Юлия Будницкая
Приложения к индивидуальному маршруту развития ребенка
▼ Скачать + Заказать документы
Таблица 1
Основные показатели, включённые в индивидуальную карту развития ребёнка (ИКР)
Показатели
(разделы ИКР) Специалист, ответственный за заполнение раздела Основание для заполнения Периодичность заполнения
Характер адаптации ребёнка к условиям ДОУ Воспитатели, медицинский работник Лист адаптации, анкетирование родителей Один раз при поступлении ребёнка
Публикация «Приложения к индивидуальному маршруту развития ребенка» размещена в разделах
- Индивидуальный образовательный маршрут ребенка. ИОМ
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Данные о состоянии здоровья ребёнка, нарушения (осанки, развития стопы, зрения) Медицинский работник Медицинская карта Два раза в год
Показатели уровня психического развития (познавательных процессов, свойств и качеств личности, уровень развития общения и деятельности) Педагог-психолог Заключение по результатам диагностики На этапах развития, требующих сопровождения, по запросу участников педагогического процесса
Показатели уровня усвоения ребёнком программного материала Старший воспитатель Справка по результатам диагностики Три раза в год
Показатели эффективности дополнительного образования Специалисты дополнительного образования Заключения специалистов дополнительного образования При необходимости по запросу участников образовательного процесса
Уровень готовности ребёнка к обучению в школе Педагог-психолог Заключение по результатам диагностики Два раза – первичная и итоговая
Решения психолого-педагогических консилиумов Педагог-психолог, учитель-логопед Экспертное заключение специалистов ПМПК Не регламентирована
Приложение 2
Индивидуальный образовательный маршрут ребенка
на 20_ – 20_ учебный год
Фамилия, имя ребенка___
Дата рождения___ дата заполнения___ ИОМ___
Состояние здоровья___
Выписка из заключения ПМПК (Коллегиального заключения ППк)___
Организационно-педагогические условия реализации ИОМ:
Образовательные технологии, программы ___
___
Инновационные технологии, методы и средства ___
___
Здоровье сберегающие технологии ___
Формы контроля и учета достижений ребенка ___
Фамилия, имя, отчество педагога заполняющего ИОМ ___
Заполненный ИОМ
Индивидуальный образовательный маршрут ребенка
на 2020 – 2021 учебный год
Фамилия, имя ребенка :
Дата рождения: Дата заполнения:
Состояние здоровья: II группа здоровья.
Выписка из заключения ППк:
1) Задержка развития речи
2) Низкий уровень усвоения программного материала
3) Низкий уровень развития психических процессов
Организационно-педагогические условия реализации ИОМ:
Образовательные технологии, программы
Программа коррекционного обучения и воспитания детей с общим недоразвитием речи 6 — го года жизни Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. ; основная общеобразовательная программа дошкольного образования «Успех»; индивидуальные занятия по программам развития психических процессов, разработанным педагогом - психологом ДОО.
Инновационные технологии, методы и средства
Технология игрового обучения; технология проблемного обучения; социоигровая технология; создание ситуации успеха, обеспечение благоприятной атмосферы, доброжелательность; отказ от критики и отрицательных оценок в адрес ребенка; сенсорная комната.
Здоровье сберегающие технологии
Оздоровительная гимнастика; подвижные игры, психогимнастика, самомассаж, коррекционные и развивающие занятия в сенсорной комнате, кабинете психолога.
Формы контроля и учета достижений ребенка
Индивидуальная психологическая диагностика; диагностика уровня продвижения в освоении образовательной программы.
Фамилия, имя, отчество педагога заполняющего ИОМ :
Организационно-педагогические условия реализации индивидуального образовательного маршрута
I. ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ РАБОТА
Качество, параметр,
требующий
корректировки Результат
обследования Задачи развивающей
работы Формы работы, методы, приёмы Ожидаемый результат Реальный результат
Взаимодействие специалистов с воспитателями и родителями
Общение со взрослыми и сверстниками Низкий уровень познавательного интереса в процессе общения со взрослым и со сверстниками, а также в процессе совместной поисково-познавательной деятельности.
Содействовать формированию способности самостоятельно действовать в повседневной жизни и в различных видах детской деятельности. Развивать умение выявлять причинно-следственные
связи предметов и явлений.
Воспитатель: сюжетные игры; викторины; КВН; совместная со взрослым поисково-исследовательская деятельность; обследовательские действия; отгадывание и сочинение описательных загадок о предметах и объектах природы; решение проблемных ситуаций, задач; проектная деятельность (в соответствии с календарно-тематическим планированием образовательной деятельности).
Педагог-психолог: сюжетно-ролевые, театрализованные игры в коррекционных занятиях; игры-путешествия («Прогулка в волшебный лес», «Путешествие в сказку», «Полет на ракете») в сенсорной комнате.
Учитель-логопед: проектная деятельность; занятия на экологической тропинке; составление описательных загадок, описательных и сравнительных рассказов; объяснение значения пословиц и поговорок; коммуникативные игры, игры-драматизации, игры-превращения.
Инструктор по физкультуре: игры-соревнования, эстафеты, праздники.
Музыкальный руководитель: слушание, музыкально-дидактические игры, инсценировки, театр.
Родители: игры на развитие познавательных процессов «Пришельцы из космоса», «Запоминалка», «Меморина», «Скажи наоборот»; поисково-познавательная деятельность дома (экспериментирование с песком, водой, гипсом, семенами растений, красками). Книжки-раскраски. Высокий уровень познавательной активности. Интересуется новым, неизвестным в окружающем мире (мире предметов и вещей, мире отношений и своём внутреннем мире). Принимает живое, заинтересованное участие в образовательном процессе.
Эмоциональная отзывчивость Низкий уровень эмоциональной отзывчивости на содержание художественного произведения. Не может описать свои эмоциональные переживания и переживания персонажей художественных произведений. Способствовать формированию способности эмоционально откликаться на наблюдаемые эмоциональные состояния людей, героев художественных произведений, проявлять сочувствие друзьям и всему живому.
Воспитатель:игры направленные на развитие эмоциональной сферы : «Мама и детёныш», «Я и животное», «Джунгли», «Оживи камешки!», «Облака», «Наседка и цыплята», «Сказочные зайцы», «Джин», «Фантазии», «Профессии» и др. Пиктограмма: «Прочитай письмо», «Волшебные шары», «Кубик». Сюрприз: ««Повтори фразу», «Зеркало», «Волшебный карман».
Чтение художественных произведений и обсуждение поступков героев, продуктивная деятельность, творчество: рисование, лепка и т. п. Разучивание стихотворений, пословиц, поговорок, отгадывание загадок.
Педагог-психолог: занятия по программе в сенсорной комнате: «Клоуны и обезьянки», «Отгадай настроение», «Уходи, злость, уходи» (развитие мимики, пантомимики, умения выражать свои эмоции и отгадывать эмоциональные состояния других детей). Музыкотерапия, аромотерапия.
Учитель-логопед: коммуникативные игры, игры-драматизации, игры-превращения, игры-пантомимы.
Инструктор по физкультуре: игры и упражнения на развитие двигательной активности, соревнования с выявлением победителей, подвижные игры.
Музыкальный руководитель: прослушивание музыкальных произведений, беседы, развлечения, совместные с родителями досуги.
Родители: игры на развитие эмоций : «Вредное колечко», «Жадный поросёнок», «Карабас –Барабас»; чтение художественной литературы, беседы.
Высокий уровень эмоциональной отзывчивости и развития эмоций.
Способность
управлять
своим
поведением и планировать
свои действия
Крайне редко адекватно реагирует на требования взрослого. Поведение ребёнка преимущественно определяется сиюминутными желаниями и потребностями. Низкий уровень первичных ценностных представлений о том, «что такое хорошо и что такое плохо».
Развивать у ребёнка способность планировать свои действия, направленные на достижения конкретной цели. Развивать потребность самостоятельно следовать принятым в детском саду правилам и традициям. Способствовать повышению самооценки. Формировать первичные ценностные представления.
Воспитатель: игры с правилами, подвижные и спортивные игры, нравственные беседы, чтение и обсуждение художественных произведений (сказки, стихи, рассказы, песенки) : «Не плюй в колодец – пригодиться воды напиться» обр. К. Ушинского, К. Драгунская «Лекарство от послушности», Г. Х. Андерсен «Гадкий утёнок», Э. Мошковская «Хитрые старушки», «Какие бывают подарки»; проектная деятельность: «Моя семья», «Наша Хакасия», «Мой родной посёлок» и др.
Сюжетные игры «Театр», «Магазин», «Семья»; мультфильмы.
Педагог-психолог:
Занятия по формированию навыков саморегуляции психического состояния с использованием оборудования сенсорной комнаты (мягкое напольное и настенное покрытие, запутанная спиралька, растение-фонтан)
Учитель-логопед: экскурсия в библиотеку; чтение и обсуждение литературных произведений нравственного характера, литературные викторины.
Инструктор по физкультуре: беседы о правилах гигиены; рассматривание плакатов, иллюстраций, сюжетных картинок; проекты; спортивные игры и упражнения на прогулке, игры с правилами.
Музыкальный руководитель: беседы и упражнения на воспитание культуры поведения в коллективной музыкальной деятельности.
Родители: личный пример управления
своим поведением и планирования
своих действий на основе первичных
ценностных представлений,
соблюдения элементарных общепринятых норм и правил поведения.
Осознаёт общепринятые нормы и правила поведения и обязательность их выполнения. Предъявляет к себе те требования, которые раньше предъявляли к нему взрослые.
Способность решать
интеллектуаль-ные и личност-ные задачи (проблемы,
адекватные возрасту Низкий уровень развития способности решать творческие задачи, ставить цель и добиваться результата.
Формировать мотивацию к познавательной деятельности. Формировать умение ставить цель, для реализации которой потребуется осуществление нескольких взаимосвязанных действий и при поддержке взрослого добиваться результата.
Развивать интеллектуально- творческого потенциал личности.
Воспитатель: ТРИЗ; творческие развивающие игры «Конструкторское бюро», «Школа папы Карло»; загадки; работа малыми группами, работа в парах; детское проектирование.
Педагог-психолог: чтение художественных произведений и обсуждение поступков героев, решение проблемных ситуаций, задач, продуктивная деятельность, творчество: рисование, лепка и т. п., во время коррекционных занятий.
Учитель-логопед: сочинение сказок, рассказов, загадок, небольших стихотворений; составление описательных рассказов с предполагаемым результатом деятельности, придумывание начала истории, конца истории; составление рассказа по серии сюжетных картин с изменением действующего лица; творческое рассказывание; придумывание историй по несвязанным картинкам.
Инструктор по физкультуре: игры-превращения, игры малой подвижности, игры и упражнения с элементами творчества.
Музыкальный руководитель: интеллектуально-речевые досуги, викторины, игры-конкурсы, музыкально-дидактические игры, инсценировки: «Плетень» и др.
Родители: личный положительный пример социального поведения взрослых в повседневной жизни.
Беседы о правилах безопасного поведения, чтение художественной литературы, общение с ребёнком по разным интересующим его вопросам.
Интеллектуальные задачи решает с использованием наглядно-образных средств. При решении личностных задач ориентируется на возможные последствия своих действий для других людей.
Низкий уровень представления
о себе, семье, обществе (ближайшем социуме, государстве (стране, мире и природе Овладевший менее чем половиной объёма материала, предусмотренного программой. Способствовать формированию у ребёнка познавательной и социальной мотивации; самостоятельности, положительного отношения к себе и к окружающему миру. Воспитатель: привлечение к трудовой деятельности (организация разного вида труда в группе, совместный труд, дежурство, поручения; проектная деятельность (семейные проекты, акции, конкурсы, соревнования, КВН,
Педагог-психолог: упражнения по формированию образов тела с использованием оборудования сенсорной комнаты (мягкое напольное и настенное покрытие, батут, сухой бассейн).
Учитель-логопед:инсценирование и иллюстрирование отрывков художественных текстов; составление рассказов о семье, Родине, природе, профессиях.
Инструктор по физкультуре: русские и хакасские народные игры, игры народов мира.
Музыкальный руководитель: слушание музыки разных народов; танцевальные движения; культура народов разных стран.
Родители: соблюдение режима дня, питания, сна, профилактика болезней.
Беседы о своей семье, родственниках, семейных традициях. Выполнение семейных обязанностей, общение и забота. Средний уровень
Ребёнок овладел примерно половиной объёма материала, предусмотренного программой
II. ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Занятия в хореографическом кружке-студии «Степ».
Занятия в кружках по желанию ребёнка (1 раз в неделю) : экологический кружок «Секреты природы», театральный кружок «Буратино», логопедический «Речецветик», «Степ-аэробика»
III. КОРЕКЦИОННАЯ РАБОТА
Показатели уровня развития Педагог-психолог Учитель-логопед
Воспитатель, родители Ожидаемые
результаты Реальные достижения
Психическое:
- низкий уровень распределяе-мости внимания;
-низкий уровень развития воображения, памяти;
-слабо развиты волевые качества;
индивидуальная работа по программе развития внимания,
рекомендации по развитию внимания воспитателям и родителям
индивидуальная работа по программам развития воображения, памяти;
рекомендации по развитию воображения, памяти воспитателям и родителям
Упражнения, игры на развитие волевых качеств у дошкольников Развитие слухового внимания.
Этюды на правильное понимание эмоционально-выразительных движений рук и адекватное использование жестов
Игры на развитие творческого воображения, памяти
Игры-беседы
Игры-имитации, игры-перево-площения
Рекомендуемые упражнения по
развитию внимания (2 раза в неделю) :
«Ухо-нос»
«Смешанный лес»
«Платочек»
«Выкладывание палочек»
и другие
Перечень упражнений по развитию
Воображения, памяти (2 раза в неделю) :
«Запомни и повтори», «Что изменилось?», «Да и нет не говори»,
«Дорисуй фигуру»
«На что это похоже?»
«Чудесное превращение кляксы»
«Рисование пластилином»
«Тихое озеро»
«Заколдованный ребёнок» и др.
«Я – кленовый листочек»
«Подснежник»
«Бабочки и мотыльки»
«Тополиные пушинки» и др.
«Как можно обратиться к другому человеку с просьбой»
Повышение уровня распределяемости внимания
Повышение уровня развития воображения, памяти
Повышение уровня развития волевых качеств
Речевое
Общее недоразвитие речи (ОНР III уровня) :
- нарушение произношения
(ротацизм,
-недостаточная сформирован-ность лексико- грамматической стороны речи,
-нарушение
фонематичес-кого восприятия,
-несформирован-ность фразовой речи, ограниченность словарного запаса, проблемы коммуникативного взаимодействия
Упражнения в сенсорной комнате по развитию слухового внимания, умения быстро и точно реагировать на звуки: «Слушай и лови», «Белые спиральки с шариками»
Игры и упражнения в сенсорной комнате по развитию связной речи (центр тактильности, центр спокойных игр) «Опиши предмет», «Придумай и расскажи сказку», игра «В сказочном лесу»
Занятия по развитию артикуляционной моторики. Постановка [р], [р’], автоматизация в речи.
Занятия по формированию лексико-грамматических категорий
Развитие фонематического слуха, слухового внимания.
Занятия по развитию фонематического восприятия.
Занятия по формированию и развитию навыков звукового анализа.
Занятия по развитию связной речи и обучению рассказыванию
Занятия по расширению лексического запаса.
Комплекс упражнений артикуляционной гимнастики для постановки звуков [р], [р’]
Самомассаж «Лягушата», «Лиса», «Комарики», «Пчела» и др.
Д/ игры: «Подарки», «Замени звук», «Испорченные конфеты», «В гостях у Буратино», «Прятки», «Собери букеты», «Буратино-альпинист», «Матрёшкины покупки»
Проговаривание чистоговорок, скороговорок с [р], [р’].
Д/игры «Квартира», «Барсук почтальон», «Буратино-художник», «Заботливая Аня», «Новогодняя ёлка», «головы и хвосты», «Спасение принцессы», «Цветочная сказка», «Охотник» и др.
Упражнения по совершенствованию фразовых и связных высказываний, грамматическому оформлению предложений.
Игры «Один – много»,
«1 10»
Игры с мячом «Измени слово», «Есть – нет»
Лото «Предлоги»
Д/игры «Синоптик», «Утки»,
«Эхо», «Поймай Жука», «Четвёртый лишний», «Поймай звук», «Загадочные картинки», «Театр теней», «Волшебные бусы», «Загадки Курочки Рябы», «Вазы и цветы», «Волк и ворона» и др.
Игры «Путаница»,
«Волшебная цепочка»,
«Подбери признак, действие»,
Д/игра «Назови семью», «Кто что делает», «Узнай по описанию», «Назови, какой дом», «Почему так называется»
Упражнения для активизации словарного запаса. Составление описательных загадок, простых и сложных предложений, описательных и сравнительных рассказов, пересказ.
Объяснение значения пословиц и поговорок.
Чистая речь. Правильное произношение звуков
[р], [р’] в речи.
Восполнение пробелов лексического запаса и грамматического строя речи
Нормализация грамматического строя речи ребёнка
Сформирован-ный фонематический слух
Сформирован-ный навык звукового анализа, послогового чтения, письма
Сформирован-ная связная речь (монологическая и диалогическая формы)
Обогащённый словарный запас, соответствую-щий возрасту
Поставлены и отдифференцированы все звуки. Речь чистая, без особенностей.
Восполнены пробелы лексического запаса и грамматического строя речи
Фонематический слух, слуховое внимание сформированы.
Сформирован мотив чтения и начальные умения чтения.
Чтение целыми словами с переходом на слоговое чтение сложных слов
Речь соответствует возрасту. Развиты и усовершенствованы навыки связного высказывания.
Уточнён и активирован словарь. Словарный запас соответствует возрасту.