Варвара Авдошина
Применение интерактивных средств в работе с детьми с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
«Применение интерактивных средств в работе с детьми с ОВЗ»
На современном этапе развития общества обозначилась реальная тенденция ухудшения здоровья детей, увеличилось число детей с ограниченными возможностями здоровья.
Одним из важнейших направлений государственной политики Российской Федерации в области образования является обеспечение реализации права детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе детей-инвалидов, на образование.
Публикация «Применение интерактивных средств в работе с детьми с ОВЗ» размещена в разделах
Круг проблем, касающихся коррекции эмоционально-волевой сферы ребенка ОВЗ, очень широк. Основной задачей коррекционной работы становится обучение ребенка правильным проявлениям своих чувств, адекватным формам реагирования на различные ситуации и явления внешней среды в процессе взаимодействия с окружающим миром.
С 1 сентября в нашем детском саду начали свою работу три группы коррекции: одна группа- это разновозрастная группа для детей с ОВЗ (с тяжелыми нарушениями развития) и две группы (старшая и подготовительная) это группы с общим недоразвитием речи.
Год назад, когда открылся новый корпус нашего детского сада, перед нами встала задача провести большую работу по отбору детей с вышеуказанными диагнозами. Нам предстояло диагностировать детей по развитию речи, по качеству познавательного развития. Для обследования детей на данном этапе мы, конечно же, использовали интерактивное оборудование в сенсорной комнате.
Сенсорная комната-это организованная особым образом окружающая среда, состоящая из множества различного вида стимуляторов, которые воздействуют на органы зрения, слуха, обоняния, осязания и вестибулярные рецепторы.
В сенсорной комнате с помощью окружающей среды создаётся ощущение комфорта и безопасности. Это способствует быстрому установлению тёплого контакта между педагогом-психологом, специалистами, воспитателем и детьми. Спокойная цветовая гамма обстановки, мягкий свет, тихая, нежная музыка- всё это даёт не только приятные ощущения, но и применяются при терапии. Волшебный мир сенсорной комнаты не оставляет равнодушными никого.
Коррекционная и развивающая работа в сенсорной комнате направлены на поэтапное включение и синхронизацию всех сенсорных потоков через стимуляцию органов чувств. В нашем детском саду сенсорная комната используется для проведения развивающих упражнений и занятий с детьми, имеющими различные сенсорные нарушения, коррекция игровой деятельности, для снятия стрессов в адаптационный период, коррекции психических процессов.
Оборудование сенсорной комнаты условно можно разделить на три среды : 1. Мягкая среда. В сенсорной комнате представлены разные мягкие модули: пуф-облако способствует лучшему расслаблению за счёт точечного массажа, мягкий уголок, подвесное кресло-кокон, кресла-трансформеры, пуфы-груши, с их помощью ребёнок может принять удобную позу на сеансах релаксации.
2. Зрительная и звуковая среда :
Сухой бассейн с подсветкой, переливающийся всеми цветами радуги - улучшает психоэмоциональное состояние, поскольку «купание» доставляет только радость и удовольствие. Пластиковые прозрачные шарики для сухих бассейнов развивают мелкую моторику, тактильную и визуальную чувствительность.
Детский зеркальный уголок с пузырьковой колонной – находясь в темной сенсорной комнате, можно бесконечно наблюдать за стремящимися вверх в колонне воздушными пузырьками, смотреть, как плавно меняется цвет. Это расслабляет и успокаивает нервную систему. Развивают концентрацию внимания, снижают уровень стресса, гармонизируют. К колонне можно прикасаться, трогать или обнимать, она совершенно безопасна для детей и взрослых.
Воздушно-пузырьковая панель-плоский резервуар из прозрачных, плоских материалов.
Одним из наиболее распространённых видов оборудования сенсорной комнаты являются фибероптические изделия. Они состоят из фиброоптического волокна, которые создают эффект мерцания. Воздействие направлено на тренировку и развитие тактильных ощущений, моторики, снятия напряжения и стресса.
Фонтан с фиберволокном – волокна, свисающие по краю трубки, светятся и изменяют свет. Рекомендован взрослым и детям с ослабленным зрением.
Слайд 11
Фибероптический занавес невероятной красоты завораживает и успокаивает. Все модули оснащены пультами управления, которые позволяют выбирать режимы светоэффектов, задавать цвета и оттенки, регулировать яркость.
Мягкий уголок с фибероптическим волокном
Интерактивная светозвуковая панель «Лесница света»
PGM проекция-это революционное программное обеспечение для сенсорных комнат. На стене вырастают цветы, летят бабочки, появляются изумительные узоры. Комната превращается в настоящий волшебный мир, и вызывает бурю позитивных эмоций.
3. Тактильная среда - позволяет освоить новые ощущения и развить тактильную чувствительность. Используя интерактивное оборудование сенсорной комнаты, мы убедились в том, что различные стимуляторы не только оказывают положительное воздействие на органы зрения, слуха, обоняния, осязания и вестибулярные рецепторы, но и позволяют активизировать речевое и познавательное развитие дошкольников.
Рассмотрим одну из проблем развития детей с ОВЗ это развитие эмоционально-волевой сферы элементами песочной терапии.
Интерактивная песочница позволяет решить много образовательных задач. С использованием комплекса можно строить занятия, соответствующие календарно-тематическому планированию и ФГОС ДО, интегрировать образовательные области. Занятия с использованием интерактивной песочницы помогают формировать у детей картину целостности мира, расширять кругозор и развивать познавательно – исследовательскую деятельность.
Разнообразие режимов помогает создавать более 100 развивающих занятий по знакомству с окружающим миром: животными, растениями, космосом, географией.
Использование песочницы особенно актуально в работе с детьми с ОВЗ. так как, песок, как и вода, способен «заземлять» отрицательную энергию,
Играть в интерактивной песочнице могут дети с 1 года. С использованием интерактивной песочницы можно построить индивидуальный маршрут ребенка по работе или профилактике с ЗПР, ЗРР, ЗМР, СДВГ, ДЦП, синдром Дауна. Работу с песочницей используют в индивидуальном, групповом формате, а также в семейном консультировании.
Использование интерактивных технологий в педагогическом процессе ДОУ положительно влияет на качество образовательного процесса и обладает двойной направленностью: на повышение эффективности воспитания и обучения детей и на снятие «отрицательных последствий образования».
Интерактивные и мультимедийные средства призваны вдохновить и призвать детей их к стремлению овладеть новыми знаниями.
Основываясь на опыте наших специалистов можно сказать, что применение интерактивных технологий в коррекционно-образовательном процессе в сочетании с традиционными методами значительно повышает эффективность воспитания и обучения дошкольников с ОВЗ.