Елена Лондарева
Консультация «Приемы исправления случаев неправильного навыка письма с учетом ФГОС»
▼ Скачать + Заказать документы
Приемы исправления случаев неправильного навыка письма с учетом ФГОС
Неправильный двигательный навык в обращении с пишущими предметами (карандаш, ручка, фломастер) ярко проявляется в рисовании, или при попытке изобразить на листе бумаги фигуры типа букв.
Все частные случаи неправильного навыка письма можно условно разделить на несколько видов:
Публикация «Консультация „Приемы исправления случаев неправильного навыка письма с учетом ФГОС“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2015
- неправильное положение пальцев : например, ребенок держит пишущий предмет «щепотью», собрав пальцы «горсточкой»; рука сжата в кулак; большой палец значительно ниже указательного или расположен перпендикулярно к нему; ручка лежит не на среднем, а на указательном пальце и др. ;
- неправильное положение пальцев относительно пишущего предмета: ребенок держит ручку слишком близко (или слишком далеко) к нижнему кончику;
- неправильное положение руки : кисть вывернута таким образом, что верхний кончик ручки направлен в сторону или от себя; кисть при письме или рисовании зависает над столом; зависает локоть; зависают локоть и кисть и др. ;
- неправильное движение руки : кисть жестко фиксирована на месте, двигаются только пальцы; локоть фиксирован на месте и др. ;
- слишком сильный (чаще) или слабый (реже) нажим при письме или рисовании;
- неправильное положение тела : ребенок принимает неудобную позу, изгибая тело в сторону; подкладывает под себя ногу.
В результате на листе получаются неровные, извилистые линии, возникают трудности с изображением мелких деталей письма и рисунка, плохо выдерживается нужное направление линий.
Обнаружить у дошкольника неправильный навык работы с пишущим предметом, можно не только наблюдая за его изобразительной деятельностью, но и в некоторых случаях при помощи специальных заданий.
Изменение неправильного сформированного двигательного навыка требует много сил и времени как от ребенка, так и от родителей. Это не только осложняет обучение письму, но и, что особенно нежелательно, создает дополнительную нагрузку на центральную нервную систему ребенка на первом году обучения в школе. Поэтому работа по подготовке ребенка к обучению письму должна начинаться задолго до поступления в школу. Огромная, если не ведущая роль в выполнении этой задачи принадлежит семье – ведь формирование данного навыка обусловлено многими факторами, в том числе такими, которые воздействуют на ребенка вне стен дошкольного учреждения. Кроме того, успешность работы по формированию этого навыка зависит от ее систематичности, а это условие может быть выполнено только при взаимодействии дошкольного учреждения и семьи. Успешность формирования графического навыка во многом зависит от уровня развития других учебно-важных качеств: способности принимать задачу и произвольно управлять своими действиями, обучаемости, зрительного анализа и зрительно-двигательной координации движения руки, навыков пространственной ориентации. Даже если дошкольник рисует много и с увлечением, но при этом нет руководства со стороны взрослого, графический навык может формироваться неправильно. Для того, чтобы графические упражнения с дошкольниками были максимально эффективны, нужно учитывать возрастные и индивидуальные особенности ребенка и при организации занятий выполнять ряд правил письма (посадка, наклон тетради, положение ручки в руке). Помните, что длительность занятия для детей до 5.5 лет – 5 мин., от 5.5 до 6.5 – 7 -10 мин., старше 6.5 лет 10-14 мин., затем нужно сделать перерыв, выполнить упражнения для снятия напряжения и усталость.
Родителей должен насторожить не только такой явный признак недостаточной работы пальцев рук, как активный поворот листа бумаги при рисовании и закрашивании. Тем самым ребёнок лишает себя тренировки пальцев и руки, необходимой в дальнейшем для овладения письмом.
Показательным является и изображение на листе слишком мелких предметов: как правило, это свидетельствует о жёсткой фиксации кисти при рисовании.
Этот недостаток хорошо выявляется при попытке ребёнка нарисовать одним движением окружность диаметром 3 см (по образцу). Он нарисует овал вместо окружности, окружность значительно меньшего диаметра, или будет рисовать, эту фигуру в несколько приёмов, периодически передвигая
руку.
Для того чтобы правильно и своевременно воздействовать на навык письма, необходимо знать факторы, осложняющие становление этого навыка. Одним из таких факторов является недостаточный опыт изобразительной деятельности за столом и отсутствие представления о том, как надо правильно держать карандаш или ручку.
Основной формой исправления неправильно сформированного навыка и одновременно необходимым профилактическим приёмом является систематический контроль взрослого за изобразительной деятельностью дошкольника. Показав ребёнку, как следует правильно держать пишущий предмет и действовать с ним, взрослый должен систематически проверять, выполняет ли ребёнок эти требования, и по необходимости поправлять его. Переделка неправильно сформированного двигательного стереотипа довольно трудна для ребёнка, правильная поза пальцев или посадки за столом сначала ему неудобна, поэтому взрослый должен проявить настойчивость и терпение. Нельзя принуждать детей, длительность занятия не должна превышать 20 минут для шестилетних детей.
Чтобы ускорить процесс исправления неправильно сформированного навыка и облегчить его для ребёнка, можно использовать несколько несложных приёмов.
Если у ребёнка отмечено неправильное положение пальцев при письме, на верхней фаланге безымянного пальца можно поставить точку шариковой ручкой или фломастером, объяснив ребёнку, что ручка должна лежать на этой точке.
Если ребёнок держит ручку слишком близко к нижнему кончику, или наоборот, слишком высоко, можно нарисовать на ручке черту, ниже которой не должен опускаться (или подниматься во втором случае) указательный палец.
Когда имеет место жёсткая фиксация кисти на плоскости листа, может помочь обведение (и рисование) крупных фигур, размером примерно в одну треть листа, без отрыва руки. Для этого могут быть использованы альбомы для раскрашивания.
Для развития тонкой ручной координации, важно, чтобы ребё нок систематически занимался разнообразными видами ручной деятельности: рисование, лепка, аппликация, конструирование из некрупных деталей, выкладывание узоров из мозаики.
Развитие ручной умелости невозможно без своевременного овладения навыками самообслуживания : к старшему дошкольному возрасту у ребёнка не должно быть затруднений в застегивании пуговиц, завязывании шнурков на обуви, узелков на платке и т. п. Важно и посильное участие детей в домашних делах и в группе детского сада: сервировка стола, уборка помещения и т. п. Эти повседневные нагрузки являются хорошей систематической тренировкой для пальцев руки.
Чаще всего неправильный навык письма встречается у детей, часто и длительно болеющих простудными заболеваниями. Причина заключается как в общей ослабленности их организма, так и в частых пропусках посещения дошкольного учреждения.
Наиболее часто отклонения в формировании навыка связаны с тем, что у него недостаточно развита ручная умелость. Как правило, эти дети затрудняются не только в рисовании и письме, но и в лепке, аппликации, конструировании, неловки в самообслуживании. Например, долго застёгивают пуговицы, неловко завязывают шнурки, часто роняют посуду, накрывая на стол. Среди этих детей значительную часть составляют неуравновешенные, излишне подвижные, легковозбудимые дети. Как правило, это дети, родившиеся по неблагополучно протекавшей беременности, имевшие родовые травмы, серьёзные заболевания на первом году жизни. Из-за особенностей состояния их нервной системы у них труднее и длительнее вырабатываются и закрепляются двигательные навыки, особенно в области тонких движений. Есть случаи, когда ручная умелость недостаточно развита у дошкольников с вполне благополучной историей рождения и развития. Это случается, когда взрослые не придают значения правильной организации жизни ребёнка, созданию условий, способствующих наиболее полному и своевременному развитию движений.
Забота родителей и воспитателей о здоровье ребёнка имеет огромное значение для правильного и своевременного развития движений руки. Проведение закаливающих процедур, соблюдение гигиенических требований к одежде, к микроклимату помещения, где ребёнок проводит большую часть времени, соблюдение режима сна и бодрствования способствуют укреплению здоровья ребёнка, являются профилактической мерой против перенапряжения нервной системы, обеспечивают хороший эмоциональный настрой, помогая прочно и быстро усваивать новые умения и навыки.
Развитию тонких движений руки способствуют физические упражнения, основанные на хватательных движениях и развивающие силу кисти. Лазанье, переходы со снаряда на снаряд, занятия на трапеции способствуют развитию точности движений рук, учат дозировать усилия.
Систематические занятия физическими упражнениями повышают сбалансированность нервных процессов, благоприятно влияют на эмоциональное состояние. Особенно полезны эти занятия неуравновешенным, возбудимым детям.
Большим подспорьем в работе является тесный контакт родителей с воспитателем дошкольного учреждения. Здесь родители узнают, какие недочёты и ошибки есть у дошкольника в различных видах ручной деятельности, а также получают квалифицированный совет по методике занятий лепкой, рисованием, аппликацией и др. Это обеспечит преемственность контроля за формированием правильного двигательного навыка в семье и дошкольном учреждении, и поможет быстрее достичь желаемых результатов.
Таким образом, исправление неправильно сформированного навыка письма включают целый комплекс мер, направленных как на изменение конкретных видов неправильного навыка, так и на укрепление здоровья ребёнка и развитие его ручной умелости. Кроме того, полезно использовать специальные упражнения, разработанные известными педагогами-учёными.
Список используемой литературы
1. Венгер, Л. А. Проблемы формирования познавательных способностей в дошкольном возрасте / Л. А. Венгер - М, 2010.
2. Дурова, Н. В. Обучение грамоте детей дошкольного возраста/ Н. В. Дурова. - Ростов-на-Дону, 2013
3. Дурова, Н. В. Обучение дошкольников грамоте / Н. В. Дурова – М, 2010
4. Дурова, Н. В. Осознание звуковой стороны речи дошкольниками. // Дошкольное воспитание. - 2014. - № 7
5. Жукова, О. С. Расскажи стихи руками / О. С. Жукова - М., 2012.
6. Журова, Л. Е. Обучение грамоте в детском саду / Л. Е. Журова - М, 2011.