Татьяна Грасс
Применение арт-терапии в дошкольных организациях образования
▼ Скачать + Заказать документы
Попп Т. Ф.
"Лучший подарок, который
мы можем сделать ребенку,
- это не столько любить его,
сколько научить его
любить самого себя".
Жак Саломе.
Современное дошкольное образование постоянно совершенствуется новейшими педагогическими методиками, направлениями и технологиями, что позволяет изменять в лучшую сторону дидактические подходы к процессу воспитания, развития и обучения личности.
Одним из ведущих направлений, используемых в педагогической практике, считается Арт - терапия для дошкольников.
Публикация «Применение арт-терапии в дошкольных организациях образования» размещена в разделах
Арт-терапия представляет собой методику лечения и развития при помощи художественного творчества. Арт-терапия считается одним из наиболее мягких, но эффективных методов, используемых в работе психологами, и педагогами. В детском саду она выполняет следующие функции: воспитательную, коррекционную, психотерапевтическую, диагностическую и развивающую.
Цель арт-терапии : через рисунок, игру, сказку дать выход внутренним конфликтам и сильным эмоциям, помочь понять собственные чувства и переживания, способствовать повышению самооценки и конечно же, помочь в развитии творческих способностей. Кроме того, активная творческая деятельность способствует расслаблению и снятию напряжения.
Задачи:
-формировать представления о себе,
-изучать и выражать свои чувства и эмоции,
-снять психоэмоциональное напряжение,
-развивать способность к различным видам деятельности,
-развивать познавательный интерес.
Наиболее популярными и часто используемыми видами арт-терапии являются : изотерапия, сказкотерапия, игровая терапия, песочная терапия, кукольная терапия.
Игротерапия. Вид психотерапии, в которой используется терапевтическое воздействие игры, чтобы помочь ребенку преодолеть психологические и социальные проблемы, затрудняющие личностное и эмоциональное развитие. В игре ребёнок может без ограничений и, не задумываясь, выразить свои фантазии, переживания, эмоции. Он может их отразить в глине, песке, игрушках и получить от этого удовольствие. Игра служит для ребёнка разрядкой своих подавленных эмоций. С помощью игры он учится самовыражению, умению принимать решения и действовать спонтанно. Постепенно ребёнок становится уверенней в себе, перестаёт сомневаться, бояться критики и наказаний.
Игра для ребенка - это радость и удовольствие.
Игра облегчает адаптационный период.
Игра помогает установить доверительные отношения с ребенком.
Игра - окно в мир взрослой жизни.
Игра способствует развитию речи.
Игра имеет значение для умственного развития.
Важно, что для занятий арт-терапией не требуется специальной подготовки. Занятия строятся на игровом сюжете, где дети выполняют определенные задания педагога. Кроме того это позволяет привлечь и заинтересовать малоактивных детей.
Изотерапия. Рисование – это творческий процесс, позволяющий ребенку ощутить и понять самого себя, выразить свободно свои мысли и чувства, освободиться от конфликтов и сильных переживаний, свободно выражать мечты и надежды. Рисуя, ребенок дает выход своим чувствам, желаниям, мечтам, перестраивает свои отношения в различных ситуациях.
Существует ряд условий для проведения подобных занятий:
1. Ребенок не должен испытывать затруднения при создании изображения с помощью предлагаемой техники. Любые усилия в ходе работы должны быть интересны, оригинальны, приятны ребенку.
2. Интересными и привлекательными должны быть и процесс создания изображения, и результат.
3. Изобразительные техники и способы должны быть нетрадиционными. На нашем опыте дети рисовали мятой бумагой, резиновым игрушками, кубиками, губками, зубными щетками, палочками, нитками, коктейльными соломинками, ластиками и чем-то еще.
Куклотерапия. Вид арт-терапии, который помогает ликвидировать болезненные переживания, укрепляет социальную адаптацию, развивает самосознание, разрешает конфликты в условиях коллективной творческой деятельности. Игра с куклой — это тот мир реальности, в котором живет ребенок. Куклотерапия позволяет объединить интересы ребенка и задачи воспитателя. Во время таких игр происходит интенсивное развитие речи, качественно и количественно обогащается словарный запас, развивается воображение, творческие способности ребенка, способность управлять собой, удерживать внимание в соответствии с сюжетом, логичность и самостоятельность мышления. Таким образом, использование кукол на занятиях, в индивидуальной работе с детьми помогают корректировать эмоционально – волевую сферу ребенка, развивают речь, укрепляют связь ребёнок – педагог.
Сказкотерапия. «Сказка развивает внутренние силы ребёнка, благодаря которым человек не может не делать добра, то есть учит сопереживать.»
В. А. Сухомлинский.
Сказки для сказкотерапии подбираются разные: народные, авторские, а также специально-разработанные, коррекционные и многие другие. Сочинение сказок ребёнком и для ребёнка - основа сказкотерапии. Через сказку можно узнать о таких переживаниях детей, которые они сами толком не осознают, или стесняются обсуждать их со взрослыми.
Больше всего дети любят сказку. Раз увиденная сказка надолго оставляет в душе ребёнка ощущение чуда, волшебства, праздника. Сказка, в которой обычно побеждает добро, больной становится здоровым, бедный богатым, а слабый сильным, даёт детям чувство защищённости. В увлекательной форме и доступными словами сказка показывает ребёнку окружающую жизнь, людей, их поступки и судьбы, показывает, к чему приводит тот или иной поступок героя.
«Проживая сказку», дети учатся преодолевать барьеры в общении, находить адекватное телесное выражение различным эмоциям, чувствам, состояниям. Сбросив напряжение, беспокойство, агрессию, чувство вины, дети становятся увереннее в себе, активнее, восприимчивее к людям и окружающему миру.
Используются различные формы работы со сказкой:
• чтение,
• обсуждение,
• проигрывание,
• рисование,
• сочинение,
• пересказ сказки,
• театральная постановка.
Песочная терапия это способ общения с миром, способ снятия внутреннего напряжения, воплощение его на бессознательно – символическом уровне, что повышает уверенность в себе и открывает новые пути развития. Ребёнок является хозяином в ящике с песком и, переживая это чувство, он становится внутренне сильнее, потому что может изменять свои картинки, сюжеты, отношения и настроения.
Заниматься рисованием на песке могут даже совсем маленькие дети. Развивать моторику это занятие будет не хуже, чем рисование пальчиковыми красками, а беспорядка от него гораздо меньше.
С помощью песка легко менять детали изображения, не используя ластик, а одной и той же рабочей поверхностью можно пользоваться бесконечное число раз.
В играх на песке идут войны, борьба добра и зла, но ребёнок всегда знает, что добро победит! И этот опыт очень важен для его будущей жизни.
В песочной терапии дети обретают внутреннюю свободу и уверенность, что их никто не осудит и примет их такими, какими они есть. Сначала на песке, а затем и в реальной жизни!
Вывод: Педагогическая арт-терапия - это волшебная страна. Там ребенок научится быть самим собой, станет понимать чувства других, и использовать эмоции в качестве средства общения. Помогут нам справиться с трудностями волшебство, юмор и справедливое отношение к добру и злу, живущих в сказках, завораживающие и удивительные звуки музыки, а так же богатство образов и красок произведений великих художников и самих малышей. К душе каждого ребенка важно найти особый ключик. Наполняя внутренний мир малыша яркими впечатлениями, помогая ему овладевать разнообразием техники и приемами рисования, радуюсь каждой новой удаче вместе с ним. Все дети очень любят рисовать. В своих маленьких шедеврах они передают свое отношение к окружающему миру и дают возможность выплеснуться своему "Я". Арт - терапевтические методики способствуют укреплению эмоционального здоровья дошкольников посредством соприкосновения с искусством.