Получи документы

Оценка качества образования в дошкольных образовательных организациях по шкале ecers-r

Анастасия Киреева
Оценка качества образования в дошкольных образовательных организациях по шкале ecers-r
▼ Скачать + Заказать документы

ФГОС ДО вызывает множество вопросов у педагогов и руководителей организаций, осуществляющих образовательную деятельность в сфере дошкольного образования. Одним из таких вопросов был и продолжает оставаться вопрос о том, почему в ФГОС ДО отсутствуют нормативы развития. Почему планируемые результаты даны в виде целевых ориентиров, а не точных итоговых и промежуточных характеристик развития. Почему стандарт так настоятельно запрещает оценивание результатов образования детей с целью их использования для оценки качества образовательной деятельности дошкольных организаций. Второй вопрос, волнующий участников образовательных отношений в сфере дошкольного образования,- как же оценивать качество работы образовательной организации, реализующей программу дошкольного уровня образования, если оценивание детей запрещается?

Публикация «Оценка качества образования в дошкольных образовательных организациях по шкале ecers-r» размещена в разделах

Выход из ситуации только один: необходимо разработать новую систему оценки на основе ФГОС ДО. В контексте проблемы трудно переоценить зарекомендовавшие на практике, и апробированные во многих странах шкалы ECERC-R для комплексной оценки качества образования в дошкольных образовательных организация. При внимательном знакомстве со шкалой оказывается, что области оценки, показатели и индикаторы оценки, базовые характеристики качества дошкольного образования, предполагаемые в ней очень близки, практически идентичны ценностям, принципам, и основным положениям ФГОС ДО.

Шкала Ecers-R разработана коллективом авторов (Тельма Хармс, Ричард М. Клиффорд, Дебби Крайер) для комплексной оценки качества образовательной деятельности организаций, реализующих образовательные программы дошкольного образования для детей от 2,5 до 5 лет и апробирована во многих странах (Швеция, Дания, Германия, США, Великобритания). Высокая надежность является основной причиной широкого распространения этой шкалы. В России апробация шкал началась в 2014- 2015 годах. Сейчас они широко используются в Москве и Республике Саха (Якутия).

Изначально шкала ECERS-R, состоящая из определенного набора подшкал, была предназначена для оценки предметно- пространственной среды. Затем в шкалу были добавлены подшкалы для оценивания образовательного содержания. Далее разработчики пришли к выводу, о необходимости включить в шкалу индикаторы для оценивания взаимодействия между участниками образовательного процесса в группе детского сада. Таким образом, в настоящее время шкала охватывает все основные элементы образовательной среды : образовательное содержание, предметно- пространственную среду и образовательный процесс.

При использовании шкал в процессе наблюдения анализируются такие индикаторы, как: предметно - пространственная среда, присмотр и уход за детьми, речь и мышление, виды активности, взаимодействие, структурирование программы, родители и персонал.

Показатели шкалы позволяют анализировать наблюдаемые параметры образовательной среды с помощью набора определенных индикаторов качества. Индикаторы каждого показателя сгруппированы последовательно в 4 группы по степени приближения к целевому уровню качества. Первая группа фиксирует стартовый- низкий уровень качества по показателю и позволяет получить всего 1 балл и оценку «недостаточно». Вторая группа определяет минимально допустимый уровень качества и позволяет набрать до 3 баллов. Третья группа позволяет добрать еще 2 балла к трем предыдушим и получить оценку 5- «хорошо». И наконец, четвертая группа индикаторов описывает такие параметры образовательной среды, наличие которых позволяет организации получить до 7 баллов по показателю и оценку «отлично».

Наблюдение по шкале ECERS-R должно длится не менее 3 часов. Наблюдатель заполняет оценочный лист, опираясь на пояснения к нему. Данные пояснения подробно представлены в книге.

В 2017 г. специалисты провели апробацию ECERS-R в нескольких детский садах и выявили следующее:

Зоны благополучия:

- Безопасность;

- Гигиена;

- Пространство;

-Мебель;

- Повышение квалификации.

Зоны неблагополучия:

В большинстве групп низкие баллы по показателям:

- индивидуальный подход к детям; («Возможность индивидуального подхода» сквозной мотив всей шкалы. Он учитывается в индикаторах подавляющего количества существующих показателей, указывающих на доступность и возможность работы с материалами по собственной инициативе)

- доступность и многообразие материалов (например, не хватает кубиков для одновременной игры с ними как минимум троими детьми)

- трансформируемость среды;

-Возможность уединения ребенка (НЕТ нигде)

-Возможность проявления инициативы (Например в группе вешается доска, дети в любое время могут подойти и использовать ее для рисования).

-Нерегламентированное общение;

- Свободная игра;

- Готовность к культурному многообразию (НИГДЕ не выполнено. Этот индикатор предполагает наличие в материалах расового, этнического и культурного разнообразия. В ролевых играх употребляется некоторый реквизит, характерный для разных культур (например куклы различных этнических групп, этническая одежда, приспособления для приготовления пищи и столовые приборы различных культурных групп).

Изучив книгу «Шкалы для комплексной оценки качества образования в ДОО» хочется привести примеры, на что обратят внимание наблюдатели при оценке качества образования в ДОУ :

Например,

Прием пищи/ перекусы (шкала присмотр и уход за детьми). При замене Еды / напитков в случае аллергии или диетических ограничений альтернативный продукт должен быть не менее питательным, чем еда/ напиток, которые он заменяет. Например, заменитель молока должен содержать столько же белка и кальция. Таким образом, вода, сок или сок, обогащенный кальцием, не могут использоваться вместо молока, поскольку они не заменяют белок, а вот вегетарианское молоко, например соевое, может.

Кубики (шкала Виды активности). Имеется специальное место для игры в кубики в стороне от мест активного передвижения детей, с подходящими условиями для хранения и подходящей поверхностью для строительства (например, ровный ковер или другая ровная поверхность). Место для игры в кубики доступно для игр в течение значительной части дня. (т. е доступны не менее 1 часа в день при нахождении в ДОО в течение 8 часов или более. Время рассчитывается пропорционально времени работы учреждения). Кубики одновременно доступны для трех и более детей.)

Уютный уголок (шкала предметно- пространственная среда)- это ограниченное пространство с достаточным количеством мягких вещей, где дети могут отдыхать, дремать, читать и спокойно играть. Один мягкий элемент обстановки не создает уютного уголка. К примеру маленький мягкий стул, кресло мешок детского размера, несколько небольших мягких животных или угол с ковровым покрытием- каждого из этих предметов по отдельности недостаточно. Однако сочетание таких элементов обстановки можно оценить положительно. За крупные предметы мебели как матрас, диван или кресло- мешок взрослого размера, положительную оценку можно поставить в том случае, если они обеспечивают достаточную мягкость.

Связанное с детьми оформление пространства. Большая часть демонстрируемых материалов имеет близкое отношение к текущей деятельности и детям в группе (например, детские рисунки или фотографии о недавних занятиях). «Большая часть демонстрируемых материалов» означает около 30 % материалов.

Стимулирование общения между детьми (шкала Речь и мышление)

Персонал связывает устную речь детей с письменной (направляют, записывают то, что диктуют дети, и читают им записанное; помогают им писать записки родителям). Не оцениваются положительно этикетки с картинками и словами на стеллажах или этикетки, размещенные на других объектах в помещении группы. Кроме того, если педагоги пишут на работах детей только их имена, этот индикатор оценивается отрицательно, даже если при этом педагоги зачитывают имена детям.

Наличие центра детских интересов (шкала предметно- пространственная среда). Примером центров интересов являются места для творческой активности, игр, чтения, природопознавательных и научных занятий, настольных игр, развивающих мелкую моторику. Для положительной оценки материалы должны предполагать возможность самостоятельного использования. Надписи не являются обязательными во всех местах. Контейнеры должны быть не переполнены.

В процессе оценки наблюдатели имеют право задавать вопросы персоналу, примеры вопросов также приведены в книге (Например, можете ли вы описать какие- либо возможности свободной игры, которые есть у детей? Когда и где они могут быть доступны? С чем дети могут играть? Или при наличии в ДОУ детей с ОВЗ педагогу могут задать следующий вопрос: Вовлечены ли вы и родители в принятие решений о том, как удовлетворить специальные потребности детей? Пожалуйста опишите это. То есть вопросы могут быть самыми разнообразными.)

Практическая часть:

Сейчас, мы с вами попробуем разобраться на примере в том, как работать со шкалой ECERS- R. Посмотрите, я раздала вам подшкалу «Речь и мышление» с показателями «Книги и иллюстрации», «Стимулирование общения между детьми», «Использование речи для развития мыслительных навыков» и «Повседневное использование речи» и пустой бланк оценки. Я буду читать вам пояснения, а вы слушайте внимательно пояснения к каждому пункту и ставьте ответ «Да» или «Нет». РАБОТАЕМ НАД КАЖДОЙ ПОДШКАЛОЙ.

Теперь я раздам вам бланк с системой оценки. Оценивая показатель, всегда начинайте с уровня 1 (неудовлетворительно) и продвигайтесь вверх до тех пор пока не достигните корректной оценки (ПОКАЗАТЬ СВОЙ ПРИМЕР НА СЛАЙД ШОУ)

Теперь складываем все полученные оценки, у меня 3,4,2,3. - получается 12 и делим на 4 (т. к) у меня 4 показателя. Получилась средняя оценка 3. По индикаторам это вторая группа, которая определяет минимально допустимый уровень качества и позволяет набрать до 3 баллов.

Публикации по теме:

Августовская конференция педагогов дошкольного образования «Муниципальная система оценки качества образования»Августовская конференция педагогов дошкольного образования «Муниципальная система оценки качества образования» В Беловском районе 24 - 25 августа 2017 года для работников образования прошла августовская конференция «Муниципальная система оценки качества.

Групповые тренинги с педагогическим коллективом «Оценка качества внутришкольного менеджмента» Тема: «Оценка качества внутришкольного менеджмента» Цель: уяснить показатели качества работы школьной администрации; понять и научить применять.

Оценка качества дошкольного образования. Шкала ECERS-R. Уход за детьми ООО «КОНСАЛТИНГ-ЦЕНТР» МБ ДОУ Детский сад №70 «Солнышко» Г. Улан-Удэ Республика Бурятия Оценка качества дошкольного образования.

Консультация «Оценка качества образования» Качество дошкольного образования в целом представляет собой многомерное понятие. С точки зрения детей, это обучение в интересной, увлекательной.

Опыт использования инновационных образовательных технологий в образовательных организациях на учебных занятиях Опыт использования инновационных образовательных технологий в образовательных организациях на учебных занятиях и внеурочной работе. Детское.

Организация дополнительного образования в дошкольных образовательных учреждениях в соответствии с ФГОС Организация дополнительного образования в дошкольных образовательных учреждениях в соответствии с ФГОС В настоящее время большую роль в.

Организация воспитательной работы в детских и молодежных образовательных организациях Воспитательная работа в образовательных организациях на современном этапе не является чем-то обособленным. Обособленным от учебы, от всей.

Применение шкалы ECERS-R для оценки качества в прогимназии Для создания образовательной среды необходима ее комплексная оценка, позволяющая работать над ее развитием и усовершенствованием. Для этого.

Применение шкалы ECERS-R для современной оценки качества в дошкольных образовательных организациях. Шкалы ECERS-R разработаны для оценки качества образовательной деятельности дошкольных организаций, реализующих образовательные программы.

Семинар-практикум для педагогов дошкольных образовательных учреждений «Создание музыкальных инструментов из бросового материала для экспериментирования и музицирования в самостоятельной музыкальной деятельности.».

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Оценка качества образования в дошкольных образовательных организациях по шкале ecers-r
Опубликовано: 10 января 2018 в 08:11
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Оценка качества образования в дошкольных образовательных организациях по шкале ecers-r» (включая файлы) размещена пользователем Анастасия Киреева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД