Папки-передвижки

Применение дидактических игр и пособий, сделанных своими руками, для развития у детей с нарушением зрения

Любовь Корчагина
Применение дидактических игр и пособий, сделанных своими руками, для развития у детей с нарушением зрения
▼ Скачать + Заказать документы

Применение дидактических игр и пособий, сделанных своими руками, для развития у детей с нарушением зрения старшего дошкольного возраста звуковой стороны речи и ознакомления с основами грамоты.

Круликовская Татьяна Владимировна, воспитатель

МБДОУ ЦРР Д/с № 11 «Подснежник»

Публикация «Применение дидактических игр и пособий, сделанных своими руками, для развития у детей с нарушением зрения» размещена в разделах

В настоящее время проблема подготовки детей к овладению грамотой детей с нарушением зрения является особо актуальной. Причина актуальности этой проблемы-возросшее требование школ, особенно гимназий и лицеев, к будущим первоклассникам. Одно из требований-готовность к овладению грамотой, которая включает в себя овладение ребенком звукобуквенным, звукослоговым и лексико-синтаксическим анализам и синтезам до поступления в школу.

Практическая значимость работы состоит в том, что данные игры и пособия могут использоваться педагогами не только в работе с детьми с нарушением зрения, но и со здоровыми детьми.

Требования Стандарта к результатам освоения программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования. На этапе завершения дошкольного образования ребенок должен хорошо владеть устной речью, выражать свои мысли и желания, выделять звуки в словах. Речевое развитие по-прежнему остается наиболее актуальным в дошкольном возрасте. Чем лучше будет развита речь ребенка, тем выше гарантия его социализации, успешного школьного обучения.

Задачи речевого развития в ФГОС ДО по данной теме:

1. развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи, ( наша связная речь состоит из двух частей: диалога и монолога; строительным материалом для неё является словарь и освоение грамматического строя речи, т. е. умение изменять слова, соединять их в предложения);

2. формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

3. развитие звуковой и интонационной культуры, фонематического слуха, (ребенок усваивает систему ударений, произношение слов и умение выразительно говорить, читать стихи).

Эти задачи решаются при помощи использования занимательных игр и упражнений при обучении грамоте, что является одним из основных залогов успешного обучения детей абстрактным понятиям в обучении грамоте инаправлены на повышение мотивации к обучению.

У слабовидящих детей отмечаются трудности фонетико-фонематического и артикуляционного порядка. При зрительной работе у слабовидящих детей быстро наступает утомление, снижается работоспособность. Поэтому, для поддержания интереса к занятиям по обучению грамоте необходимо использовать элементы занимательности, игры, разнообразный наглядный демонстрационный и раздаточный дидактический материал, чтобы дети в непринужденной обстановке усваивали нужные понятия. Основным содержанием по подготовке к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста является звукобуквенный анализ слов.

Известные педагоги по дошкольному воспитанию Ю. И Фаусек, Е. И. Тихеева, Ф. Н. Блехер и другие считали необходимым начинать обучение детей грамоте до поступления в школу.

В данное время имеется большое множество литературы по обучению дошкольников грамоте. В своей работе я использую программу «Обучение дошкольников грамоте» Н. С. Варенцовой, которая построена на материале методики, созданной Д. Б. Элькониным и Л. Е. Журовой.

Известно, что письменная речь формируется на базе устной. И первыми шагами к обучению грамоте должно быть не знакомство с буквами, а усвоение звуковой системы языка.

Обучение звуковому анализу слова является основной задачей этапа подготовки к обучению грамоте и предполагает: определение количества звуков в слове, фонетическую характеристику звуков (умение дифференцировать гласные и согласные звуки, звонкие и глухие, твёрдые и мягкие, определение места звука в слове.

Я работаю в группе с ранним обучением английского языка, веду Российскую программу. В нашу группу поступают дети с 5 лет. Таким образом, данная работа проводится в старшей и подготовительной группах.

Свою работу по данной проблеме начала с определения задач, разработки материала для диагностики, изготовления игр и пособий. Данной проблемой занимаюсь с 2014 года.

Хотелось бы поподробнее остановиться на работе по обучению детей звуковому анализу слов.

Задачи:

1. Совершенствование умения различать на слух и в произношении все звуки родного языка.

2. Совершенствовать фонематический слух

3. Учить называть слова с определенным звуком. Находить слова с этим звуком в предложении.

4. Определять место звука в слове

5. Отрабатывать интонационную выразительность речи.

Определила следующие критерии:

Высокий уровень–ребенок справляется с заданием самостоятельно(3 балла);

Средний уровень–ребенок справляется с заданием с помощью взрослого (2 балла);

Низкий уровень–ребенок не справляется с заданием (1 балл).

Для диагностики использовала следующие задания.

Задание 1.

Цель: различение гласных и согласных звуков.

Дидактическое упражнение «Поймай» звук.

Когда ребенок слышит гласных звук, хлопает, если слышит согласный – топает.

Задание 2.

Цель: умение различать твердый и мягкий согласный звук

Материал: дидактическая игра «Найди меня».

Перед ребенком на столе лежат синие и зеленые фишки. Взрослый произносит две пары звуков (ка-кя; ни-на; ло-ле и т. п.). Ребенок выкладывает схему звуков (синяя фишка, зеленая фишка; зеленая фишка, синяя фишка; синяя фишка, зеленая фишка ит. п.)

Задание 3.

Цель: умение подбирать слова с заданным звуком.

Ребенку предлагается назвать слова, в которых живет звук –Л- Н-К-И-У- и т. п., необходимо придумать не мене 5 слов

Задание 4.

Цель: умение делить слова на части.

Материал: картинки, с изображением предметов. Ребенок называет слово, говорит, сколько в нем частей.

Задание 5.

Цель: определение места звука в слове.

Материал: игра «Определи место звука в слове».

Перед ребенком на столе лежит цветное изображение, например, листика, который разделен линиями на 3 части. Так же ребенку дают фишку (пуговичку, глазик) и картинку. Взрослый произносит звук. Ребенок кладет фишку на начало, середину или конец листика. Таким образом, произносится 3 звука, находящиеся в разных местах слова.

Задание 6.

Цель: умение проводить звуковой анализ слова.

Материал: картинка, цветные фишки, схемы слов.

Ребенок, посмотрев на картинку должен выбрать схему слова и сделать звуковой анализ.

После обследования, свою работу проводила в 3 этапа.

Практически на каждом занятии использовала игру, сделанную своими руками.

Первый этап посвящается изучению гласных и согласных звуков.

Объясняю детям, что есть гласные звуки – это те, которые поются, их мы произносим протяжно, хорошо открывая рот. Согласные звуки не поются, при их произнесении наш язычок упирается или в зубы, или в верхнюю часть рта (небо, или при их произнесении наши губы смыкаются.

Игры:

• Обведи и раскрась букву (гласные – красным цветом, согласные – синим)

• Выложим буквы из пуговиц.

• Пластилиновые буквы.

Наборное полотно: «Гласные едут в гости к согласным»

Далее детям даю понятия о твердости и мягкости согласных звуков. Согласные звуки бывают мягкие (маленький братец – произносится мягко, ласково) и твердые (большой братец – произносятся твердо, жестко). Так же знакомлю детей с гласными, которые смягчают согласный (Я-Ю-Ё-И-Е)

Подбираем слова с заданным звуком:

• Поймай слово

• Назови слова, в которых есть звук Н-П-Д-и т. д.

• Назови вкусные слова, в которых есть звук - К

• Назови мебель, посуду, цветы, овощи, фрукты со звуком Л

• Сначала дети придумывают любые слова, затем дается установка «Придумать слова с мягким звуком, с твердым звуком»

«Найди свой домик». У воспитателя в руках синий и красный домики. Детям раздаются гласные. По сигналу дети находят свой домик.

«Назови пару» (в кругу)

«Звуковые часы»

«Веселый поезд»

Далее учу детей делить слова на части. Здесь дети начинают различать короткие и длинные слова.

• Прохлапывание

• Выкладывание белыми фишками, пуговицами, счетными палочками и др.

Пособие «Слоговые часики»

• Веселый поезд

Дальше дети учатся подбирать односложные (короткие) и многосложные (длинные) слова.

На втором этапе учимся определять место звука в слове: начало, конец, середина.

Игры:

«Найди место звука в слове»

• При помощи картинок, карточек

Игры: «Перфокарты»

• С фишкой, пуговкой и глазиком.

«Слоговые часы»

• Веселый поезд

На третьем этапе вводятся фишки для выполнения звукового анализа:

Красный обозначает гласный звук, синий – согласный.

Когда дети хорошо усвоят гласные и согласные звуки, вводится фишка зеленого цвета – мягкий согласный. Со временем вводится такое понятие как – ударение, черная фишка.

Вначале дети опираются на дополнительные вспомогательные средства: картинку, схему слова и фишки.

Позже дети выполняют звуковой анализ без картинки, подбирают нужную схему сами.

Игры:

«Живые звуки»

«Цепочка слов»

«Подбери слова к схемам»

«Звуковые вагончики»

«Веселый поезд»

Нашу группу посещает 20 детей, 5 из них имеют нарушение зрения (диагноз) и 7 детей, находятся в группе риска по снижению зрения.

Применяя данные игры и пособия на занятиях по обучению грамоте, большая часть детей уже не испытывает особого затруднения при различении гласных и согласных звуков, с легкостью придумывают слова с заданным звуком. Овладели умением делить слова на части и находить место звука в слове. Правда, еще не все дети могут без ошибок проводить звуковой анализ слова. Но к концу учебного года, я уверенна, мои дети приобретут данный навык.

2017 – 2018 учебный год (подготовительная группа, другой набор.

15 детей : 6 с нарушением зрения и 9 - группа риска

Таким образом, из всего вышеизложенного можно сделать вывод : использование данного материала на занятиях по подготовке к обучению грамоте детей с нарушением зрения, способствует лучшему усвоению понятий в данной категории, а так же развитию у них познавательного интереса, формированию запаса знаний, умений и навыков, которые станут базой для их дальнейшего обучения в школе.

Методические рекомендации:

1. Применение дидактических игр и пособий является основой работы по подготовке детей к обучению грамоте.

2. Данную работу рекомендую проводить поэтапно. Задания даются от простого к сложному.

3. Не переходить на следующий этап работы, не убедившись в том, что ребенок в достаточной мере овладел определенным навыком.

Список используемой литературы.

1. Александрова, Т. В. Живые звуки, или Фонетика для дошкольников: Учебно-методическое пособие для логопедов и воспитателей. СПб. : Детство-пресс, 2005.

2. Журова Л. Е., Варенцова Н. С. и др. Обучение дошкольников грамоте / Под ред. Н. В. Дуровой. – М. : Ассоциация «Профессиональное образование», 1994.

3. Плаксина Л. И. Теоретические основы коррекционной работы в детском саду для детей с нарушением зрения. – М., 1998 г.

4. Статья из опыта работы Светланы Власенко https://nsportal.ru/detskii-sad/korrektsionnaya-pedagogika/2016/01/06/statya-iz-opyta-raboty-ispolzovanie-zanimatelnyh

5. Ткаченко, Т. А. Формирование навыков звукового анализа и синтеза. М. : Гном и Д, 2005.

https://www.maam.ru/detskijsad/-didakticheskie-igry-napravlenye-na-razvitie-rechi-detei.html

Публикации по теме:

Использование дидактических игр и пособий в коррекционной работе учителя-логопеда Грамота - довольно сложный предмет для дошкольников. Детям с общим недоразвитием речи очень сложно усвоить понятия такие как «речь», «предложение»,.

Использование игр и пособий Воскобовича для развития элементов логического мышления детей дошкольного возраста «Полёт на воздушном шаре». В волшебном Фиолетовом лесу жил был мудрый ворон, и звали его Метр. И был у ворона друг – малыш Гео. Гео часто.

Использование музыкально-дидактических игр и пособий в совместной и самостоятельной деятельности детей 1 слайд. Одной из важных задач всестороннего развития ребёнка является воспитание музыкальной культуры. Её основы закладываются уже в детстве.

Изготовление дидактических игр своими руками. Игра «А рыбы в море плавают вот так!»Изготовление дидактических игр своими руками. Игра «А рыбы в море плавают вот так!» Рыбка рыбку догоняла, Рыбка хвостиком виляла. Ткнулась в брюшко: «Догнала! Эй, подружка! Как дела»? Память является одним из основных.

Изготовление дидактических пособий своими руками. Венок «Расскажем детям о празднике Святки»Изготовление дидактических пособий своими руками. Венок «Расскажем детям о празднике Святки» Материал будет полезен воспитателям детских садов, педагогам дополнительного образования и родителям детей дошкольного возраста с целью.

Изготовление развивающих пособий своими руками. Игры с пуговицами для развития памятиИзготовление развивающих пособий своими руками. Игры с пуговицами для развития памяти Эта публикация будет полезна воспитателям детских садов и родителям детей дошкольного возраста. Процесс зрительного запоминания проходит.

Изготовление своими руками атрибутов для дидактических игр из пвх пластикаИзготовление своими руками атрибутов для дидактических игр из пвх пластика На самом деле, в этом нет ничего сложного. Если у Вас есть желание, то можно сделать простые изделия своими руками. Как видно из рисунке,.

Консультация для родителей «Необходимость развития мелкой моторики для детей с нарушением зрения» Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают.

Применение подвижных игр для развития познавательной деятельности детей дошкольного возраста Познавательная деятельность занимает важное место в ряду различных видов деятельности дошкольников. С ее помощью ребенок познает мир, приобретает.

Картотека дидактических игр «Развитие мелкой моторики посредством дидактических игр для детей младшего дошкольного возраста» Дидактическая игра «Бусинки» Цель. Развивать моторику кистей рук, умение брать пинцетом бусинки и раскладывать их по внешним признакам в.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Применение дидактических игр и пособий, сделанных своими руками, для развития у детей с нарушением зрения
Опубликовано: 31 марта 2019 в 08:26
+28Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Применение дидактических игр и пособий, сделанных своими руками, для развития у детей с нарушением зрения» (включая файлы) размещена пользователем Любовь Корчагина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД