Светлана Лабинцева
Куклотерапия как частный раздел арт-терапии
▼ Скачать + Заказать документы
К У К Л О Т Е Р А П И Я
Кукла известна человеку еще с древности. На Руси тряпичную куклу дарили новорожденному для защиты от нечисти, невесте, покидающей дом матери, а «театр Петрушки», до начала ХХ века показывал исключительно спектакли «для взрослых», это потом он стал «сугубо детским». Со временем, незаметно для себя люди с помощью кукол научились решать самые разнообразные проблемы. И неудивительно, что взрослые поставили куклу на службу науке психологии, а их клиентами являются как взрослые, так и дети.
Публикация «Куклотерапия как частный раздел арт-терапии» размещена в разделах
Психологи работают с куклами уже давно. Все началось с Анны Фрейд - дочери известного психолога Зигмунда Фрейда, которая всю жизнь посвятила детям и стала создательницей детского психоанализа. Эффективным методом взаимодействия родителей и детей является куклотерапия, где кукла как промежуточный объект взаимодействия ребенка и взрослого.
Существует еще одно определение куклотерапии - это частный раздел арттерапии (терапии искусством, основным приемом которого является использование идентификации и обособления как основных механизмов развития личности.
Основателем куклотерапии является американский психиатр Якоб Леви Морено. В нашей стране идея применять куклотерапию в лечении неврологических заболеваний принадлежит Татьяне Шишовой и Ирине Медведевой.
В настоящее время куклотерапия активно используется в работе с детьми, имеющими эмоциональные травмы (страхи, фобии, нарушения поведения и т. п.
При правильном применении куклотерапия раскрепощает аутичных и застенчивых детей. А еще куклотерапия наглядно демонстрирует конфликтные ситуации со сверстниками и в семье, является лучшим способом проработать все неправильное и исправить это-сначала в воображении, а потом и в реальности; позволяет визуализировать, то есть «репетировать» образы своих отношений с окружающими и будущее вообще; является хорошим тренингом по саморегуляции-умению держать себя в руках; помогает выработать навыки адекватного выражения своих чувств и просто радует, заряжая положительными эмоциями, а еще развивает пластику кисти, мелкую моторику рук, способствует развитию образного мышления, помогает учиться концентрировать внимание, развивает обязательное для творчества умение: выражать характер с помощью малых средств
Игрушка, сделанная руками ребенка или с помощью взрослого, является не только результатом труда, но и творческим выражением его индивидуальности. Дети учатся планировать свою деятельность, владеть разными инструментами, подбирать необходимый материал, ответственно подходить к работе, развивая вкус. Кукла, прошедшая через руки ребенка, становится особенно привлекательной.
Куклотерапия сближает ребенка и родителей.
Метод куклотерапии основан на процессах идентификации ребенка с любимым героем, он базируется на трех основных понятиях: «игра» - «кукла» - «кукольный театр». Игра является для ребенка тем же, чем речь - для взрослого.
Проигрывание сюжетов и сценок с куклой - это хорошая возможность для взрослых и детей «искренне выразить свои чувства, рассказать о себе и своих проблемах, возможность изменить к лучшему, укрепить детско – родительские взаимоотношения». Стоит вспомнить традиции, когда родители делали куклу вместе со своими детьми. Совместный процесс творчества помогает родителям и детям достичь взаимопонимания.