Ларина Галина
Приложение к мастер-классу по арт-терапии
▼ Скачать + Заказать документы
Приложения к мастер – классу :
Приложение 1
Особенности организации занятий по арт – терапии
1. Основное условие занятия - желание ребенка. Творчество без желания невозможно, и, конечно, невозможен доверительный диалог с ребенком.
2. Важно постоянно поощрять ребенка, не применять негативных оценочных суждений, отрицательного программирования
3. Тон диалога с ребенком ни в коем случае не должен быть нравоучительным или раздраженным. Если Вы чувствуете раздражение, лучше не заниматься вообще. Слова поощрения и благодарности нужно говорить в течение всего занятия.
Публикация «Приложение к мастер-классу по арт-терапии» размещена в разделах
4. Важным условием успешной работы является непосредственное участие самого педагога - в той работе, которую он предлагает. Только тогда у ребенка формируется доверие к педагогу и к той необычной деятельности, которая ему предлагается
5 Важно, чтобы материал, с которым идет работа на занятии, был добротным, ярким, красивым, привлекательным. Ребенок чувствует к себе отношение и через материал, с которым ему предлагают работать.
6. Многие занятия требуют рассказа педагога о том или ином явлении. Его монолог более всего полезен, если он помогает создать атмосферу необычности, таинственности происходящего и помогает совершиться чуду спонтанного самораскрытия ребенка
7. Важно использовать стабильную структуру занятия, что дает ребенку чувство уверенности и эмоциональной защищенности:
• состав участников группы должен быть постоянным;
• необходимо принять групповые правила;
• занятие должно начинаться и заканчиваться ритуалом;
• следует сохранять логическую последовательность частей занятия.
Приложение 2
Требования к отбору материалов для занятий
Выбор материала является важнейшей движущей силой в процессе художественной работы. Они побуждают ребенка видеть и осязать, порождают эмоциональный подъем и осознание.
Арт-терапевтическая работа предполагает большой набор различных изобразительных материалов:
1) Краски, карандаши, восковые мелки, пастель;
2) Для создания коллажей или объемных композиций используются журналы, газеты, обои, бумажные салфетки и т. п.
3) Природные материалы: кора, листья и семена растений, цветы и т. п.
4) Сыпучие неструктурированные материалы: песок, опилки, крупы и т. д.
4) Для лепки — глина, пластилин, дерево, специальное тесто;
5) Бумага для рисования разных форматов и оттенков, картон;
6) Кисти разных размеров, губки для закрашивания больших пространств, ножницы, нитки, разные типы клеев, скотч.
Качество материалов по возможности должно быть достаточно высоким, так как в противном случае может снизиться ценность самой работы и ее результатов в глазах ребенка.
Приложение 3
Комментарии к структуре образовательной ситуации в технологии изо - терапии
1. Ритуал приветствия
Чтобы дети чувствовали свою безопасность, чтобы обстановка имела какую-то стабильность, чтобы в ней изначально имелось что-то постоянное, базовое, надежное, в структуру образовательной ситуации вводятся элементарные ритуалы. В нашем случае — это ритуал начала и окончания занятия. Дети и педагог собираются в определенном месте помещения, например, рассаживаются на ковре или на специальных напольных подушках, здороваются или соответственно прощаются друг с другом (при помощи жестов, небольших четверостиший, тактильных упражнения и др., высказываются по любому поводу (не только по поводу занятия) или выслушивают других. Ритуал занимает от 30 секунд до двух-трех минут, и выступает как источник межличностных отношений, позволяющих ребенку ощущать поддержку и принятие, признание сверстников и самоценность.
Простой ритуал является отправной точкой: «включает» внимание, настраивает на работу, объединяет детей. Ритуал окончания занятия отмечает границу креативного пространства, переключает на привычный режим жизни. Ритуалы начала и окончания показывают зону действия групповых норм и правил. «Сейчас это можно, после окончания — нельзя». В конце занятия обязательно включаются формулы – саморегуляции, дающие ребенку на позитивное восприятия себя и своих товарищей.
2. Настрой, разогрев
Прежде чем приступить к проработке выбранной темы, педагогу предстоит позаботиться о том, чтобы у каждого ребенка и группы в целом появилась готовность к осуществлению творческой деятельности. На этом этапе ребенок словно играет с изоматериалами, тренируется, «делает наброски» предстоящего сегодня действа. Поэтому и задания предлагаются очень простые, ритмичные, построенные на линии, форме и цвете.
Этап «разогрева» может быть организован в индивидуальной и коллективной форме. Возможные варианты:
• на собственном листе ребенок создает свой графический рисунок;
• на общем листе одновременно рисуют все дети;
• на общем листе по очереди дети добавляют элементы к совместному изображению.
Как правило, тема рисования для всех одна, однако воплощают ее дети по-разному. Продукт коллективного рисования может быть совершенно непредсказуем. Дети могут начать с чего-то реалистичного, а закончить абстрактными штрихами и каракулями. Постарайтесь не ждать чего-то конкретного, и вы удивитесь неожиданному развитию рисунка. Обратите внимание детей на эту диковинную метаморфозу — ваше искреннее удивление станет еще одним образцом открытого проявления чувств.
3. Основное содержание
Эта часть посвящена созидательному творчеству. На каждом занятии воплощается свой образ, собирающий в себе ценные личностные качества.
В основную часть может быть включено от одного до трех заданий и при необходимости логические связки или разминочные упражнения. Маленькие задания дополняют друг друга, создавая единый образ происходящего. Планируя занятия, следует учесть, что на первых встречах детям нужно предлагать изобразительные техники с акцентом на действия с неоформленными материалами, позволяющие снизить страхи, тревожность, активизировать воображение. «Графический отклик» в процессе арт-терапии особенно важен для детей, которые не могут осознать и словесно выразить свои внутренние конфликты. Обсуждение может быть ограничено вопросами, почему ребенок выбрал тот или иной материал, что чувствовал. Затем техники занятий направляются на восприятие ребенком себя: исследуются отношения с внешним миром, прорабатываются проблемы, с которыми ребенок сталкивается в обычной жизни. В дальнейшем увеличивается количество парных и групповых заданий. Детям приходится обсуждать идеи, договариваться, распределять меру участия, делить территорию. Такой подход помогает педагогу сделать арт-процесс последовательным, логически обоснованным, безопасным.
4. Любование детскими работами
Эта часть занятия не выделяется в четко обозначенный во времени и пространстве этап, однако этот своеобразный ритуал очень важен с коррекционной точки зрения и является обязательным. Он проходит очень неформально. С искренним интересом и признанием принимать любое детское творение независимо от того, эстетично оно или содержательно, оригинально или типично, — это одно из специфичных умений арт-терапевта. Главное - увидеть, подметить, согласиться, подчеркнуть своеобразие изображения, тем самым опосредованно «подарить» ребенку его собственную индивидуальность как ценность.
5. Итог занятия (ритуал окончания занятия)
Ритуал окончания — это «точка» занятия. К концу арт-сессии может наблюдаться свободное брожение детей. Кто-то уходит мыть руки, кисти, банки из-под воды, кто-то заканчивает рисунок, кто-то ищет место для своей работы, размещает или прикрепляет и т. д. Все чем-то заняты, и при этом каждый своим. Общий итоговый сбор всех участников в традиционном месте позволяет, во-первых, вернуть детей в атмосферу группы, а во-вторых, окончательно завершить, сделать акцент на чем-то особенно важном, с чем столкнулась группа и что стало ее достоянием в этот раз, дать оптимистичную установку на будущую неделю с использованием форм самовнушения.
Приложение 4
Приемы изо терапии
Изотворчество.
Для выполнения данной технологии необходимо взять краски, подготовить музыку и листы бумаги.
Перед началом рисования ведущий проводит определенный психологический настрой, и затем все участники начинают рисовать, ничего не планируя и ни о чем не думая, - никакого реализма, участники рисуют то, что они увидели, почувствовали во время психологического настроя. Выбор красок ограничен лишь их наличием. Краски наносятся на бумагу, и участник старается рисовать, ни о чем не думая, не спрашивая себя: «Что бы это значило, для чего это, что это означает и т. п.».
Во время рисования обязательно должны выполняться два условия:
1) можно рисовать в любой части листа, любыми красками, дорисовывать рисунок другого человека;
2) нельзя запрещать другому человеку рисовать там, где он хочет, не впускать на свой рисунок другого человека.
Изотворчество выполняется в технологии развивающейся кооперации. Группа, как правило, доводится до 12 человек, но объединение возможно и дальше. (каждый раз с увеличением группы увеличивается лист, на котором рисуют все вместе, без границ и без слов, общаясь только красками).
После окончания работы обязательно) проводится рефлексия работ - разговор по вопросам: 1. Как удалось передать свои чувства, состояние? 2. Что чувствовал каждый из участников во время рисования? 3. Какие ощущения испытал каждый от работы в группе? 4. Что мешало рисовать, что помогало рисовать?
Свободное рисование.
Каждый ребенок рисует то, что хочет нарисовать. на заданную тему. Рисунки выполняются индивидуально, а разговор после рисования происходит в группе. На рисование выделяется примерно 30 мин, затем рисунки вывешиваются и начинается беседа о сначала о рисунке высказываются члены группы, а потом - автор.
Коммуникативное рисование.
Группа объединяется в пары, у каждой пары свой лист бумаги, каждая пара совместно рисует на определенную тему, при этом, как правило, вербальные контакты исключаются, они общаются с помощью образов, красок, линий. После окончания рисования воспитатель выходит на беседу о работах. При этом анализируются не художественные достоинства произведений, а те мысли, чувства по поводу процесса рисования, которые возникли у детей, и их отношение друг к другу в процессе работы.
Совместное рисование.
Несколько человек (или вся группа) молча рисуют на одном листе. По окончании рисования анализируется участие каждого члена группы, характер его вклада и особенности взаимодействия с другими детьми в процессе рисования. Воспитатель анализирует работу детей, наблюдая за их процессом рисования, то, как каждый ребенок выстраивает отношения с другими детьми, как он начинает рисовать, сколько места на листе занимает и т. д. Затем возможна консультация воспитателя у психолога о стиле взаимоотношений ребенка в группе и о той позиции, которую он занимает по отношению к себе и другим детям.
Дополнительное рисование.
Каждый ребенок, начав рисовать на своем листе, передает затем свой рисунок по кругу, и его сосед продолжает этот рисунок и что-то дополняет на лежащем перед ним чужом рисунке. Таким образом, каждый ребенок дополняет каждый раз рисунок другого ребенка. Рисунок должен побывать у каждого члена группы и прийти к своему «хозяину».
Анализ детьми общего рисунка начинается с рассказа о том, что они хотели нарисовать, как они рисовали, что у них получилось, что они выразили на рисунке, какие чувства у них вызывает рисунок. Затем автор рисунка говорит, что он хотел нарисовать и что в результате общей работы на его рисунке получилось.
Краткая психологическая характеристика основных форм личности
Квадрат
Если Вашей основной формой оказался квадрат, то Вы - неутомимый труженик! Трудолюбие, усердие, потребность доводить начатое дело до конца, упорство, позволяющее добиваться завершения работы, - вот что прежде всего характеризует истинных Квадратов. Выносливость, терпение и методичность обычно делают Квадрата высококлассным специалистом в своей области. Этому способствует неутолимая потребность в информации. Все сведения систематизированы, “разложены по полочкам”. Квадрат способен выдать необходимую информацию моментально. Поэтому Квадраты заслуженно слывут эрудитами, по крайней мере в своей области.
Мыслительный анализ - сильная сторона Квадрата. Квадраты чрезвычайно внимательны к деталям, подробностям. Квадраты любят раз и навсегда заведенный порядок: все должно находиться на своем месте и происходить в свое время. Он постоянно “упорядочивает”, организует людей и вещи вокруг себя. Все эти качества способствуют тому, что Квадраты могут стать (и становятся) отличными администраторами, исполнителями, но. увы, редко бывают хорошими распорядителями, менеджерами. НО!
Чрезмерное пристрастие к деталям, потребность в дополнительной, уточняющей информации для принятия решения лишает Квадрата оперативности. Кроме того, рациональность, эмоциональная сухость и холодность мешают Квадратам быстро устанавливать контакты с разными лицами (часто неприятными, что также не способствует успеху в управлении людьми. Квадрат неэффективно действует в аморфной ситуации, в которой “правая рука не знает, что делает левая”. Однако в хорошо структурированных ситуациях, когда установлены сроки исполнения, определен доступ к информации и оборудованию, сформулированы четкие требования и даны ясные инструкции к действию, Квадрат превосходит все другие формы! .
Треугольник
Эта форма символизирует лидерство, и многие Треугольники ощущают в этом свое предназначение: “рождены, чтобы быть лидерами”. Самая характерная особенность истинного Треугольника - способность концентрироваться на главной цели. Треугольники - энергичные, неудержимые, сильные личности, которые ставят ясные цели и, как правило, достигают их!
Треугольники всегда знают, какова их главная цель, потому что в отличие от Квадратов это очень решительные люди. Треугольники сосредоточиваются на главном, на сути проблемы.
Треугольник - очень уверенный человек, который хочет быть прав во всем! Сильная потребность быть правым и управлять положением дел, решать не только за себя, но, по возможности, и за других делает Треугольника личностью, постоянно соперничающей, конкурирующей с другими. Доминирующая установка в любом деле, за которое берется Треугольник, - это установка на победу, выигрыш, успех! Он часто рискует, бывает нетерпелив и нетерпим, особенно к тем, кто колеблется в принятии решения.
Треугольник очень не любит оказываться неправым и с большим трудом признает свои ошибки. Можно сказать, что Треугольники видят то, что хотят видеть, поэтому не любят менять свои решения, часто бывают категоричны, не признают возражений и в большинстве случаев поступают по-своему. Однако они весьма успешно учатся тому, что соответствует их прагматической ориентации, способствует достижению главных целей, и, как губка, впитывают полезную информацию.
Треугольники честолюбивы прежде чем взяться за дело или принять решение, Треугольник сознательно или бессознательно ставит перед собой вопрос: “А что мне это даст?” И какое бы решение Треугольник ни принял, в нем обязательно будет заключена выгода (далеко не всегда материальная лично для него самого).
Из Треугольников получаются великолепные менеджеры на самом высоком уровне управления. Именно к “высотам” они и стремятся. И помогает им в этом еще одно качество - мастерство “политической интриги”. Они прекрасно умеют представить вышестоящему руководству значимость собственной работы и работы своих подчиненных, “за версту” чуют выгодное дело и в борьбе за него могут “столкнуть лбами” своих противников. И вот здесь следует обратить внимание, пожалуй, на главное отрицательное качество “треугольной” формы: сильный эгоцентризм, направленность на себя. Оно приводит к тому, что Треугольники на пути к вершинам власти не проявляют особой щепетильности в отношении моральных норм и могут идти к своей цели, совершенно не считаясь с другими. Этот своеобразный макиавеллизм, конечно, может вызывать страх и основанное на нем уважение со стороны других людей, но отнюдь не их расположение и любовь. Однако. не пугайтесь! Это характерно только для “зарвавшихся” Треугольников, которых никто вовремя не остановил. В сущности, Треугольники очень симпатичные, привлекательные люди (иначе кто бы за ними пошел, которые заставляют все и всех вращаться вокруг себя и без которых наша жизнь потеряла бы остроту.
Прямоугольник
Прямоугольник символизирует состояние перехода и изменения. Это как бы временная форма личности, которую могут “носить” остальные четыре сравнительно устойчивые фигуры в определенные периоды жизни. Это люди, не удовлетворенные тем образом жизни, который ведут, и поэтому занятые поисками лучшего положения. Причины “прямоугольного” состояния могут быть разные, но объединяет их одно - значимость этих изменений именно для этого человека.
Основным психическим состоянием Прямоугольника является более или менее осознаваемое состояние замешательства, запутанности в проблемах и неопределенности в отношении себя на данный момент времени. Одновременно с этим у него постепенно нарастает внутреннее возбуждение, что не может не отразиться на его поведении.
Наиболее характерные черты Прямоугольников - непоследовательность и непредсказуемость поступков в течение переходного периода. Вы, Прямоугольники, можете сильно меняться изо дня в день и даже в течение одного дня! Это естественно, ибо Прямоугольники имеют, как правило, низкую самооценку, стремятся стать в чем-то лучше, ищут новые методы работы, стили жизни. Если внимательно присмотреться к поведению Прямоугольника, то можно заметить, что он примеряет в течение всего периода “одежду” других форм: “треугольную”, “круглую” и т. д. Молниеносные, крутые и не-предсказуемые изменения в поведении Прямоугольника обычно смущают и настораживают других людей, и они могут сознательно уклоняться от контактов с “человеком без стержня”. И это понятно: никому не хочется попадать в глупое положение! Прямоугольникам же общение с другими людьми просто необходимо, и в этом заключается еще одна сложность переходного периода.
Тем не менее у Прямоугольников, как и у всех людей, обнаруживаются положительные качества, привлекающие к ним окружающих. Это прежде всего любознательность, пытливость, живой интерес ко всему происходящему и. смелость! Прямоугольники пытаются делать то, чего раньше никогда не делали: задают вопросы, задать которые прежде у них не хватало духу. В данный период они открыты для новых идей, ценностей, способов мышления и жизни, легко усваивают все новое. Правда, оборотной стороной этого являются чрезмерная доверчивость, внушаемость, наивность. Поэтому Прямоугольниками легко манипулировать. Если Вы действительно носите “прямоугольную” форму, будьте осторожны! И помните, что “прямоугольность” - всего лишь стадия. Она пройдет - и Вы выйдете на новый уровень личностного развития, обогатившись приобретенным на этой стадии опытом.
Круг
Геометрический круг - это мифологический символ гармонии. Тот, кто уверенно выбирает эту фигуру в качестве основной формы, искренне заинтересован прежде всего в хороших межличностных отношениях. Высшая ценность для Круга - люди, их благополучие. Круг - самый доброжелательный из всех пяти форм. Чаще всего именно он служит тем “клеем”, который скрепляет и рабочий коллектив, и семью, т. е. стабилизирует группу.
Круги - самые лучшие коммуникаторы среди прочих форм, прежде всего потому, что они - лучшие слушатели (Треугольники тоже хорошие коммуникаторы, но больше слушают себя, чем других). Они обладают высокой чувствительностью, развитой эмпатией - способностью сопереживать, сочувствовать, эмоционально отзываться на переживание другого человека. Круг ощущает чужую радость и чувствует чужую боль как свою собственную. Естественно, люди тянутся к Кругам. Следует также отметить, что Круги великолепно “читают” людей и в одну минуту способны распознать притворщика, обманщика. Круги “болеют” за свой коллектив (или, как теперь говорят, “команду”) и очень популярны среди коллег по работе. Однако они, как правило, слабые менеджеры и руководители в сфере бизнеса.
Во-первых, Круги в силу их направленности скорее на людей, чем на дело, слишком уж стараются угодить каждому. Они пытаются сохранить мир и ради этого иногда избегают занимать “твердую” позицию и принимать непопулярные решения, которые, однако, могут оказаться эффективными с деловой точки зрения. Для Круга нет ничего более тяжелого, чем вступать в межличностный конфликт. Круг счастлив тогда, когда все ладят друг с другом. Поэтому когда у Круга возникает с кем-то конфликт, наиболее вероятно, что именно он уступит первым. Примирение с другими - типичная “круговая” черта поведения. Хотя она нравится другим и создает Кругу популярность среди сослуживцев, слишком частые уступки могут привести к утрате Кругом уважения к себе, усилению самообвинительных тенденций.
Во-вторых, Круги не отличаются решительностью. Если им приходится управлять, то они явно предпочитают демократический стиль руководства и стремятся обсудить практически любое решение с большинством и заручиться его поддержкой. Как известно, это не всегда себя оправдывает: можно упустить подходящий момент. Кроме того, Круги слабы в “политических играх” и часто не могут “подать” себя и свою команду должным образом. Все это ведет к тому, что над Кругами часто берут верх более сильные личности, например Треугольники, которым удается ими манипулировать. К счастью, Круги, кажется, не слишком беспокоятся о том, в чьих руках будет власть. Лишь бы все вокруг были довольны и царил мир.
Однако в одном Круги проявляют завидную твердость. Если дело касается вопросов морали или нарушения справедливости, Круг становится страстным защитником пострадавших. Здесь Круги, когда того желают, могут быть весьма убедительными. В том, что они, как правило, отлично решают межличностные проблемы, во многом “виноват” их особый склад мышления. Можно сказать, что Круг - прирожденный психолог. Однако чтобы стать во главе серьезного, крупного бизнеса, ему не хватает “левополушарных” организационных навыков своих “линейных братьев” - Треугольника и Квадрата.