Ольга Юрова
Использование ИКТ в образовательном процессе в ДОУ с учетом ФГОС
▼ Скачать + Заказать документы
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ФГОС ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 4
2. ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦТОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ДОУ С УЧЕТОМ ФГОС 6
3. ПРОБЛЕМАТИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИКТ В ДОУ 8
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ: 10
ВВЕДЕНИЕ
Информационно-коммуникационные технологии в образовании представляют собой комплекс учебно-методических материалов, технических и инструментальных средств вычислительной техники в учебном процессе.
Публикация «Использование ИКТ в образовательном процессе в ДОУ с учетом ФГОС» размещена в разделах
Использование ИКТ является одним из приоритетов образования. Согласно новым требованиям ФГОС, внедрение инновационных технологий призвано, прежде всего, улучшить качество обучения, повысить мотивацию детей к получению новых знаний, ускорить процесс усвоения знаний.
Специфика внедрения персонального компьютера в процесс воспитания дошкольников заключается в использовании компьютера как средства воспитания и развития творческих способностей ребенка, формирования его личности, обогащения интеллектуальной сферы дошкольника и существенно позволяет расширить возможности педагога.
Одним из инновационных направлений являются компьютерные и мультимедийные технологии. Применение информационно-коммуникационных технологий в дошкольном образовании становится все более актуальным, так как позволяет средствами мультимедиа, в наиболее доступной и привлекательной, игровой форме развить логическое мышление детей, усилить творческую составляющую учебного процесса.
1. ФГОС ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В октябре 2013 года был принят федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. В данном стандарте прописаны обязательные требования к дошкольному образованию.
Отметим, что внедрение в систему образования стандартов второго поколения, так называемых ФГОС, ознаменовало кардинальные изменения в образовательном процессе. Новые стандарты ориентированы на результаты освоения основных образовательных программ. Под результатами понимается не только предметные знания, но и умение применять эти знания в практической деятельности.
В основе стандарта дошкольного образования заложены следующие основные положения:
• Принцип уникальности детства как важного этапа развития человека;
• Принцип равноправного уважительного взаимодействия взрослых (родителей и педагогов) и детей;
• Принцип игровой деятельности специфической для детей данной возрастной группы.
При этом стандарт дошкольного образования учитывает индивидуальные потребности и особенности ребенка. Вводится такое понятие как «образовательные потребности» ребенка, которые зависят от различных факторов, таких как состояние здоровья ребенка, индивидуальные потребности и прочее.
Стандарт дошкольного образования в процессе своей реализации направлен на решение следующих задач:
1) сохранение и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
2) обеспечения равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства;
3) обеспечения преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней;
4) создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого
состояние здоровья ребенка, индивидуальные потребности и прочее.
Стандарт дошкольного образования в процессе своей реализации направлен на решение следующих задач:
1) сохранение и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
2) обеспечения равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства;
3) обеспечения преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней;
4) создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка;
5) объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс;
6) формирования общей культуры личности детей;
7) обеспечения вариативности и разнообразия содержания Программ и организационных форм дошкольного образования;
8) формирования социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;
9) обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
На основе данных принципов дошкольное образовательное учреждение (ДОУ) должно выстроить свою работу таким образом, чтобы иметь возможность реализовать поставленные задачи и создать условия для «позитивной социализации ребенка, его всестороннего личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности».
Таким образом, в соответствии с принятыми ФГОС, дошкольное образование впервые стало самостоятельным уровнем общего образования.
2. ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦТОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ДОУ С УЧЕТОМ ФГОС
В условиях внедрения ФГОС второго поколения в образовательный процесс, использование ИКТ в дошкольном учреждении осуществляется в различных игровых технологиях.
Выделяют следующие технологии:
1. Компьютерные игры – развлекательные, обучающие, развивающие, диагностические, сетевые игры. В работе с дошкольниками педагоги используют в основном развивающие, реже обучающие и диагностические игры. Выделим:
• развивающие игры (игры на развитие математических представлений, игры на развитие фонематического слуха и обучения чтению, игры для музыкального развития);
• игры, направленные на развитие основных психических процессов;
• Игры как прикладные средства, созданные с целью художественно-творческое развитие детей.
2. Интерактивное обучение, которое позволяет стимулировать познавательную активность детей и участвовать в освоении новых знаний. Речь идет о созданных педагогами играх, которые соответствуют программным требованиям. Эти игры предназначены для использования на занятиях с детьми. Интерактивные игровые средства позволяет создавать программа PowerPoint.
3. Технология комплексных (интегрированных) занятиях (досугах, т. е. технология разрабатывается по какой-либо из образовательных областей (музыка, художественная литература, познание). Занятия включают в себя разнообразную продуктивную деятельность детей.
При этом отметим, что выбор компьютерных игровых средств играет важную роль для использования ИКТ в воспитательно-образовательном процессе. В настоящее время выбор различных компьютерных игровых программных средств для дошкольников достаточно широк. Оговоримся, что большинство из игровых технологий не рассчитаны на реализацию задач, поставленных в ФГОС. Соответственно, данные технологии могут использоваться лишь частично, преимущественно с целью развития психических процессов : внимания, памяти, мышления.
Отметим, что на современном этапе ИКТ в дошкольном образовательном учреждении используется в основном для автоматизированных систем управления. Данная технология реализуется в учреждении с целью осуществления управления, организации педагогического процесса, методической службы. Использование ИКТ в ДОУ обеспечивает планирование, контроль, мониторинг, координацию работы педагогов, специалистов, медиков. В этом случае использование ИКТ способствует оптимизации деятельности ДОУ, повышению его эффективности в условиях инклюзивного обучения и воспитания дошкольников, расширению границ образовательного пространства за счет активного включения родителей и детей, не посещающих детский сад.
Таким образом, ФГОС предусматривает и дает возможность использовать информационно-коммуникационные технологии в условиях образовательного процесса в дошкольном учреждении.
3. ПРОБЛЕМАТИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИКТ В ДОУ
Отметим, что в образовательном процессе при внедрении икт с учетом ФГОС в дошкольное учреждение возникает ряд проблем. Исследователи выделяют следующие:
• При внедрении ИКТ как игровой технологии возникают вопросы, связанные с возникновением негативных проявлений использования данных средств (влияние игры на состояние психического и физического здоровья ребенка, отказ от коммуникаций, возникновение ранней компьютерной зависимости);
• При внедрении компьютерных технологий обучения в детских садах возникают трудности экономического характера (техническая поддержка);
• Проблема профессиональной компетенции педагогов, не только использование современной техники, но и умение создавать собственные образовательные ресурсы.
Обратим внимание, что в периодической печати в последнее время ведется дискуссия по проблеме разработки и внедрения информационно-коммуникационных технологий в ДОУ. Ведущие ученые и специалисты в области дошкольного образования высказывают свою позицию с различных методологических подходов.
К негативным последствиям внедрения ИКТ в образовательный процесс ДОУ относят :
• влияние компьютера на здоровье детей (малоподвижность, ухудшение зрения, головные боли и др.);
• зацикливание ребенка на компьютерной игре (уход от реальности, погружение в виртуальный мир и др.);
Тем не менее, выделяют и положительные последствия дозированного использования ИКТ в детский садах :
• использование развивающих игр способствует развитию детей;
• коллективное участие в игре помогает избежать зависимости;
• дети привыкают оценивать ситуацию, не погружаясь полностью в виртуальный мир.
Исследователи отмечают, что использование ИКТ должно быть направлено на развивающий компонент образовательного процесса. Целесообразно использовать информационные технологии в развитии познавательных способностей дошкольников. Грамотное использование технических информационных средств позволяет расширить возможности образовательного процесса.
На сегодняшний день необходимо решить задачу развития ИКТ в дошкольном образовательном учреждении с учетом ФГОС. Создание образовательных комплексов как средства обучения и как компонента воспитательно-образовательной системы ДОУ в соответствии с ФГОС, должно включать в себя средства для образования, воспитания и развития детей.
Таким образом, комплекс ИКТ доступен всем педагогам, и может быть использован для повышения качества образовательного процесса.