Ирина Жукова
Консультация «Условия для мотивации педагогов»
▼ Скачать + Заказать документы
Проблема профессионального выгорания педагогов ДОО и пути решения.
Старший воспитатель МБДОУ с. Бычиха
Жукова Ирина Сергеевна
Профессия – педагог требует больших эмоциональных вложений и самоотдачи, именно поэтому наиболее часто эта проблема возникает именно в этой сфере. В последнее десятилетие проблема профессионального выгорания стала наиболее острой. А раз существует такая проблема, в том числе и в моём учреждении, то обязательно должны быть найдены пути решения. Я наметила план действий по профилактике эмоционального выгорания педагогов и начала работала с этой проблемой. Мною проводилась работа на протяжении пяти лет и были определены наиболее эффективные формы работы.
Для начала давайте разберёмся в актуальных причинах профессионального выгорания педагогов дошкольного учреждения.
Можно выделить несколько причин возникновения данной проблемы:
инклюзия в образовательных учреждениях, что требует от педагога большего самосовершенствования в теоретическом и практическом плане, большей отчетности, стрессоустойчивости.
ежедневный контакт с родителями. Зачастую педагоги дошкольных образовательных учреждений сталкиваются с потребительским отношением, возможно связанным с падением престижа профессии – «воспитатель» в обществе в целом.
Дефицит педагогов – профессионалов. Молодым педагогам не у кого перенимать опыт, отток педагогов высокой квалификации из профессии, частое совмещение должностей.
Неудовлетворенность финансовой составляющей своей профессии – низкая заработная плата.
Отсутствие стимула профессионального роста – надбавки за категорию не превышают минимальный размер оплаты труда.
Большой стаж работы.
Возникает синдром эмоционального истощения у людей, давно и тесно сотрудничающих с социум, а конкретно с людьми – родителями, воспитанниками, коллегами, социальными службами. Продолжительный стресс и, как следствие, эмоционально-энергетический ресурс педагогов истощаются.
Психологическое состояние, которое образует систему в целостной, структурной и функциональной организации взаимодействия обучающихся с преподавателем, в полной мере представляет повышенную активность интенсивности работы, а также позитивное начало общения педагогов. Представление негативного отношения ребенка на занятиях определяется отрицательным психологическим и физиологическим состоянием самого преподавателя (к примеру, усталость, утомляемость, снижение активности – всё это приводит к системе негативного состояния воспитанников в группе).
Такого рода итог выражает важность позитивного психического состояния педагога, которое отвечает за положительное психологическое и физиологическое положение обучающихся, которое поможет направить в положительное русло обучение и развитие. «Если воспитатель излучает положительное состояние, особенно деятельностное и психофизиологическое состояние, имеет высокую интенсивность, то и психическое качество внутреннего и внешнего мира дошкольников в течении дня будет положительным. Делаем вывод о том, чтобы получить оптимальную эмоциональную атмосферу в группе педагогу всегда нужно поддерживать уровень мышления, состояние позитивного настроя во всем.
Для успешной профилактики эмоционального сгорания я разработала стратегию, включающую практические занятия проблемной направленности, индивидуальные групповые творческие занятия, деловые игры, упражнения-тренинги, релаксация.
Формы работы с педагогами направленные на профилактику эмоционального выгорания:
Деловые игры с выбором ролей, моделирование ситуаций
Коммуникативные игры на педсоветах
Организация совместных досугов для педагогов вне учреждения (выезд в театр, развлекательные мероприятия).
Формирование традиций
1. «Игровой час»
Мероприятия с участием педагога-психолога. Один раз в неделю в не рабочее время, педагоги собираются для того чтобы поиграть в игры.
Любимые игры:
– «Такси» (суть игры: - один участник таксист, другой – пассажир, согласно изображению на карточке пассажир должен объяснить таксисту маршрут не называя пункт назначения. Выигрывает пассажир собравший наибольшее количество карточек). Игра способствует переключению внимания, поднимает настроение, способствует сплочению коллектива.
«Лепёшка» Игра помогает предвидеть возможные реакции другого человека в различных ситуациях общения и адекватно реагировать на них социально приемлемым способом, помогает снизить уровень эмоционального напряжения у тех, кто постоянно сдерживает проявление гнева, злости, ненависти. Формирование навыков взаимных обвинений, вежливых извинений, высказываний благодарности, просьбы о помощи. Помощь в осознании и проработке темы границ.
2. Творческие часы
Мероприятия представляют собой творческие мастер-классы по изготовлению атрибутов, украшений тематических зон детского сада, пособий, музыкальных инструментов, сувениров. Такие творческие «посиделки», позволяют педагогу переключится на другую деятельность, почувствовать взаимную поддержку коллег в осуществлении общей задумки, в непринужденной обстановке решить рабочие вопросы, обеспечивают связь поколений и способствуют мягко адаптироваться молодым педагогам к условиям работы. Организуются данные мероприятия регулярно, 1 раз в месяц, участие в них добровольное, но исходя их опыта работы, участвуют с удовольствием все педагоги.
3. Моральное стимулирование
Моральное стимулирование – это стимулы, действие которых основано на потребности человека в общественном признании.
С своей практике, считаю подчеркнуть важность работы каждого члена педагогического коллектива.
Девиз моей работы – «Нет дала значимого и незначимого, каждая работа ценна потому, что является важным органом поддерживающим работу всего организма».
Формы и средства морального стимулирования:
Публичное вручение благодарностей, грамот, наград
Публикации на официальных интернет источниках ДОО ярких моментов жизни детского сада с указанием педагога, как пример достойной работы.
Размещение продуктов деятельности педагога на официальном сайте ДОО в разделе «Школа передового опыта»
Оказание методической помощи начинающим педагогам, даже если есть трудности с мотивацией на успех «У тебя всё получится!»
Организация конкурсного движения в детском саду. Конкурсы на лечшее оформление, организацию развивающей предметно-пространственной среды в группах, лучшую методическую разработку и. т. д.
Подводя итог всей вышеперечисленной работы, хочу отметить, что за последние пять лет работы в моём учреждении, отмечается высокий уровень профессионализма педагогов и корпоративной культуры. Возросла мотивация педагога к саморазвитию. Из 9 человек к 2025 году – 5 имеют высшую квалификационную категорию, к сравнению - в 2020 педагогов с высшей категорией не было. Ежегодно педагоги и воспитанники принимают участие в конкурсах различных уровней и занимают почетные призовые места. Но самое главное прекратился отток педагогов, а это значит, что работая на одном месте, человек имеет возможность расти проходя все этапы на пути к совершенству своего профессионального развития и быть удовлетворенным своей деятельностью.