Хомченко Александра
Приемы развития фонематического слуха
▼ Скачать +Заказ
В группах компенсирующей направленности для детей с общим недоразвитием речи фонематические нарушения являются ведущими в структуре речевого дефекта, и именно нечеткие артикуляционные образы становятся причиной нечеткой слуховой дифференциации звуков. Поэтому работа над фонетической стороной речи требует от педагога определенных усилий и ведется на протяжении всего учебного года.
Публикация «Приемы развития фонематического слуха» размещена в разделах
Фонетическая сторона речи представляет собой взаимодействие основных ее компонентов: звукопроизношения и просодики. У ребенка сначала формируется фонематический слух, то есть различение звуков речи, а их произношением он овладевает позднее.
Без специального коррекционного воздействия дети не научаться различать и узнавать на слух фонемы, анализировать звуко-слоговой состав слов, что может привести к затруднениям при овладении навыкам чтения. Поэтому всю коррекционную работу лучше планировать поэтапно:
• развитие фонематического слуха и звуковой культуры речи;
• развитие навыков звуко-буквенного анализа и синтеза;
• послоговое чтение.
У детей с общим недоразвитием речи она должна строиться с учетом «современных представлений о той многоуровневой структуре процесса восприятия речи, с учетом соотношения элементарных и высших психических функций в процессе развития речи ребенка и научных данных об этапах развития фонематических функций в онтогенезе» (Л. В. Лопатина, Н. В. Серебрякова). С первых дней пребывания ребенка в группе педагог ведет работу по развитию у него фонематического слуха, фонематического восприятия.
Под фонематическим слухом принято понимать «тонкий, систематизированный слух, позволяющий различать и узнавать фонемы родного языка» (Т. Б. Филичева). Фонематический слух отличается от физиологического слуха и является его составной частью.
Фонематическое восприятие же представляет собой «способность различать фонемы и определять звуковой состав слова» (Т. Б. Филичева).
В работе по развитию фонематического слуха и фонематического восприятия дошкольников принято выделять следующие этапы:
Упражнения в различении неречевых звуков;
Упражнения в различении одинаковых звуков, слогов, слов, предложений, произносимых разным по высоте, силе и тембру голосом;
Упражнения в различении похожих звуков, слогов, слов, различающихся одним звуком;
Упражнения, направленные на формирование и развитие навыков звукового анализа и синтеза.
На первом этапе педагог учит детей слушать, слышать и различать неречевые звуки, например: шум ветра, гул машин, журчание ручья, шелест листьев, щебетание птиц, лай собак…
Затем детей упражняют в различении тихих и громких, высоких и низких звуков. При различении низких и высоких звуков обычно используют большую и маленькую игрушки.
Следующий этап начинается с различения детьми правильно и неправильно произносимых педагогом слов. Это постепенно формирует у детей умение слышать ошибки сначала в чужой, а потом в своей речи, осуществлять наиболее простые формы фонематического восприятия.
На этом этапе работы важно не только научить ребенка различать звуки на слух, но и запоминать и воспроизводить ряды звуков и слогов. Педагог ведет детей от восприятия правильно произносимых фонем к различению звуков, сначала резко отличающихся артикуляционным укладом, а потом – близких по акустико-артикуляционным признакам. В работе над уточнением восприятия звука на слух или различением звуков выделяют следующие этапы.
Дифференциация в ряду звуков;
Дифференциация в ряду слогов;
Дифференциация в ряду слов;
Дифференциация в предложениях.
Работая над дифференциацией звуков в словах и предложениях, можно использовать различные настольно-печатные игры.
Углубляя работу по развитию фонематического восприятия, педагог учит сначала различать звуки по твердости – мягкости, а потом по глухости – звонкости. Как правило, для того чтобы сформировать у детей понятие о твердости и мягкости согласных звуков, педагоги могут использовать различные игровые персонажи, один из них «произносит» звук твердо, а другой – мягко; отрабатывается дифференциация звуков в слогах, словах.
Знакомя детей со звонкими и глухими согласными звуками, можно объяснить детям, что при произнесении звонких звуков «горлышко дрожит», и предложить, положив руку на переднюю поверхность шеи, произнести звонкий звук; а при произнесении глухих согласных звуков «в горлышке тихо», что тоже можно проверить, положив руку на шею и произнеся глухой звук. Для обозначения твердых и мягких, звонких и глухих согласных можно ввести картинки-символы.
Не следует спешить с переходом к такому серьезному этапу работы, как формированию навыков звукового анализа и синтеза. Работа над слоговой структурой слова готовит почву для этой работы.
Сначала нужно поупражнять дошкольников в различении на слух длинных и коротких слов; затем научить детей передавать ритмический рисунок слова, так как именно отсутствие восприятия ритмичности построения речи приводит к тому, что слова у детей с общим недоразвитием речи долго не находят своего послогового выражения. Усложняя работу над слоговой структурой слов, следует поупражнять в делении слов на слоги со стечением согласных. Очень полезна работа по составлению слов из разных слогов.
Работа по формированию навыков звукового анализа и синтеза включает несколько этапов. В подготовительной к школе группе дети могут проводить полный слоговой и звуковой анализ слов. Дети делят слова на слоги, определяют количество звуков, их очередность, дают характеристику каждому звуку. Полезны упражнения по подбору слов с заданным количеством слогов, звуков, с заданной последовательностью звуков, дети подбирают слова к данным слоговым и звуковым схемам или готовые схемы к словам.
Игра является самой доступной формой деятельности дошкольников. Именно в игре у них формируются навыки познания, стимулируется развитие мышления, раскрываются природные способности. Невозможно переоценить роль дидактических игр в развитии речи детей дошкольного возраста. В специально подобранных играх дети с удовольствием составляют и читают слоги, слова, предложения, учатся различать сходные по звучанию звуки, делить слова на слоги, читать короткие рассказы и даже усваивают первые правила правописания. Все это готовит дошкольников к обучению грамоте, помогает провести профилактику нарушений письменной речи.