Полина Николаевна Горелова
Приемы организации эффективного взаимодействия в диаде «педагог — родитель»
▼ Скачать +Заказ
1. Ситуация: Мама Лизы (8 лет, диагноз ДЦП, она не ходит, но у нее есть ассистент) с трудом решает отправить дочь в первый класс в обычную школу с опытом инклюзивного образования. И очень боится, что девочка не сможет учиться среди нормотипичных ровесников, не смотря на поддержку и оказание помощи. Педагог начальных классов считает, этот страх напрасным, ведь для таких детей как Лиза в школе есть психолог, логопед и дефектолог. А еще для них в школе созданы специальные условия – пандусы, поручни, лифты и отдельные туалеты.
Публикация «Приемы организации эффективного взаимодействия в диаде „педагог — родитель“» размещена в разделах
Какие еще пути решения проблемной ситуации можно предложить для того чтобы мама Лизы перестала бояться отпустить своего ребенка в школу?
Разрешение ситуации:
Взаимодействие педагога и родителей. В начале учебного года планируется деятельность по взаимодействию семьи и школы. В течение года происходит корректирование этой деятельности. Задача — способствовать единению, сплочению семьи, формированию навыков их совместной деятельности, что способствует гармонизации личностной сферы детей с ООП. Это обеспечивается вовлечением родителей в организацию учебно-воспитательного процесса.
1. Информирование и составление памяток для родителей. Необходимо постоянное личное общение педагога с родителями, в результате которого они вырабатывают единую методику воспитания и обучения ребёнка с ООП. От этого зависит отношение ребёнка к школе и к учёбе, что, в свою очередь, оказывает влияние на их дальнейшую жизнь, отношения со сверстниками, профессиональную карьеру.
Для развития определённых умений и навыков детей с ООП работа должна проводиться не только в школе, но и дома. Поэтому задачей педагога является составление памяток совместно с психологом по развитию тех или способностей детей или коррекции их поведения с учётом рекомендаций ПМПк. Общие рекомендации для всех детей, различные полезные материалы и ссылки для родителей могут быть также выложены на сайт школы.
2. Семейные собрания. Проведение родительских собраний совместно с детьми повышает взаимоответственность детей и родителей. Для их проведения родителям предварительно выдаются задания для совместной подготовки семьи к мероприятию. Это способствует также и развитию интеллектуального уровня ребёнка, который стремится продемонстрировать свои знания, улучшить их. При этом он испытывает чувство гордости за близких ему людей. Всё это приводит к формированию личности ребёнка с ООП.
3. Проведение открытых мероприятий. Педагоги проводят открытые уроки, мастер – классы, занятия, на которых родители знакомятся с методикой преподавания, требованиями, которые предъявляет педагог. Родитель на этих занятиях должен увидеть их значимость конкретно для своего ребенка. В процессе обсуждения подобных занятий педагог и родитель вырабатывают общую методику работы с ребёнком с ООП, которая призвана обеспечить ребенку чувство психологической защищенности.
2. Ситуация: У мамы Яны С., после безуспешных уговоров дочери начать заниматься и правильно выполнять задания, на глазах появляются слезы: «Ну, что я могу — ничего (она разводит руками, подносит платок к глазам). Извините, ведь я одна воспитываю ребенка (всхлипывает). Муж ушел полгода назад. А у Яночки характер весь в него, как упрется, с места не сдвинешь. Яночка, подойди сюда, деточка. Ну, иди же, мамочка же тебя просит». На просьбу матери Яна (7 лет, задержка психического развития, психопатоподобное поведение) отвечает отказом и забивается в угол классной комнаты. Чуть позже она перенимает форму поведения матери и тоже начинает плакать, так и не начав заниматься. Занятие оказывается нерезультативным.
Разрешение ситуации:
1. Прежде всего маму нужно обязательно успокоить, поддержать, дать ей почувствовать, что психолог понимает ее проблемы. А затем, после того, как она придет в себя, предупредить о том, что ее волнение и напряжение передаются ребенку, и что в следующий раз нужно быть сдержаннее, потому что любые поведенческие реакции родителей обязательно отражаются на поведении детей и на выполнении ими необходимых заданий. Поэтому при ребенке не следует показывать свою слабость. Матери нужно объяснить, что ребенок всегда чувствует в матери защиту и ожидает от нее добро и поддержку.
2. После нормализации состояния матери можно продемонстрировать один или два приема овладения материалом (например, освоение цвета, формы предметов, формирование элементарных математических представлений). Показывая, психолог или педагог должен обязательно объяснить матери в максимально доступной форме, какие задачи он хочет решить с помощью овладения этими приемами и что это даст для развития ее ребенка. Также психолог должен рассказать матери о том, что в случае возникновения трудностей при формировании того или иного навыка или представления следует делить или дробить задание на более мелкие этапы и, таким образом, «идти к цели более мелкими шажками» (пошаговый метод).
3. Обучать мать специальным методическим приемам следует прямо на уроке, когда она имеет возможность наблюдать мастерство психолога, а также может стать свидетельницей проявления не предполагаемых ею ранее возможностей ребенка.
3. Ситуация: Мама Марины Ф. считает, что ее дочь (12 лет, тяжелая умственная отсталость, системное недоразвитие речи) говорит на своем, только ей свойственном языке, и что нужно совсем немного усилий со стороны специалистов, чтобы превратить эту речь в нормальную. «Но никто не хочет работать, ведь ребенок трудный. Да, мы трудные», — подчеркивает она.
Разрешение ситуации:
1. Мама не до конца осознает недостаточность собственных усилий, направленных на преодоление проблемы, стоящей перед ее ребенком. Психологу не следует сразу же убеждать маму в том, что она заблуждается. Задача заключается не в усилении защитной реакции матери, а в том, чтобы расположить ее к себе. Это позволяет перевести взаимоотношения «педагог — мать ученика» на другой уровень «психолог, помогающий разрешить проблемы ребенка — мать ребенка, имеющего проблемы». Поэтому лучше ответить ей так: «Прекрасно, что дома у вас все получается. Но мне бы хотелось, чтобы это получилось и у меня на занятии. Поэтому я предложу вам следующий способ обучения этому навыку. Сделайте вот так.». Затем психолог показывает матери специальные коррекционные приемы, направленные на освоение определенной темы.