САМОХВАЛОВА ЕЛЕНА
Конспект занятия в старшей группе по обучению грамоте «Приключение в Звукограде»
▼ Скачать + Заказать документы
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №16 с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей Петродворцового района Санкт-Петербурга
с детьми старшей группы по подготовке детей к обучению грамоте :
Публикация «Конспект занятия в старшей группе по обучению грамоте „Приключение в Звукограде“» размещена в разделах
«Приключения в Звукограде».
Составил и провё л воспитатель:
Самохвалова Е. В.
Санкт-Петербург
2023
ГБДОУ детский сад осуществляет образовательную деятельность по ФОП ДО.
Возраст 5-6 лет это старший дошкольный возраст. Он является очень важным возрастом в развитии познавательной сферы ребенка, интеллектуальной и личностной. Его можно назвать базовым возрастом, когда в ребенке закладываются многие личностные аспекты, прорабатываются все моменты становления «Я» позиции. Именно 90% закладки всех черт личности ребенка закладывается в возрасте 5-6 лет. Очень важный возраст, когда мы можем понять, каким будет человек в будущем. Этот период называют сензитивным для развития всех познавательных процессов: внимания, восприятия, мышления, памяти, воображения. Для развития всех этих аспектов усложняется игровой материал, он становится логическим, интеллектуальным, когда ребенку приходится думать и рассуждать.
Тема занятия выбрана согласно учебно-тематическому плану программы : «Комнатные растения».
Интеграция познавательных областей: речевое развитие, познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.
Образовательные технологии: Технология проблемного обучения, аудиовизуальные технические средства, здоровьесберегающие технологии, загадки.
Цель: Закрепить и обобщить знания воспитанников о гласных звуках и буквах (а, о, у, и., Продолжать формировать навык определения места положения гласного звука в слове.
Образовательные задачи:
Учить детей различать гласные звуки, подбирать слова на заданный звук и определять место данного звука в слове и отмечать это на схеме.
Развивающие задачи:
Развивать фонематический слух, навыки звукового анализа и синтеза;
Развивать мелкую моторику, координацию движений;
Развивать слуховое и зрительное внимание, память.
Воспитательные задачи
Воспитывать у детей интерес к играм, умение слушать друг друга.
Оборудование:
Оборудование: Мольберт, магнитная доска.
Демонстрационный материал:фишки красного цвета,таблица схема (в виде паровоза, предметные картинки с звуками; картинки, индивидуальная карточка с заданием для каждого ребёнка.
Предварительная работа: Знакомство с понятием «Звук», «Буква». Знакомство с гласными звуками А, О, У, И. Формирование навыков определения места положения звука в слове (в начале, в середине,в конце).
Ознакомление с способами обозначения места звука в слове на схеме.
Ход занятия : (Дети сидят на ковре).
-Здравствуйте ребята,давайте поприветствуем друг- друга.
Собрались все вместе в круг.
Я твой друг, и ты мой друг.
Крепко за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.
-Ребята, сегодня к вам шла и увидела под дверью нашей группы посылку на которой указан адрес: Детский сад №16, группа «Непоседы». Как вы думаете,что это за адрес? Может почтальон ошибся?
(Ответы детей)
-Вы правы это адрес нашего детского сада и нашей группы.
-Очень хочется узнать,что в посылке находится.
Воспитатель открывает посылку, а там письмо и ещё несколько конвертов.
Воспитатель напоминает детям, что нельзя брать коробки, сумки и другие предметы на улице. Можно брать и открывать только те посылки, которые доставил им почтальон или курьер.
Воспитатель зачитывает письмо:
- Дорогие ребята обращаются к вам жители города «Звукоград». В этом городе случилась беда, с улицы «Гласных звуков» вредный Лешик похитил звуки. И теперь без них невозможно составить ни одного слова. Просим вас помочь жителям Звукограда и найти пропавшие звуки. Но для этого потребуется выполнить задания Лешика.
-Ребята, поможем Жителям Звукограда?
(Ответы детей).
-Но для этого нам нужно отправиться в этот город.
Давайте за руки возьмёмся и произнесё м заклинание:
Много звуков есть на свете :
шелест листьев, плеск волны,
А бывают звуки речи,
мы их точно знать должны
- Вот мы с вами и оказались в городе «Звукоград». Давайте посмотрим что же за конверты в нашем послании (воспитатель достаёт 4 конверта).
-Ребята, вот и конверты с первым заданием?
Детям предлагается разделиться на 4 команды,взять по 1 конверту. В конвертах разрезные картинки (разные).Собрав эти картинки дети озвучивают,что на них изображено. По просьбе воспитателя дети определяют первый звук в слове, называют его и определяют звук на который начинаются эти слова. Таким образом дети определяют какие звуки были похищены Лешиком.
-Молодцы ребята, Вы выполнили первое задание и благодаря вам мы узнали какие звуки похищены.
Воспитатель вывешивает на доску одну общую карточку с буквами А,О,У,И.
Давайте немного отдохнём и поиграем в игру, позовём наши звуки.
Физминутка: игра:«Потопаем, похлопаем».
Ведущий произносит гласны звук,а дети выполняют определённое движение
Соответствующие заданному звуку. Движения дети могут придумать сами.
-Ребята,вы узнали какие звуки похищены, но они всё ещё находятся в заточении. Чтобы освободить эти звуки вам нужно выполнить второе задание Лешика и отыскать в слове звук и определить его местоположение.
Воспитатель показывает картинки слов в которых необходимо найти звуки : (а,о,у,и).
На каждый звук по 1 картинке.
Звук (а)- картинка с словом Аист- звук (а) в начале слова.
Звук (о)- картинка с словом дОм- звук в середине слова.
Заук (у)-картинка с словом зУб - звук (у) в середине слова.
Звук (и)- картинка с словом конькИ- звук (и) в конце слова.
Ребята самостоятельно или с помощью воспитателя определяют местоположения звука в слове, отмечают красным квадратиком в схеме. И прикрепляют картинку на вагончик паровоза, который расположен на мольберте.
- Молодцы ребята,справились и с этим заданием.
-Настало время выполнить последнее задание от лешика.
Воспитатель приглашает детей занять свои места за столами. На столах лежат заранее приготовленные карточки с заданием для индивидуального выполнения и карандаши. Воспитатель поясняет детям, что необходимо найти в карточке спрятанные буквы (а,о,у,и) и обвести их в круг.
Перед началом работы с карточкой дети выполняют пальчиковую гимнастику.
Пальчиковая гимнастика: дети зажимают карандаш между ладонями, прокручивают его и произносят слова: «Кручу верчу всех запутать хочу. Захочу поставлю точку, захочу кривую».
Затем дети приступают к выполнению задания.
Воспитатель приносит заранее приготовленную шкатулку, в которой находятся карточки с изображением букв.
-Ребята вы большие молодцы и благодаря своим знаниям и стараниям вы освободили похищенные звуки. И сейчас пришло время возвращаться обратно в детский сад. Давайте закроем глаза и произнесём заклинание.
Дети выходят на коврик и произносят заклинание.
Много звуков есть на свете :
шелест листьев, плеск волны,
А бывают звуки речи,
мы их точно знать должны.
-Вот мы и вернулись в детский сад и в нашу любимую группу.
-Ребята подскажите, сложно ли вам было выполнять задания Лешика.
(Ответы детей)
-А что больше всего понравилось и запомнилось?
(Ответы детей).
-Ребята мне очень понравилось с вами путешествовать и я горжусь вами.