Анна Осипова
Применение игровых технологий при обследовании фонематического восприятия, навыков звукового анализа и синтеза у детей с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
Применение игровых технологий при обследовании фонематического восприятия, навыков звукового анализа и синтеза у детей с ОВЗ
За последние годы резко возросло число детей с различными дефектами речи. Недостатки в речевом развитии ребенка сказываются на общем развитии, затрудняют познание окружающего мира. Но если вовремя помочь ему, используя все способы активизации речи, этих проблем можно избежать. Заботу о своевременном речевом развитии необходимо начинать с первых дней жизни ребенка: стимулировать его фонематический слух, внимание, разговаривать, играть с ним, совершенствовать его двигательные умения. Многие считают, что с возрастом все пройдет само собой. Но время, благоприятное для коррекционной работы, проходит, а дефекты речи остаются. Ребенок из детского сада уходит в школу, и эти недостатки приносят ему немало огорчений. Сверстники замечают искажение звуков или неправильно произносимые слова, высмеивают одноклассника, взрослые постоянно делают замечания. В тетрадях могут появиться «необычные» ошибки. Ребенок начинает стесняться общения со сверстниками и взрослыми, отказываться участвовать в праздниках, неуверенно чувствует себя, отвечая на уроках, переживает из-за неудовлетворенных оценок по русскому языку. Поэтому состояние звуковой стороны речи и фонематического слуха и восприятия имеет большое значение для успешного овладения языком и обучения ребенка в школе.
Публикация «Применение игровых технологий при обследовании фонематического восприятия, навыков звукового анализа и синтеза у детей с ОВЗ» размещена в разделах
- Звуковой анализ слов. Развитие навыков звукового анализа
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие фонематического слуха
- Темочки
На создание данной статьи нас подтолкнула проблема, состоящая в том, что с каждым годом растет количество детей с низким уровнем развития фонематических процессов, о чем свидетельствует диагностика уровня психоречевого развития детей, поступающих в нашу школу. Больше чем у половины обследуемых детей наблюдается несформированность фонематических процессов.
От развития фонематического слуха зависит формирование процесса овладения устной и письменной речью. На современном этапе развития логопедии, различают понятия фонематический слух и фонематическое восприятие. Н. Швачкин выделяет две стадии развития фонематического слуха : первая - формирование способности различать гласные звуки, вторая- различать согласные звуки.
В. К. Орфинская выделяет четыре ступени формирования фонематического восприятия : первая - овладение умением узнавать звук на фоне слова; вторая - выделять первый и последний звук в слове; третья - определять последовательность, качество и количество звуков в слове; четвертая - определять место звука в слове по отношению к другим звукам. Известно, что формирование первых двух ступеней фонематического восприятия происходит в процессе естественного развития ребенка, спонтанно. Овладение двумя последними ступенями фонематического восприятия доступно ребенку только в процессе целенаправленного обучения, на основе качественно сформированных предыдущих ступеней. А мы сталкиваемся с проблемой, что у детей с ОВЗ и первые две ступени оказываются несформированными.
Значимость этой проблемы требует постоянной корректировки не только методик формирования фонематического развития детей, но и своевременное выявление, изучение, профилактика фонематических нарушений. И особенно это касается детей с нарушением интеллекта, у которых по нашим наблюдениям, формирование фонематического слуха не только запаздывает, но и имеет целый ряд особенностей. За последнее десятилетие состав учащихся нашей школы-интерната заметно изменился, став более сложным, что вызвало необходимость проверки состояния фонематического восприятия детей с ОВЗ с целью поиска новых технологий для совершенствования фонематической системы детей названной категории.
На основании проведенных логопедических исследований за последние три года мы пришли к следующим выводам:
1. Уровень развития фонематического восприятия у детей с ОВЗ заметно снижается.
2. При оценке речевой готовности первоклассников к обучению у них выясняется, что они находятся на низших ступенях фонематического развития, характерных для ребенка дошкольного возраста в норме.
3. Только к третьему году обучения учащиеся начинают осознавать как единое целое звуковую оболочку слова и его значение.
4. Хотя и наблюдается положительная динамика развития фонематического слуха у детей с ОВЗ в начальных классах нашей школы, но уровень его развития даже к четвертому классу оказывается недостаточным для усвоения программного материала по русскому языку.
5. Недостатки фонематического развития негативно сказываются на процессе овладения учащимися письма и чтения, что, в свою очередь ведет к большому количеству специфических ошибок даже у учащихся старших классов.
6. Постоянное снижение результатов требует изменения подхода к обучению детей русскому языку, а также иной системы работы по коррекции недостатков фонематического восприятия.
И поэтому, использование игровых приемов позволяет в интересной для ребенка форме провести диагностику фонематического восприятия и уровня сформированности навыков звукового анализа и синтеза. Во время обследования нужно обращать внимание на состояние восприятия тех звуков, которые ребенок произносит правильно. Как показывает диагностика, восприятие сохранных звуков может быть затруднено или нарушено.
И вот в такой последовательности легче увидеть, на каком этапе речевого развития находится ребенок и как правильно организовать и продолжить коррекционную работу. Перечислим некоторые из них.
«Путешествие на поезде»
Мы отправляемся в необычное путешествие. На нашем пути будет много интересных станций.
Станция №1 «Музыкальная».
• Узнавание предмета по звуку (используем «Шумовые кирпичики»).
• Восприятие характера музыки (колыбельная, плясовая, марш).
• Восприятие ритма.
Станция №2 «Театральная».
• Восприятие речевой интонации (используем коррекционно-логопедическую программу «Игры для Тигры»).
Станция № 3 «Испорченный телефон».
• Восприятие слова.
• Навыки слогового анализа.
Станция № 4 «Спортивная» (использование игр логоритмического характера).
• Выделение гласного звука в ряду звуков.
• Выделение начального гласного звука в слове.
• Выделение конечного гласного звука в слове.
• Выделение первого и последнего гласного звука в слове.
Станция № 5 «Шифровальщики».
• Навыки звукового анализа.
• Нахождение заданного звука в слове.
• Определение последнего согласного звука в слове.
• Нахождение слов с заданным звуком в тексте.
Станция № 6 «Кривое зеркало».
• Навыки звукового синтеза. Узнавание слов произнесенных наоборот.
• Составление слов из заданных звуков.
• Выделение гласного звука из середины слова.
Таким образом, используя игровые приемы в интересной для ребенка форме можно провести не только диагностику, но и коррекцию фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза. Динамика речевого развития фиксируется на фонематическом экране, отражается кружками разного цвета: синий цвет - не смог выполнить задание, зеленый цвет- справился с помощью взрослого, красный цвет- справился самостоятельно. Это позволяет родителям и детям наглядно видеть перспективы результаты коррекционной работы.
Итак, во время начатая, правильно организованная коррекционная работа по развитию фонематического восприятия помогает формированию правильного произношения звуков, лексико-грамматических представлений, усвоению навыков письма и чтения. Таким образом, своевременная профилактика фонематических нарушений повышает мотивацию ребенка к обучению и способствует успешному обучению детей в школе