принимать помощь.
Чем отличается кейс от проблемной ситуации?
Отличительной особенностью кейс-метода является создание проблемной ситуации на основе фактов из реальной жизни.
Кейс-технологии формируют коммуникативные навыки:
— происходит формирование у детей навыков работы в команде;
— умение вести диалог со взрослыми и сверстниками;
— развивается умение адекватно реагировать в возникающих конфликтных ситуациях;
— обеспечивается взаимосвязь с жизнью и игрой ребенка;
Сущностью кейс-технологий является анализ проблемной ситуации. Анализ, как логическая операция мышления, способствует речевому развитию ребенка, «поскольку речь является формой существования мышления, между речью и мышлением существует единство» (С. Л. Рубинштейн).
Отличительной особенностью кейс-метода является создание проблемной ситуации на основе фактов из реальной жизни.
В процессе освоения кейс-технологий дети :
• учатся получать необходимую информацию в общении;
• умение соотносить свои устремления с интересами других;
• учатся доказывать свою точку зрения, аргументировать ответ, формулировать вопрос, участвовать в дискуссии;
• учатся отстаивать свою точку зрения;
• умение принимать помощь.
Кейс-технологии формируют навыки коммуникативного воздействия детей :
• происходит формирование у детей навыков работы в команде;
• умение вести диалог со взрослыми и сверстниками;
• развивается умение адекватно реагировать в возникающих конфликтных ситуациях;
• обеспечивается взаимосвязь с жизнью и игрой ребенка;
• учатся применять самостоятельно, без помощи взрослого полученные знания в реальной жизни без затруднений.
Воспитанники должны разрешить поставленную проблему и получить реакцию окружающих (других воспитанников и воспитателя) на свои действия. При этом они должны понимать, что возможны различные решения проблемы. Поэтому воспитатель должен помочь дошкольникам рассуждать, спорить, а не навязывать им свое мнение.
Метод кейсов способствует развитию умения анализировать ситуации, оценивать альтернативы, выбирать оптимальный вариант и планировать его осуществление. И если такой подход применяется многократно, то у дошкольника вырабатывается устойчивый навык решения практических задач.