Кулемина Лариса
Использование музыкально-дидактических игр и пособий в совместной и самостоятельной деятельности детей
▼ Скачать + Заказать документы
1 слайд.
Одной из важных задач всестороннего развития ребёнка является воспитание музыкальной культуры. Её основы закладываются уже в детстве. В этой связи большое место отводится музыке в детских садах, - она звучит и на музыкальных занятиях, и в самостоятельной деятельности, и во время праздников и развлечений. Восприятие музыки сложный процесс, требующий от человека внимания, памяти, развитого мышления, разнообразных знаний. Всего этого у дошкольников пока нет. Поэтому необходимо научить ребёнка разбираться в особенностях музыки как вида искусства, сознательно акцентировать его внимание на средствах музыкальной выразительности, различать музыкальные произведения по жанру, характеру. Именно с этой целью применяют такие пособия, как музыкально-дидактические игры, которые, воздействуя на ребёнка комплексно, вызывает у него зрительную, слуховую и двигательную активность, тем самым расширяя музыкальное восприятие в целом.
Публикация «Использование музыкально-дидактических игр и пособий в совместной и самостоятельной деятельности детей» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Музыка. Игры, дидактические пособия
- Музыкальные дидактические игры и пособия
- Работа музыкального руководителя
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2018
2 Слайд.
Форма игры очень удобна для восприятия ребёнка дошкольного возраста. В дошкольном возрасте человек расположен к игре намного больше, чем к какой-либо другой деятельности. Это основной вид деятельности в детском саду. Дидактическая игра – одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребёнка. Таким образом, дидактическая игра имеет две цели: - обучающая, которую преследует взрослый и игровая, ради которой действует ребёнок!
3 Слайд.
Основное назначение музыкально-дидактических игр – формировать у детей музыкальные способности, в доступной игровой форме помочь им разобраться в соотношении звуков по высоте, развивать у них чувство ритма, тембровый и динамический слух, побуждать к самостоятельным действиям с применением знаний полученных на музыкальных занятиях. Музыкально-дидактические игры обогащают детей новыми впечатлениями, развивают у них инициативу, самостоятельность, способность к восприятию основных свойств музыкального звука. Педагогическая ценность музыкально-дидактических игр том, что они открывают перед ребёнком путь применения полученных знаний в жизненной практике.
4 Слайд.
Музыкально-дидактические игры должны быть просты и доступны, интересны и привлекательны. Только в этом случае они становятся своеобразным возбудителем желания у детей петь, слушать, играть и танцевать. Музыкально-дидактические игры должны быть интересно и красочно оформленными. Например, карточки с изображением музыкальных образов – яркими, художественными, точно соответствовать содержанию игры. Игры, в которых дети сами принимают активное участие в изготовлении, становятся наиболее любимыми и желанными.
5 Слайд.
Применение музыкально-дидактических игр очень велико. Музыкально-дидактические игры широко используются на музыкальных занятиях, праздниках, развлечениях, в самостоятельных играх, во время прогулок и утренней гимнастики. Поэтому большое значение имеет качественное взаимодействие музыкального руководителя с воспитателем, от того, как они будут совместно работать, зависит успешность проведения музыкально-дидактических игр. Перед занятием необходимо объяснить игру воспитателю, ведь в самостоятельной деятельности он должен следить за ходом игры, а также контролировать взаимоотношения играющих, сохраняя при этом самостоятельный и творческий характер игры. В младших группах воспитатель не только должен организовывать игру и носам стать активным её участником.
6 Слайд.
Виды музыкально-дидактических игр :
- Игры на для определения соотношения звуков по высоте.
- Игры для развития ритмического слуха.
- Игры для развития тембрового слуха.
- Игры для развития диатонического слуха.
- Игры для развития памяти и голоса.
- Игры для закрепления программного материала.
7 слайд.
Музыкально-дидактическая игра на развитие чувства ритма
«Три медведя» (для детей 3-4 лет)
Цель игры: Закреплять умение у детей различать ритмический рисунок разных сказочных персонажей, уметь воспроизводить его, используя ударные инструменты (ложки, бубен)
Ход игры: (детям раздают карточки с изображением трё х медведей: Михайло Ивановича, Настасьи Петровны и Мишутки)
Музыкальный руководитель : Вы помните, ребята, сказку «Три медведя»? (ответы детей)
В последней комнате Машенька легла на минуточку в кроватку и заснула. А в это время медведи вернулись домой. Вы помните, как их звали? (ответы детей)
Послушайте, кто первый зашёл в избушку? (музыкальный руководитель выстукивает ритмический рисунок на инструменте. Дети определяют, музыкальный руководитель выводит фигуру.)
Музыкальный руководитель : Как Михайло Иванович ходит? (Медленно, тяжело)
Давайте отхлопаем ритм ладошками, как он идёт. А теперь закройте картинку с его изображением.
8 слайд
Музыкально-дидактическая игра «Удивительный светофор» на определение жанров в музыке (колыбельная, танец, марш)
Цель игры: Учить детей различать разный характер музыки.
Ход игры:
Музыкальный руководитель показывает большой светофор.
Вот горит светофор.
С ним дружок мой, ты не спорь!
Что покажет он – узнай,
А захочешь - выполняй!
Дети сидят за столами. Перед ними карточки с изображением светофора и фишки, с изображением как дети спят, дети маршируют и дети танцуют. Музыкальный руководитель исполняет произведение, дети закрывают фишкой соответствующий кружок на светофоре. Затем вызванный ребёнок показывает нужное изображение на большом светофоре и имитирует действие. Дети называют произведение, определяют характер музыки. Под музыкальные произведения, условно относящиеся к зелёному сигналу светофора, дети могут передвигаться в пространстве, проявляя своё творчество в движении. Игру можно проводить на музыкальном занятии и в свободное время.
9 слайд.
Особое место в группе занимают музыкальные уголки. Он неотъемлемая составляющая предметно развивающей среды. Музыкальные уголки в группах должны соответствовать современным требованиям, он должен быть обеспечен современной техникой, современными художественными средствами. Особое место отводится дидактическим и развивающим играм. Материалы должны соответствовать возрасту детей. Требованиям безопасности, эстетики и должны быть размещены в удобном и доступном месте для детей.
МУЗЫКАЛЬНЫЙ УГОЛОК, должен содержать:
1. Инструменты.
2. Музыкальные игрушки.
3. Костюмы и атрибуты.
4. Магнитофон с записями.
5. Музыкальные сказки.
6. Пособия и музыкально-дидактические игры.
7. Портреты композиторов.
8. Магнитная доска.
9. Иллюстрационный материал.
10. Слайд.
Использование музыкально-дидактических игр даё т положительные результаты:
- Обогащается эмоциональный фон дошкольников.
- Формируется музыкальный вкус, развивается музыкальный слух ребёнка.
- Активно развиваются познавательные процессы.
- Совершенствуются способности к импровизации.
- Развиваются творческие способности ребёнка.
- Формируются коммуникативные черты личности.