Папки-передвижки

Приемы развития фонематического слуха

Хомченко Александра
Приемы развития фонематического слуха
▼ Скачать +Заказ

В группах компенсирующей направленности для детей с общим недоразвитием речи фонематические нарушения являются ведущими в структуре речевого дефекта, и именно нечеткие артикуляционные образы становятся причиной нечеткой слуховой дифференциации звуков. Поэтому работа над фонетической стороной речи требует от педагога определенных усилий и ведется на протяжении всего учебного года.

Публикация «Приемы развития фонематического слуха» размещена в разделах

Фонетическая сторона речи представляет собой взаимодействие основных ее компонентов: звукопроизношения и просодики. У ребенка сначала формируется фонематический слух, то есть различение звуков речи, а их произношением он овладевает позднее.

Без специального коррекционного воздействия дети не научаться различать и узнавать на слух фонемы, анализировать звуко-слоговой состав слов, что может привести к затруднениям при овладении навыкам чтения. Поэтому всю коррекционную работу лучше планировать поэтапно:

развитие фонематического слуха и звуковой культуры речи;

развитие навыков звуко-буквенного анализа и синтеза;

• послоговое чтение.

У детей с общим недоразвитием речи она должна строиться с учетом «современных представлений о той многоуровневой структуре процесса восприятия речи, с учетом соотношения элементарных и высших психических функций в процессе развития речи ребенка и научных данных об этапах развития фонематических функций в онтогенезе» (Л. В. Лопатина, Н. В. Серебрякова). С первых дней пребывания ребенка в группе педагог ведет работу по развитию у него фонематического слуха, фонематического восприятия.

Под фонематическим слухом принято понимать «тонкий, систематизированный слух, позволяющий различать и узнавать фонемы родного языка» (Т. Б. Филичева). Фонематический слух отличается от физиологического слуха и является его составной частью.

Фонематическое восприятие же представляет собой «способность различать фонемы и определять звуковой состав слова» (Т. Б. Филичева).

В работе по развитию фонематического слуха и фонематического восприятия дошкольников принято выделять следующие этапы:

Упражнения в различении неречевых звуков;

Упражнения в различении одинаковых звуков, слогов, слов, предложений, произносимых разным по высоте, силе и тембру голосом;

Упражнения в различении похожих звуков, слогов, слов, различающихся одним звуком;

Упражнения, направленные на формирование и развитие навыков звукового анализа и синтеза.

На первом этапе педагог учит детей слушать, слышать и различать неречевые звуки, например: шум ветра, гул машин, журчание ручья, шелест листьев, щебетание птиц, лай собак…

Затем детей упражняют в различении тихих и громких, высоких и низких звуков. При различении низких и высоких звуков обычно используют большую и маленькую игрушки.

Следующий этап начинается с различения детьми правильно и неправильно произносимых педагогом слов. Это постепенно формирует у детей умение слышать ошибки сначала в чужой, а потом в своей речи, осуществлять наиболее простые формы фонематического восприятия.

На этом этапе работы важно не только научить ребенка различать звуки на слух, но и запоминать и воспроизводить ряды звуков и слогов. Педагог ведет детей от восприятия правильно произносимых фонем к различению звуков, сначала резко отличающихся артикуляционным укладом, а потом – близких по акустико-артикуляционным признакам. В работе над уточнением восприятия звука на слух или различением звуков выделяют следующие этапы.

Дифференциация в ряду звуков;

Дифференциация в ряду слогов;

Дифференциация в ряду слов;

Дифференциация в предложениях.

Работая над дифференциацией звуков в словах и предложениях, можно использовать различные настольно-печатные игры.

Углубляя работу по развитию фонематического восприятия, педагог учит сначала различать звуки по твердости – мягкости, а потом по глухости – звонкости. Как правило, для того чтобы сформировать у детей понятие о твердости и мягкости согласных звуков, педагоги могут использовать различные игровые персонажи, один из них «произносит» звук твердо, а другой – мягко; отрабатывается дифференциация звуков в слогах, словах.

Знакомя детей со звонкими и глухими согласными звуками, можно объяснить детям, что при произнесении звонких звуков «горлышко дрожит», и предложить, положив руку на переднюю поверхность шеи, произнести звонкий звук; а при произнесении глухих согласных звуков «в горлышке тихо», что тоже можно проверить, положив руку на шею и произнеся глухой звук. Для обозначения твердых и мягких, звонких и глухих согласных можно ввести картинки-символы.

Не следует спешить с переходом к такому серьезному этапу работы, как формированию навыков звукового анализа и синтеза. Работа над слоговой структурой слова готовит почву для этой работы.

Сначала нужно поупражнять дошкольников в различении на слух длинных и коротких слов; затем научить детей передавать ритмический рисунок слова, так как именно отсутствие восприятия ритмичности построения речи приводит к тому, что слова у детей с общим недоразвитием речи долго не находят своего послогового выражения. Усложняя работу над слоговой структурой слов, следует поупражнять в делении слов на слоги со стечением согласных. Очень полезна работа по составлению слов из разных слогов.

Работа по формированию навыков звукового анализа и синтеза включает несколько этапов. В подготовительной к школе группе дети могут проводить полный слоговой и звуковой анализ слов. Дети делят слова на слоги, определяют количество звуков, их очередность, дают характеристику каждому звуку. Полезны упражнения по подбору слов с заданным количеством слогов, звуков, с заданной последовательностью звуков, дети подбирают слова к данным слоговым и звуковым схемам или готовые схемы к словам.

Игра является самой доступной формой деятельности дошкольников. Именно в игре у них формируются навыки познания, стимулируется развитие мышления, раскрываются природные способности. Невозможно переоценить роль дидактических игр в развитии речи детей дошкольного возраста. В специально подобранных играх дети с удовольствием составляют и читают слоги, слова, предложения, учатся различать сходные по звучанию звуки, делить слова на слоги, читать короткие рассказы и даже усваивают первые правила правописания. Все это готовит дошкольников к обучению грамоте, помогает провести профилактику нарушений письменной речи.

Публикации по теме:

Дидактическая игра для развития фонематического слуха «Разноцветный коврик»Дидактическая игра для развития фонематического слуха «Разноцветный коврик» .

Дидактическая игра по развитию фонематического слуха «Построим пирамиду»Дидактическая игра по развитию фонематического слуха «Построим пирамиду» Задачи: -Развивать у детей фонематический слух. -Совершенствовать умение делить слова на слоги, определять их количество. -Чётко произносить.

Дидактическая игра для развития фонематического слуха «Волшебные цветы»Дидактическая игра для развития фонематического слуха «Волшебные цветы» Предлагаю дидактическую игру для развития фонематического слуха. Известно, что фонематический слух формируется к 5 годам. В этом возрасте.

Игры на развитие фонематического слухаИгры на развитие фонематического слуха Умение различать фонемы без визуализации букв, определение звукового состава слова называется фонематическим слухом. Этот навык лежит в.

Игры для развития фонематического слуха Основным компонентом восприятия речи является фонематический слух. Под фонематическим слухом понимается способность человека слышать отдельные.

Игры на развитие фонематического слуха Красный – белый Цель. Нахождение звука в словах, воспринятых на слух. Оборудование. По два кружка на каждого ребёнка (красный и зелёный).

Методические приемы для развития голоса и музыкального слуха Здравствуйте,уважаемые коллеги. Предлагаю вашему вниманию методические приемы для развития голоса и музыкального слуха на примере песни.

Приёмы развития фонематического слуха у детей на подготовительном этапе при формировании произношения Логопедическое воздействие при формировании правильного произношения предусматривает несколько этапов. На подготовительном этапе ведётся.

Автор публикации:
Приемы развития фонематического слуха
Опубликовано: 1 мая 2024 в 22:39
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Приемы развития фонематического слуха» (включая файлы) размещена пользователем Хомченко Александра в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД