Коростовская
Применение камешков «Марблс» в коррекционной работе
▼ Скачать + Заказать документы
Коростовская Т. Ю., учитель-логопед
МБДОУ детский сад комбинированного вида
№3 «Колокольчик» поселка Мостовского
Вся жизнь ребенка - игра. И потому процесс обучения ребенка не может проходить без нее. Тактильные ощущения, мелкая моторика, мыслительные операции развиваются в детской игре. Движения пальцев рук стимулируют деятельность ЦНС и ускоряют развитие речи ребенка. Постоянная стимуляция зон коры головного мозга, отвечающих за мелкую моторику, - необходимый элемент в системе логопедического воздействия.
Публикация «Применение камешков „Марблс“ в коррекционной работе» размещена в разделах
- Марблс. Игры с камешками
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2020
Применение камешков «Марблс» — это один из нетрадиционных приемов обучения, интересный для детей. Игры с камешками Марблс воздействуют на рецепторы пальцев. Это универсальное пособие представляет собой готовые наборы стеклянных камушков разного цвета и различные задания с ними.
Цель использования камешков «Марблс» — это возможность разнообразить педагогический процесс, повысить интерес детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями коррекционно–развивающим заданиям, развивать мелкую мускулатуру рук, активизировать познавательную и мыслительную деятельность.
Использование камешков на логопедических занятиях по отработке материала определенной лексической темы позволяет дать ребенку максимальное количество знаний в интересной и доступной для него форме. Действия с камешками положительно влияют не только на речевое развитие, но и доставляют ему радость, способствуют созданию комфортного эмоционального настроя. Благодаря использованию данной игровой технологии при наличии коррекционной направленности усвоение материала проходит успешнее и быстрее. Вариативность используемого материала дает возможность педагогу дать детям новые знания, закрепить ранее полученные, а при необходимости повторить пройденный материал.
Формы работы с камешками Марблс :
-Индивидуальная коррекционно-развивающая образовательная деятельность (как часть занятия).
-Фронтальная коррекционно-развивающая образовательная деятельность (как часть занятия).
Использование камешков «Марблс» при изучении лексических тем
Цель: закрепление знаний по изучаемой теме и их классификация.
- «Выложи по контуру». («Овощи и фрукты»)
- «Собери по образцу». Предлагается картинка - образец, как в мозаике, по которому и необходимо собрать свою картинку.
- «Заполни картинки камешками». («Деревья и кустарники»).
Развитие грамматического строя речи (словоизменение и словообразование, согласование)
- «Помоги Дюймовочке».
Цель: Понимание разницы в значении слов с использованием уменьшительно-ласкательных суффиксов.
Помоги Дюймовочке выбраться из болота, построив дорожку из камешков, называя при этом слова с уменьшительно-ласкательным суффиксом ИК. Например : мяч - мячик, стол - столик, фант - фантик).
- «Волшебный мешочек». Ребё нок достает камушек из мешочка определенного цвета и говорит: Зелёный камушек- зелёный огурец, красный камушек-красное платье и т. д.
Составление предложений
Цель: Развитие связной речи, закрепление предложно-падежных конструкций. Сосчитать сколько слов в предложении выложить камешками схему.
Звуко-буквенный анализ слов
Цель: развитие навыков звукового анализа и синтеза (фишки-камешки выкладывать под буквами).
- «Волшебный мешочек». Ребёнок достаёт из мешочка камешек (зелёного, синего или красного цвета) и придумывает слово на соответствующий звук (синий цвет - твёрдый согласный звук, красный - гласный звук, зелёный - мягкий согласный звук). Ребёнок объясняет свои действия «У меня в руках синий камешек, я придумал слово «стул, звук с - твердый согласный». Звуковой анализ по схеме слова.
Развитие сенсорных представлений
- «Соотнеси по цвету». Ребёнок достаёт камешек любого цвета из мешочка и соотносит цвет с предметом, учась при этом правильно согласовывать слово-предмет и слово-признак: зелёный камешек - зелёный огурец, лук, крокодил и т. д. жёлтый камешек - жёлтая репка, жёлтое солнце, и т. д.
Развитие пространственных представлений и предложно-падежных конструкций
- «Положи правильно». Педагог дает устные задания: «Положите красный камушек в центр листа. Синий - в левый верхний угол, зеленый - в правый верхний угол, синий - в правый нижний; зеленый - в левый нижний». Проверку задания можно выполнить через предъявление эталона к заданию и через устный контроль педагогом.
- «Продолжи ряд» (педагог предлагает образец разложенных камушков на плоскости, ребенку необходимо повторить рисунок).
- «Графический диктант».
- «Вокруг да около» (работа с предложно-падежными конструкциями). Педагог даё т задание: «Положи красный камушек на божью коровку (где находится божья коровка? (в середине); синий - над божьей коровкой (уточнить, кто находится над божьей коровкой? (жук); положи зелёный под божью коровку (уточнить, кто находится под божьей коровкой) и т. д.
Работа по коррекции дисграфии
- Игра «Зеркало». Детям рассказывается история о буквах - модницах, которые так любили смотреть в зеркало, что, в конце концов, запутались; где они и где их отражения. Детям предлагается помочь буквам, убрать их неправильные отражения.
- «Знакомство с буквой».
Цель: закрепить зрительный образ изучаемой буквы, развитие мелкой моторики рук.
Оборудование: камушки «Марблс», карточки с образцами букв для наложения камушков. Для детей с низкими моторными навыками специально подготовленные камушки и образцы
Коррекция звукопроизношения
- «Лабиринты на автоматизацию и дифференциацию звуков».
Цель: Закрепление произношения автоматизированного звука; дифференциация звуков.
Использование камешков «Марблс» в коррекционно-развивающей работе это высокоэффективный, универсальный, доступный метод, который способствует повышению физической и умственной работоспособности, эмоционального настроения детей.
При использовании шариков «Марблс» у детей обогащается речь, развивается внимание и мышление и творческое воображение. Дети становятся уверенными в себе и обогащаются положительными эмоциями. Данные игры способствуют повышению речевой активности детей и развитию лексико-грамматического строя речи. Они могут быть использованы как на подгрупповых, индивидуальных занятиях, так и в свободной деятельности детей.