Эльвира Красовская
Коллаж как средство арт-терапии
Коллаж (фр. collage – приклеивание, наклейка, техника создания картины или графического произведения путем применения различных наклеек из плоских (фотографии, билеты, ткани, вырезки из газет и цветной бумаги и т. д.) или объемных (проволока, дерево, веревки, металл) материалов. Техника коллажа может использоваться в композиции произведения для усиления значимости двух аспектов: 1) чисто формального, когда художественный образ создается размещением или наслоением друг на друга определенных материалов, различной формы, цвета и т. д. и 2) иллюстративного (например, так называемый фотомонтаж, когда изобразительный материал на определенную тему вырезается из книг и журналов и благодаря перемещению из обычного контекста в непривычное окружение получает новую интерпретацию. Коллаж для детей своими руками можно делать на любую тему. Можно предложить ребенку сделать коллаж своими руками на тему «Мой день» или «Моя мечта». С ребенком старше 6-7 лет коллаж может стать отличным средством арт-терапии. Для этого не нужна какая-то определенная тема, просто попросите ребенка закрыть глаза и расслабиться. Представить себя птицей в синем небе или лисичкой в лесу, ощутить себя полностью в этом состоянии. А затем попросить вообразить себя в очень уютном и тихом месте. Дайте время ребенку по-быть там, предложите оглядеться вокруг.
Публикация «Коллаж как средство арт-терапии» размещена в разделах
Затем пусть он откроет глаза и при помощи разных материалов изобразит то, что он видел внутри себя. Техника коллажа позволяет ему использовать любой материал, максимально подходящий для его настроя. Если ваш ребенок затрудняется начать делать коллаж, предложите ему обратить внимание на землю. Спросите, что там будет – трава, снег, может быть, дорога. Помогите изобразить это своими руками при помощи самых разных средств – ниток, ваты, полосок бумаги. Если это поможет, то посадите рядом его любимую куклу, пусть он почувствует комфортность ситуации. Творчество обладает уникальным свойством выносить на поверхность (например, на лист бумаги) все скрытое и потаенное, все то, что мы не осознаем, но что нас «грызет» и «душит» изнутри. Арттерапевтические упражнения способствуют «прорыву» страхов, комплексов, зажимов в сознание. «Левополушарная цензура сознания» может не пропускать слова, но перед образами и символами, перед спонтанным выбором цветовых пятен и даже перед банальными каракулями она совершенно бессильна. «Правополушарные» творческие виды деятельности – это своеобразный ключик к подлинным переживаниям и к глубинным бессознательным процессам. Еще одно весомое преимущество арт-терапии заключается в том, что она не имеет противопоказаний и дает изумительные результаты как при работе с детьми и подростками, так и при работе со взрослыми.