МААМ-картинки

Применение авторского дидактического пособия «Речевая полянка» в логопедическом обследовании детей дошкольного возраста

Любовь Золотарева
Применение авторского дидактического пособия «Речевая полянка» в логопедическом обследовании детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Любовь Золотарева

Логопедическое обследование – это комплекс мероприятий, направленных на выявление нарушений речи у обследуемого путем всестороннего и полного изучения речи, ее отдельных компонентов, с учетом данных развития личности с раннего возраста.

Публикация «Применение авторского дидактического пособия „Речевая полянка“ в логопедическом обследовании детей дошкольного возраста» размещена в разделах

В литературе разными авторами описаны методические разработки логопедического обследования. Логопед сам выбирает методы, приемы, материал для обследования.

Цель логопедического обследования – выявить уровень сформированной речевой деятельности ребенка, сформулировать логопедическое заключение, построить перспективный план индивидуальной коррекционной работы.

Мною разработано и применяется на практике авторское дидактическое пособие «Речевая полянка» для логопедического обследовании детей дошкольного возраста. Это рисунок на формате А-3. При разработке пособия старалась включить как можно больше материала разных лексических групп и категорий.

Перечень лексических групп и категорий:

1. Времена года

2. Время суток

3. Явления природы

4. Животные и их детеныши

5. Птицы

6. Насекомые

7. Рыбы, пресмыкающиеся

8. Овощи

9. Фрукты

10. Ягоды

11. Грибы

12. Лекарственные растения

13. Одежда

14. Обувь

15. Головные уборы

16. Посуда

17. Мебель

18. Транспорт, ПДД

19. Профессии

20. Деревья

21. Цветы

22. Семья

23. Школьные принадлежности

24. Инструменты

25. Хлеб

26. Игрушки

27. Музыкальные инструменты

28. Наш город

29. Символы страны

30. Праздники

31. Дом

32. Сказки «Репка», «Колобок», «Теремок», «Курочка Ряба»

33. Географические объекты

34. Стороны света

35. Цифры

36. Буквы

37. Счет

38. Геометрические фигуры

39. Средства коммуникации

40. Жилище

41. Спортивные снаряды, оборудование

42. Увлечения, способ отдыха

43. Многозначные слова

44. Способ передвижения

45. Скороговорки, чистоговорки

46. Реклама

47. Часы – время

48. Приметы

49. Состояние воды

50. Артикуляционная гимнастика

51. Дыхательная гимнастика

52. Мимическая гимнастика

53. Общая моторика

54. Слоговая структура

55. Антонимы

56. Синонимы

57. Наречия

58. Стихотворения

59. Слова – паронимы

60. Подбор слова к звуковой схеме

61. Односложные и многосложные слова

Рассматривание картины происходит по частям, ограничивая обзор с помощью рамки «Окошко». Далее для примера представлен конспект логопедического обследования ребенка 5 лет.

Логопедическое обследование ребенка 5 лет

Цель: выявить уровень сформированности речевой деятельности ребенка, сформулировать заключение и построить перспективный план индивидуальной коррекционной работы.

Пространственная предметно-развивающая среда:

• Ноутбук;

• Авторское дидактическое пособие «Речевая полянка»;

• Серия сюжетных картинок «Мышонок и шарик»;

• Настольное зеркало;

• Вертушка;

• Осенний лист – игровой персонаж и набор листьев;

• Надувной мяч;

• Рамка «Окошко» (примерно размер А-5).

Лингвистический материал:

Предметный словарь: осень, лист, листопад, мальчик, девочка, игрушки, животные и их детеныши.

Глагольный словарь: кружиться, играть, перепрыгивать, ловить, скакать.

Словарь признаков: осенний, кленовый, красный, яркий, домашние, дикие, рыжая, хитрая, бурый, неуклюжий.

Словарь наречий: слева, справа.

Антонимы: большой – маленький.

Словообразование: приставочных глаголов (прыгнуть – перепрыгнуть,

прилагательных от существительных (клен – кленовый,

сложных слов (листопад,

существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами (мяч – мячик).

Грамматический строй:

образование мн. ч. существительных (мяч – мячи, лист – листья,

согласование местоимений с существительными (мой флажок, моя машинка, мои солдатики,

предложно-падежное управление (предлоги «на», «за»).

Связная речь:

стихотворение А. Барто «Мишка»,

составление рассказа по серии сюжетных картинок «Мышонок и шарик».

Вывод: формулирование логопедического заключения и построение перспективного плана индивидуальной коррекционной работы.

Ход обследования:

Оргмомент и создание игровой ситуации:

- Здравствуйте.

- Смотри, в детский сад залетел осенний лист. Как так получилось? (Подул ветер и т. д.)

- Давай покажем, как дул ветер. (Дуем на вертушку плавно, не раздувая щек.)

- Как называется явление, когда листья падают? (Листопад.)

- Покажи, как кружатся листья. (Ребенок кружится плавно.)

Листопад, листопад, листья падают, летят.

Это осень наступила, ей лето место уступило.

- С какого дерева этот лист? (С клена - кленовый.)

- Какого цвета? (Красного цвета.)

- Этот лист не простой, а любознательный. Ему все интересно узнать. Давай с ним познакомимся, а потом ему обо всем расскажем и покажем. (ФИО ребенка, адрес, возраст)

Артикуляционная гимнастика (перед зеркалом):

- Кленовый лист не знает, как хорошо ты умеешь играть язычком.

Покажи, какой большой дом у языка («Окошко»,

как умеет делать «Блинчик»,

как умеет дразниться («Болтушка»,

как умеет цокать («Лошадка»,

остановим лошадку («Фырканье»).

Обследование по картине:

- Оказались мы на полянке. (Дидактическое пособие «Речевая полянка»)

Кого мы видим? (Показ части картины, ограниченной рамкой «Окошко»)

Кто что делает? (Девочка кормит цыплят: цып-цып) Покажи, как она сыпет зернышки цыплятам. Посчитай цыплят. Кого еще может девочка покормить? (Свинью с поросенком, лошадь с жеребенком, козу - домашние животные.) Покажи пальчиками «козу».

Чего много у мальчика? Назови одним словом. (Игрушек.)

Иногда он бывает жадиной. Как он говорит про свои игрушки? (Это мой флажок. Это моя машинка) А ты бываешь жадным?

Почему у мишки оторвана лапка? Как нужно обращаться с игрушками? (Бережно)

Вспомним стихотворение А. Барто «Мишка».

Сколько мячей? Какие они?

Про большой говорим МЯЧ, а про маленький ласково – МЯЧИК.

Давай поиграем в мяч: я буду называть один предмет, а ты - много. (Пистолет – пистолеты, машинка – машинки, скакалка – скакалки)

- «Побежали» пальчиками по тропинке в детский сад. Тропинка идет через лес. Посмотрим направо, это болото. На чем сидит лягушка? (На листе кувшинки.) Она сидела на этом листе, как она оказалась на другом? (Перепрыгнула.) Где стоит цапля? (В воде.) А ты умеешь стоять на одной ноге, как цапля? Покажи.

- Кого мы видим слева? Что они делают? (Лису с лисенком, они ловят мышей.)

- Чьи это уши торчат из-за пенька? (Заячьи) Сколько у зайца ушей? А у тебя?

Почему заяц прячется за пеньком? (Он трусливый.)

Что умеет делать заяц?

А ты умеешь прыгать, скакать как зайка на 2-х ногах, на 1-ой?

- Поиграем в «Эхо». Я буду называть слова, а ты повторяй и определяй 1-й звук в каждом слове. (Аист, осень, утро, муравей)

Физминутка «Антонимы»

Как-то осенью в лесу

Висела шишка у всех на виду.

Лось сказал, что низко, (присесть)

А зайчонок – высоко, (потянуться)

Белочка сказала – близко, (руки к носу)

А ежонок – далеко. (руки вытянуть вперед)

«Поймай звук С» («прячем» звук в ладошки)

(Сова, лиса, улитка, паук, лес, мышонок)

«Речевую полянку» закрыть и вспомнить, кого мы видели в лесу?

Мы снова оказались в детском саду. Ой, а здесь, кажется, какая-то история произошла с мышонком. Давай расположим картинки по порядку, и ты постарайся составить интересный рассказ. А я твою историю запишу с помощью ноутбука, чтобы осталась на память, и ее могли бы услышать другие ребята.

Составление рассказа по серии сюжетных картинок «Мышонок и шарик».

Итог: - Как ты думаешь, что листочку понравилось, запомнилось? Спасибо. Вот тебе маленький осенний лист, играй с ним, дуй.

Таким образом, анализируя ответы ребенка, можно определить уровень словаря, грамматического строя речи, звукопроизношение, фонематический слух, слоговую структуру слова, уровень развития связной речи, развитие познавательно-психических процессов, речевого дыхания, общей, мелкой, мимической, артикуляционной моторики. Все это фиксируется в речевой карте ребенка дошкольника. На основании логопедического обследования формулируется логопедическое заключение, далее разрабатывается перспективный план индивидуальной коррекционной работы с ребенком.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Презентация дидактического пособия «Алфавит» для детей подготовительной к школе группе. Презентация дидактического пособия «Алфавит» для детей подготовительной к школе группе Тема :дидактическое пособие «Алфавит». Цель работы.

«Поможем Фиксикам». Занятие с использованием дидактического пособия по развитию речи детей 5–7 лет«Поможем Фиксикам». Занятие с использованием дидактического пособия по развитию речи детей 5–7 лет Авторское дидактическое пособие по развитию речи детей 5-7 лет «ПОМОЖЕМ ФИКСИКАМ» по мотивам детского семейного познавательно-обучающего.

Презентация дидактического пособия по воспитанию сенсорной культуры детей дошкольного возраста Развитие мелкой моторики у детей напрямую определяет качество жизни. Огромное количество бытовых действий связано именно с мелкой моторикой:.

Мастер-класс по изготовлению дидактического пособия «Часы»Мастер-класс по изготовлению дидактического пособия «Часы» Сегодня хочу показать вам мастер-класс по изготовлению дидактического пособия «Часы» Для изготовления данного пособия нам понадобиться:.

Мастер-класс по изготовлению дидактического пособия «Капитошка»Мастер-класс по изготовлению дидактического пособия «Капитошка» В рамках реализации педагогического проекта «Веселые пальчики», который направлен на развитие мелкой в нашей группе был проведен мастер-класс.

Мастер-класс по изготовлению дидактического пособия «Волшебная полянка» Мастер - класс по изготовлению дидактического пособия "Волшебная полянка" Актуальность: Известно, что третья часть двигательной проекции.

Панно «Речевая полянка»Панно «Речевая полянка» У детей с общим недоразвитием речи наблюдается недостаточная сформированность всех языковых структур, начиная с нарушенного произношения.

Паспорт дидактического пособия «Макет «Военная база»Паспорт дидактического пособия «Макет «Военная база» Автор макета: Чурбанова Людмила Владимировна Макет «Военная база» Цель: Обогащать и закреплять знания детей и речь в игровой форме. Задачи:.

Сценарный план «Эти удивительные насекомые» с использованием дидактического пособия «Полянка» ВидеоСценарный план «Эти удивительные насекомые» с использованием дидактического пособия «Полянка» Видео Цель: расширение знаний детей о разнообразном мире насекомых. Задачи: Образовательные: - расширять и уточнять знания детей о насекомых,.

Требования к оформлению дидактического пособия Дошкольники изучают окружающий их мир в процессе игры. Поэтому любая воспитательно - образовательная деятельность в ДОУ не проходит без.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Применение авторского дидактического пособия «Речевая полянка» в логопедическом обследовании детей дошкольного возраста
Опубликовано: 5 января 2018 в 00:34
+17Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Применение авторского дидактического пособия «Речевая полянка» в логопедическом обследовании детей дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Любовь Золотарева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД