Фарахутдинова Эльвира Гилмхановна
Презентация дидактического пособия «Алфавит» для детей подготовительной к школе группе.
▼ Скачать + Заказать документы
Презентация дидактического пособия «Алфавит» для детей
подготовительной к школе группе
Тема :дидактическое пособие «Алфавит».
Цель работы воспитателя в ДОУ, по образовательной области «Речевое развитие» - становление начальной коммуникативной компетентности ребёнка.
Для осуществления данной цели, воспитатель решает следующие задачи.
Задачи :
Публикация «Презентация дидактического пособия „Алфавит“ для детей подготовительной к школе группе,» размещена в разделах
- Буквы. Игры, дидактические пособия с буквами
- Дидактические игры
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Обучение грамоте. Игры, дидактические пособия
- Подготовительная группа
- Темочки
- развитие свободного общения с взрослыми и детьми, овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими;
развитие всех компонентов устной речи детей :
- грамматического строя речи;
- связной речи – диалогической и монологической форм;
- формирование словаря;
- воспитание звуковой культуры речи;
- подготовка к обучению грамоте.
Актуальность :
Дошкольное образовательное учреждение (ДОУ) – первое и самое важное звено в общей системе народного образования.
В соответствии с законом «Об образовании в Российской Федерации» дошкольная ступень получила статус уровня системы Российского образования.
Процесс речевого развития для современного дошкольного образования, является общей основой воспитания и обучения детей.
Речь как ведущее средство общения сопровождает все виды деятельности ребёнка. От качества речи, умения пользоваться ею в игре. Во время совместной деятельности педагога и ребёнка, во время всех режимных моментов, зависит успешность деятельности ребёнка, его принятие сверстниками, его статусное положение в детском сообществе.
Речь ребёнка формируется, пополняется в общении с окружающими, а в дошкольном учреждении педагоги проводят специальные занятия по развитию речи. В процессе общения проявляются его познавательная и предметная деятельность. Овладевая речью, психика ребёнка перестраивается, позволяя ему воспринимать явления более осознанно и самостоятельно.
Согласно введённому Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО) :
образовательная область «Речевое развитие» включает владение речью, как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико – синтетической активности как предпосылки обучения грамоте».
Воспитатели работая по ФГОС ДО должны обратить внимание на создание условий развития ребёнка, открывающиеся возможности для позитивной социализации, личностного развития, развития инициативы и творческих способностей; на создание развивающей образовательной среды как системы условий социализации и индивидуализации детей.
Педагоги в детском саду при работе по ФГОС ДО должны продумывать свои формы работы, приёмы, методы, средства сотрудничества детей и взрослых для формирования предпосылок универсальных учебных действий при переходе на школьный уровень образования.
Для построения всего образовательного процесса, педагог основывается на соответствующих возрасту формах работы. При выборе форм необходимо обратить внимание на состав воспитанников, оснащённость ДОУ, культурных и региональных особенностях, специфики и методов ДОУ, творческого подхода педагогов.
Основными формами работы ДОУ в образовательной области «Развитие речи» выделяются :
- игра;
- образовательная ситуация;
- ситуация общения;
- специально планируемая ситуация общения.
Игра – основной вид деятельности детей дошкольного возраста.
Главной формой работы по развитию речи детей дошкольного возраста является – игра, которая побуждает детей к вступлению в общение и является мотивом к коммуникативной деятельности. Играя, ребёнок свободно и с удовольствием осваивает мир во всей его полноте – со стороны смыслов и норм, учась понимать правила и творчески преобразовывать их. Поэтому игровая среда должна стимулировать детскую активность и постоянно обновляться в соответствии с текущими интересами и инициативой детей. Игровое оборудование должно быть разнообразным и легко трансформируемым. Дети должны иметь возможность участвовать в создании и обновлении игровой среды.
Различные формы работы ресурсны, в плане развития речи дошкольников и формирования коммуникативной компетентности детей, если :
• дети совместно решают интересную и значимую для них учебно – игровую задачу, выступая помощниками по отношению к кому-то;
• обогащают, уточняют и активизируют свой лексический запас, выполняя речевые и практические задания;
• если, педагог выступает не жёстким руководителем, а организатором
• совместной деятельности, который не афиширует своё коммуникативное превосходство, а сопровождает и помогает ребёнку стать активным коммуникатором и подготовиться к обучению в школе.
Современная школа требует от детей, поступающих в первый класс, не столько какой-либо суммы знаний и умений, сколько способности к действию в умственном плане, которая формируется в процессе усвоения системы знаний, которая станет основой будущего изучения предмета. Поэтому важное место в работе с детьми принадлежит подготовке к обучению грамоте, направленная на формирование ориентировки в звуко – буквенной стороне речи.
Для решения поставленных целей и задач по речевому развитию детей и для обновления предметно-пространственной среды ДОУ нами было разработано и изготовлено дидактическое пособие «Алфавит», которое разрешите вам представить.
Описание дидактического пособия «Алфавит»
Цели :
- реализация современных требований к организации образовательного процесса в ДОУ;
- создание дидактического пособия для подготовки детей к обучению грамоте и освоения и развития звуковой культуры речи.
Работа по освоению и развитию звуковой культуры речи у детей и их подготовка к обучению грамоте будет успешной при условии решения следующих задач.
Задачи :
Образовательные:
-изучать и закреплять русского алфавита;
- формироватьзвуко-буквенный анализ и синтез слов;
- формировать правильное звукопроизношение;
- обогащать и активизировать словарь;
Развивающие :
- развивать умение узнавать звуки на слух ;
- развивать умение соотносить звук и букву ;
- развивать фонематический слух и восприятие;
Воспитательные :
- воспитывать у детей активность и внимательность на занятиях;
- воспитывать мотивацию к обучению;
- воспитывать умение слушать взрослых и друг друга, работать в группе;
- развивать у детей самоконтроль и самооценку;
Коррекционные :
- уточнить правильное произношение звуков у детей;
- коррекция нарушений фонематического восприятия у детей;
- развивать способность звукового анализа и синтеза.
Описание:
Пособие представляет собой – круглое магнитное игровое поле, диаметром – 70см, с изображёнными по краю поля – картинками. Картинок – 30, соответствует количеству букв алфавита (кроме Ъ,Ь,Ы, так как в русском языке нет слов начинающихся на эти буквы и знаки).
Подобраны магнитные буквы.
Предметные картинки (на магнитах).
Игра : «Найди букву», может быть использована,на этапе изучения и закрепления русского алфавита, на этапе формирования умения выделять первый звук в слове. Использовать на занятиях, по подготовке к обучению грамоте, в подготовительных к школе группах и на логопедических занятиях по формированию фонематических компонентов и умения определять место звука в слове.
Цель:
- изучение и закрепление алфавита;
- подготовка к обучению грамоте – соотнесение звука ибуквы;
- формирование навыка звукового анализа и синтеза слов;
- закрепление правильного звукопроизношения.
Описание игры :
Педагог предлагает детям назвать картинки, изображённые на игровом поле,
выделить первый звук в слове. Уточнить правильное произнесение звука и найти соответствующую звуку букву и выложить её рядом с картинкой.
Предложить придумать ещё другие слова начинающиеся на определённую букву.
Игра : «Составь и прочитай», может быть использована,на этапе формирования фонематического слуха и формирования навыка слогового и звукового анализа и синтеза слов, на занятиях по подготовке к обучению грамоте и на логопедических занятиях по автоматизации звуков в словах.
Цель :
- закрепление правильного произношения звуков в словах ;
- формирование навыка звукового анализа и синтеза слов ;
- закреплять умение определять место звука в слове ;
- подготовка к обучению грамоте – чтение слов по слогам.
Описание игры:
На игровом поле рядом с несколькими картинками расположены цифры.
Дети по порядку (от 1до 4-5) называют картинки, изображённые рядом с цифрой и выделяют первый звук в слове. Педагог предлагает детям правильно и чётко произнести эти звуки, дать характеристику звукам. Затем дети находят соответствующую звуку букву и выкладывают слово. Дети читают получившееся слово.
Игра : «Найди картинки на гласную букву», может быть использована,на этапе узнавания звуков и букв, на этапе формирования навыка различения гласных звуков и букв, на занятиях по подготовке детей к обучению грамоте и на логопедических занятиях по звукопроизношению.
Цель :
- развитие фонематических представлений ;
- закрепление правильного произнесения звуков в словах;
- закреплять умение различать и соотносить гласные звуки и буквы.
Описание игры :
Предложить детям найти на игровом поле картинки, название которых начинается на гласные звуки, найти соответствующие буквы и выложить их рядом с соответствующей картинкой.
Игра : «Найди слова, начинающиеся на согласную букву», может быть использована,на этапе узнавания и различения согласных звуков и букв, на занятиях по подготовке к обучению грамоте и на логопедических занятиях по звукопроизношению.
Цель:
- развитие фонематического представления и восприятия ;
- закрепление правильного произнесения согласных звуков ;
- учить дифференцировать оппозиционные согласные звуки по глухости – звонкости.
Описание игры :
Предложить детям найти на игровом поле картинки,название которых начинается на согласные звуки и найти соответствующие буквы и выложить их рядом с соответствующей картинкой. Определить глухие они или звонкие согласные (работать с одной оппозиционной парой звуков – п-б, к-г, т-д, в-ф, ш-ж, с-з) .
Игра : «Найди картинки на заданную букву (звук)», может быть использована на этапе работы по формированию умения выделять первый звук в слове и соотнесение его с буквой, можно использовать на занятиях по обучению грамоте и логопедических занятиях по звукопроизношению.
Цель :
- закрепление правильного произнесения звуков в словах;
- закрепление умения выделять первый звук в слове ;
- подготовка к обучению грамоте – соотнесение звука и букву.
Описание игры :
На игровом полотне рядом с картинкой находится буква. Дети называют картинку, выделяют первый звук и называют соответствующую букву. На столе разложены предметные картинки, дети из них выбирают только те, которые начинаются на данную букву (звук).
Выводы :
Дидактическое пособие «Алфавит» в ДОУ используется, как на занятиях воспитателей – по подготовке детей к обучению грамоте, так и на занятиях учителя – логопеда по формированию правильного звукопроизношения, формированию фонематического восприятия и звукового анализа и синтеза.
Использование дидактического пособия «Алфавит» налогопедических занятиях по формированию фонематического восприятия и звукового анализа оказывает благоприятное воздействие на речевое развитие детей с общим недоразвитием речи.
Учитывая, что ведущая деятельность дошкольников является – игра, то применение игр с использованием дидактического пособия «Алфавит»позволяет вовлечь детей в процесс обучения, создаёт базу для непроизвольного запоминания, повышает мотивацию и следовательно обеспечивает лучшее усвоение материала, повышает интерес, активность, самостоятельность, развивает воображение и мышление.
С помощью игр с использованием дидактического пособия «Алфавит» решаются и задачи закрепления правильного звукопроизношения, формирования умения различать звуки на слух, определять позицию звука в слове, формировать умение дифференцировать согласные звуки по глухости – звонкости, а также формировать навык звукового анализа и синтеза.
Таким образом, на занятиях с использованием данных игр, решаются как образовательные и воспитательные,так и развивающие и коррекционные задачи. В связи с чем, можно сделать вывод, о возможности использования данного дидактического пособия «Алфавит» на занятия, по формированию и коррекции фонематического восприятия,звукового анализа и синтеза, по формированию и коррекции звукопроизношения у детей с общим недоразвитием речи.