Ирина Голубева
Применение биоэнергопластики в работе учителя-логопеда при коррекции звукопроизношения. Обобщение педагогического опыта
▼ Скачать + Заказать документы
Самый благоприятный период для развития интеллектуальных, речевых, творческих возможностей человека – от 3 до 9 лет, когда кора больших полушарий еще окончательно не сформирована. Именно в этом возрасте необходимо развивать память, восприятие, мышление и особенно речь. Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребёнка речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. К сожалению, в настоящее время с каждым годом наблюдается значительное увеличение числа детей с речевой патологией. Поэтому одной из актуальных задач является повышение эффективности процесса коррекции речевых нарушений. Наиболее распространенным для детей дошкольного возраста является нарушение звукопроизношения. Недостатки звукопроизношения могут явиться причиной отклонений в развитии таких психических процессов, как память, мышление, а также сформировать комплекс неполноценности, выражающийся в трудности общения. Начальным этапом по коррекции звукопроизношения является выполнение артикуляционной гимнастики. В логопедических группах каждое утро работа начинает строиться с артикуляционной гимнастики. Цель артикуляционной гимнастики - укрепление мышц артикуляционного аппарата. Однако, ежедневные занятия гимнастикой, к сожалению, снижают интерес детей к этому процессу, что, в свою очередь, приводит к уменьшению эффективности выполнения артикуляционных упражнений. Для достижения лучших результатов в работе по коррекции звукопроизношения, чтобы процесс был более занимательным, я применяю на занятиях такой метод как биоэнергопластика. Биоэнергопластика — это соединение движений артикуляционного аппарата с движениями кисти руки. Исследования отечественных физиологов таких как В. М. Бехтерев, А. А. Леонтьев и др. подтверждают связь развития рук с развитием мозга. В головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, расположены очень близко. Стимулируя тонкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь. Биоэнергопластика синхронизирует работу полушарий головного мозга, улучшая внимание, память, мышление, речь. Принцип биоэнергопластики - сопряжённая работа пальцев и кистей рук и артикуляционного аппарата, движения рук имитируют движения речевого аппарата. Комплекс упражнений, согласно принципу биоэнергопластики, способствует развитию подвижности артикуляционного аппарата, что, в свою очередь, оказывает влияние на точность в усвоении артикуляционных укладов. Биоэнергопластика выступает как нетрадиционная форма проведения артикуляционной гимнастики. Суть биоэнергопластики в том, что ко всем классическим артикуляционным упражнениям добавляется движение кисти руки. Сочетание движений речевого аппарата и кистей рук создает предпосылки к развитию координации, произвольности поведения, внимания, памяти и других психических процессов, необходимых для становления полноценной учебной деятельности. Биоэнергопластика как средство нейростимуляции используется в период коррекционного обучения при закреплении артикуляционных движений, автоматизации звуков в словах, при звуковом анализе слова и в качестве организационного момента и динамической паузы. Синхронизация работы над речевой и мелкой моторикой сокращает время занятий, усиливает их результативность. Она позволяет быстро убрать зрительную опору – зеркало и перейти к выполнению упражнений по ощущениям. Таким образом, применение комплекса артикуляционных упражнений с элементами биоэнергопластки имеют значительные преимущества перед применением на логопедических занятиях простой артикуляционной гимнастики.
Публикация «Применение биоэнергопластики в работе учителя-логопеда при коррекции звукопроизношения, Обобщение педагогического опыта» размещена в разделах
- Биоэнергопластика в работе с детьми
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Обобщение опыта работы
- Работа логопеда. Логопедия
- Темочки
Описание технологии опыта
Коррекционная работа с применением биоэнергопластики предполагает 5 этапов, включающие различные системы упражнений.
I этап – диагностический (определение начальных сохранных способностей).
На первом этапе работы проводилось обследование строения и подвижности органов артикуляционного аппарата, звукопроизношения, общей и мелкой моторики, мыслительных процессов.
В результате проведения диагностики у большинства детей было отмечено нарушение пальцевой моторики, дискоординация движений органов артикуляции, нарушение кинестетических ощущений положения языка, губ.
II этап – подготовительный (пассивной работы).
Знакомство с артикуляционными органами. Выполнение гимнастики
по традиционной методике с включением в упражнения ведущей руки логопеда. На данном этапе рука ребенка находится в пассивном состоянии, в упражнения не вовлекается.
В первый и второй этапы работы включаются упражнения на правильное речевое дыхание, на развитие силы голоса и правильного выдоха.
III этап - основной (формирование сопряженных кинестетических ощущении органов артикуляции и ведущей руки).
Упражнения артикуляционной гимнастики выполняются на основе формирования кинестетических ощущений органов артикуляции и ведущей руки ребенка. Рука ребенка подключается только при полном освоении артикуляционного упражнения. При выполнении упражнений необходимо
постоянно использовать счет от 1 до 5-6, короткие стихотворные строки.
IV этап - формирование сопряженных кинестетических ощущении органов артикуляции и неведущей руки.
Артикуляционные упражнения проводятся с использованием руки ребенка, которая не является ведущей. Так как дети на предыдущем этапе полностью освоили движения ведущей рукой, это значительно сокращает период освоения движений другой рукой.
Постепенно темп выполнения упражнений увеличивается. Дети ориентируются на темп, заданный учителем-логопедом, на его счет
и образец движения руки.
V этап (формирование сопряженных кинестетических ощущений органов артикуляции и обеих рук).
Артикуляционная гимнастика проводится с использованием обеих рук ребенка. На данном этапе отрабатывается синхронность движений обеих рук и артикуляционных органов. Целью данного этапа является совершенствование и координация движений органов артикуляционного аппарата и рук. Такой прием закрепляет четкие кинестетические ощущения положения артикуляционных органов.
Учитель-логопед может подобрать движение руки под любое артикуляционное упражнение. Важно не то, что именно будет делать ребенок, а то, как он это сделает. Необходимо привлечь внимание каждого ребенка к одновременности выполнения артикуляционных движений с работой кисти, их ритмичности, четкости.
Такую артикуляционно-пальчиковую гимнастику учитель-логопед
и дети выполняли весь учебный год. В конце учебного года, когда дети уже научились ощущать органы артикуляции, контрастность положений языка, челюстей, губ, направленность выдоха, зрительную опору – зеркало – мы убрали.
Заключение.
Применение в логопедической работе артикуляционной гимнастики с биоэнергопластикой оказывает благотворное влияние на развитие интеллектуальной деятельности ребенка, способствует развитию произвольного внимания и повышению самоконтроля, что в дальнейшем вызывает положительный эффект на этапе автоматизации поставленных звуков.
Такая гимнастика помогает длительно удерживать интерес ребенка, помогает повысить мотивационную готовность детей к занятиям. Поддерживает положительный эмоциональный настрой ребенка и логопеда.
Биоэнергопластика – это одно из эффективных средств коррекции речи, помогающих в преодолении не только речевых трудностей, но и общего оздоровления детей дошкольного возраста с ОВЗ и ТНР.