Любовь Корчагина
Применение дидактических игр и пособий, сделанных своими руками, для развития у детей с нарушением зрения
▼ Скачать + Заказать документы
Применение дидактических игр и пособий, сделанных своими руками, для развития у детей с нарушением зрения старшего дошкольного возраста звуковой стороны речи и ознакомления с основами грамоты.
Круликовская Татьяна Владимировна, воспитатель
МБДОУ ЦРР Д/с № 11 «Подснежник»
Публикация «Применение дидактических игр и пособий, сделанных своими руками, для развития у детей с нарушением зрения» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Нарушение зрения. Обучение детей с нарушением зрения
- Поделки. Мастерим с детьми
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция март 2019
В настоящее время проблема подготовки детей к овладению грамотой детей с нарушением зрения является особо актуальной. Причина актуальности этой проблемы-возросшее требование школ, особенно гимназий и лицеев, к будущим первоклассникам. Одно из требований-готовность к овладению грамотой, которая включает в себя овладение ребенком звукобуквенным, звукослоговым и лексико-синтаксическим анализам и синтезам до поступления в школу.
Практическая значимость работы состоит в том, что данные игры и пособия могут использоваться педагогами не только в работе с детьми с нарушением зрения, но и со здоровыми детьми.
Требования Стандарта к результатам освоения программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования. На этапе завершения дошкольного образования ребенок должен хорошо владеть устной речью, выражать свои мысли и желания, выделять звуки в словах. Речевое развитие по-прежнему остается наиболее актуальным в дошкольном возрасте. Чем лучше будет развита речь ребенка, тем выше гарантия его социализации, успешного школьного обучения.
Задачи речевого развития в ФГОС ДО по данной теме:
1. развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи, ( наша связная речь состоит из двух частей: диалога и монолога; строительным материалом для неё является словарь и освоение грамматического строя речи, т. е. умение изменять слова, соединять их в предложения);
2. формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
3. развитие звуковой и интонационной культуры, фонематического слуха, (ребенок усваивает систему ударений, произношение слов и умение выразительно говорить, читать стихи).
Эти задачи решаются при помощи использования занимательных игр и упражнений при обучении грамоте, что является одним из основных залогов успешного обучения детей абстрактным понятиям в обучении грамоте инаправлены на повышение мотивации к обучению.
У слабовидящих детей отмечаются трудности фонетико-фонематического и артикуляционного порядка. При зрительной работе у слабовидящих детей быстро наступает утомление, снижается работоспособность. Поэтому, для поддержания интереса к занятиям по обучению грамоте необходимо использовать элементы занимательности, игры, разнообразный наглядный демонстрационный и раздаточный дидактический материал, чтобы дети в непринужденной обстановке усваивали нужные понятия. Основным содержанием по подготовке к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста является звукобуквенный анализ слов.
Известные педагоги по дошкольному воспитанию Ю. И Фаусек, Е. И. Тихеева, Ф. Н. Блехер и другие считали необходимым начинать обучение детей грамоте до поступления в школу.
В данное время имеется большое множество литературы по обучению дошкольников грамоте. В своей работе я использую программу «Обучение дошкольников грамоте» Н. С. Варенцовой, которая построена на материале методики, созданной Д. Б. Элькониным и Л. Е. Журовой.
Известно, что письменная речь формируется на базе устной. И первыми шагами к обучению грамоте должно быть не знакомство с буквами, а усвоение звуковой системы языка.
Обучение звуковому анализу слова является основной задачей этапа подготовки к обучению грамоте и предполагает: определение количества звуков в слове, фонетическую характеристику звуков (умение дифференцировать гласные и согласные звуки, звонкие и глухие, твёрдые и мягкие, определение места звука в слове.
Я работаю в группе с ранним обучением английского языка, веду Российскую программу. В нашу группу поступают дети с 5 лет. Таким образом, данная работа проводится в старшей и подготовительной группах.
Свою работу по данной проблеме начала с определения задач, разработки материала для диагностики, изготовления игр и пособий. Данной проблемой занимаюсь с 2014 года.
Хотелось бы поподробнее остановиться на работе по обучению детей звуковому анализу слов.
Задачи:
1. Совершенствование умения различать на слух и в произношении все звуки родного языка.
2. Совершенствовать фонематический слух
3. Учить называть слова с определенным звуком. Находить слова с этим звуком в предложении.
4. Определять место звука в слове
5. Отрабатывать интонационную выразительность речи.
Определила следующие критерии:
Высокий уровень–ребенок справляется с заданием самостоятельно(3 балла);
Средний уровень–ребенок справляется с заданием с помощью взрослого (2 балла);
Низкий уровень–ребенок не справляется с заданием (1 балл).
Для диагностики использовала следующие задания.
Задание 1.
Цель: различение гласных и согласных звуков.
Дидактическое упражнение «Поймай» звук.
Когда ребенок слышит гласных звук, хлопает, если слышит согласный – топает.
Задание 2.
Цель: умение различать твердый и мягкий согласный звук
Материал: дидактическая игра «Найди меня».
Перед ребенком на столе лежат синие и зеленые фишки. Взрослый произносит две пары звуков (ка-кя; ни-на; ло-ле и т. п.). Ребенок выкладывает схему звуков (синяя фишка, зеленая фишка; зеленая фишка, синяя фишка; синяя фишка, зеленая фишка ит. п.)
Задание 3.
Цель: умение подбирать слова с заданным звуком.
Ребенку предлагается назвать слова, в которых живет звук –Л- Н-К-И-У- и т. п., необходимо придумать не мене 5 слов
Задание 4.
Цель: умение делить слова на части.
Материал: картинки, с изображением предметов. Ребенок называет слово, говорит, сколько в нем частей.
Задание 5.
Цель: определение места звука в слове.
Материал: игра «Определи место звука в слове».
Перед ребенком на столе лежит цветное изображение, например, листика, который разделен линиями на 3 части. Так же ребенку дают фишку (пуговичку, глазик) и картинку. Взрослый произносит звук. Ребенок кладет фишку на начало, середину или конец листика. Таким образом, произносится 3 звука, находящиеся в разных местах слова.
Задание 6.
Цель: умение проводить звуковой анализ слова.
Материал: картинка, цветные фишки, схемы слов.
Ребенок, посмотрев на картинку должен выбрать схему слова и сделать звуковой анализ.
После обследования, свою работу проводила в 3 этапа.
Практически на каждом занятии использовала игру, сделанную своими руками.
Первый этап посвящается изучению гласных и согласных звуков.
Объясняю детям, что есть гласные звуки – это те, которые поются, их мы произносим протяжно, хорошо открывая рот. Согласные звуки не поются, при их произнесении наш язычок упирается или в зубы, или в верхнюю часть рта (небо, или при их произнесении наши губы смыкаются.
Игры:
• Обведи и раскрась букву (гласные – красным цветом, согласные – синим)
• Выложим буквы из пуговиц.
• Пластилиновые буквы.
• Наборное полотно: «Гласные едут в гости к согласным»
Далее детям даю понятия о твердости и мягкости согласных звуков. Согласные звуки бывают мягкие (маленький братец – произносится мягко, ласково) и твердые (большой братец – произносятся твердо, жестко). Так же знакомлю детей с гласными, которые смягчают согласный (Я-Ю-Ё-И-Е)
Подбираем слова с заданным звуком:
• Поймай слово
• Назови слова, в которых есть звук Н-П-Д-и т. д.
• Назови вкусные слова, в которых есть звук - К
• Назови мебель, посуду, цветы, овощи, фрукты со звуком Л
• Сначала дети придумывают любые слова, затем дается установка «Придумать слова с мягким звуком, с твердым звуком»
• «Найди свой домик». У воспитателя в руках синий и красный домики. Детям раздаются гласные. По сигналу дети находят свой домик.
• «Назови пару» (в кругу)
• «Звуковые часы»
• «Веселый поезд»
Далее учу детей делить слова на части. Здесь дети начинают различать короткие и длинные слова.
• Прохлапывание
• Выкладывание белыми фишками, пуговицами, счетными палочками и др.
• Пособие «Слоговые часики»
• Веселый поезд
Дальше дети учатся подбирать односложные (короткие) и многосложные (длинные) слова.
На втором этапе учимся определять место звука в слове: начало, конец, середина.
Игры:
• «Найди место звука в слове»
• При помощи картинок, карточек
• Игры: «Перфокарты»
• С фишкой, пуговкой и глазиком.
• «Слоговые часы»
• Веселый поезд
На третьем этапе вводятся фишки для выполнения звукового анализа:
Красный обозначает гласный звук, синий – согласный.
Когда дети хорошо усвоят гласные и согласные звуки, вводится фишка зеленого цвета – мягкий согласный. Со временем вводится такое понятие как – ударение, черная фишка.
Вначале дети опираются на дополнительные вспомогательные средства: картинку, схему слова и фишки.
Позже дети выполняют звуковой анализ без картинки, подбирают нужную схему сами.
Игры:
• «Живые звуки»
• «Цепочка слов»
• «Подбери слова к схемам»
• «Звуковые вагончики»
• «Веселый поезд»
Нашу группу посещает 20 детей, 5 из них имеют нарушение зрения (диагноз) и 7 детей, находятся в группе риска по снижению зрения.
Применяя данные игры и пособия на занятиях по обучению грамоте, большая часть детей уже не испытывает особого затруднения при различении гласных и согласных звуков, с легкостью придумывают слова с заданным звуком. Овладели умением делить слова на части и находить место звука в слове. Правда, еще не все дети могут без ошибок проводить звуковой анализ слова. Но к концу учебного года, я уверенна, мои дети приобретут данный навык.
2017 – 2018 учебный год (подготовительная группа, другой набор.
15 детей : 6 с нарушением зрения и 9 - группа риска
Таким образом, из всего вышеизложенного можно сделать вывод : использование данного материала на занятиях по подготовке к обучению грамоте детей с нарушением зрения, способствует лучшему усвоению понятий в данной категории, а так же развитию у них познавательного интереса, формированию запаса знаний, умений и навыков, которые станут базой для их дальнейшего обучения в школе.
Методические рекомендации:
1. Применение дидактических игр и пособий является основой работы по подготовке детей к обучению грамоте.
2. Данную работу рекомендую проводить поэтапно. Задания даются от простого к сложному.
3. Не переходить на следующий этап работы, не убедившись в том, что ребенок в достаточной мере овладел определенным навыком.
Список используемой литературы.
1. Александрова, Т. В. Живые звуки, или Фонетика для дошкольников: Учебно-методическое пособие для логопедов и воспитателей. СПб. : Детство-пресс, 2005.
2. Журова Л. Е., Варенцова Н. С. и др. Обучение дошкольников грамоте / Под ред. Н. В. Дуровой. – М. : Ассоциация «Профессиональное образование», 1994.
3. Плаксина Л. И. Теоретические основы коррекционной работы в детском саду для детей с нарушением зрения. – М., 1998 г.
4. Статья из опыта работы Светланы Власенко https://nsportal.ru/detskii-sad/korrektsionnaya-pedagogika/2016/01/06/statya-iz-opyta-raboty-ispolzovanie-zanimatelnyh
5. Ткаченко, Т. А. Формирование навыков звукового анализа и синтеза. М. : Гном и Д, 2005.
https://www.maam.ru/detskijsad/-didakticheskie-igry-napravlenye-na-razvitie-rechi-detei.html