Анна Остапенко
Приемы активизации развития воображения и творчества в коррекционной деятельности при организации ООД по ФЭМП
▼ Скачать + Заказать документы
Психологи и педагоги дошкольных образовательных учреждений уделяют большое внимание развитию воображения у детей. Творческая личность невозможна без хорошо развитого воображения. Благодаря ему человек творит, разумно планирует свою деятельность и управляет ею. Воображение выводит человека за пределы реальности, напоминает ему о прошлом, открывает будущее. Обладая богатым воображением, он может "жить" в разном времени, что не может себе позволить ни одно другое существо в мире.
Публикация «Приемы активизации развития воображения и творчества в коррекционной деятельности при организации ООД по ФЭМП» размещена в разделах
- Воображение. Развитие воображения у детей
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Коррекционные занятия. Конспекты для коррекционных групп
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2023
Воображение является основой наглядно - образного мышления, позволяющего человеку ориентироваться в ситуации и решать задачи без практических действий.
В среднем дошкольном возрасте преобладает воссоздающее воображение, которое представляет собой создание образов, описываемых в стихах, сказках, рассказах взрослого. Особенности этих образов зависят от опыта ребенка, информации, накопившейся в его памяти, и уровня понимания того, что он слышит от взрослых, видит на картинках. Дошкольники этого возраста верят в образы, возникающие в воображении, почти как в реальные явления. Однако возникающие образы разрознены, не объединяются в целостную картину, зависят от изменяющихся внешних условий, которые каждый раз служат поводом для появления новых.
В старшем дошкольном возрасте активное воображение ребенка приобретает самостоятельность. В воображении возникают замысел в форме наглядной модели, схемы воображаемого предмета, явления, события и последующего дополнения ее деталями.
Приобретая активный характер, воображение ребенка значительно полнее точнее, чем раньше, воспроизводит действительность. Ребенок перестает путать действительное и вымышленное, реальное и фантастическое.
Воображение старшего дошкольника может приближаться к творческому воображению взрослого. Основа активного воображения старшего дошкольника - сюжетно - ролевая игра и режисерская игра. Рождаясь в игре, активное воображение переносится в другие виды деятельности - рисование, конструирование, сочинительство, математику.
Практика показала, что развитие активного воображения у дошкольников хорошо осуществляется с помощью подобранных этюдов, игр - путешествий, игр - импровизаций.
Эффективность развития воображения повышается, если педагог более детально описывает то, что должны представить и изобразить дети. Очень важно взрослому самому в воображении детально видеть то, что он описывает детям, тогда и они это увидят.
У детей 5 -6 лет, когда появляется произвольность в запоминании, воображение из репродуктивного превращается в творческое., оно соединяется с мышлением, включается в процесс планирования действий. Деятельность детей приобретает осознанный, целенаправленный характер.
К концу дошкольного периода у части детей воображение представлено в двух основных формах:
1) произвольное, самостоятельное порождение ребенком какой - либо идеи;
2) возникновение воображаемого плана ее реализации.
Воображение у дошкольников выполняет несколько функций:
1) познавательно - интеллектуальную;
2) аффективно - защитную.
Познавательная функция позволяет ребенку лучше узнавать окружающий мир, легче решать поставленные перед ним задачи.
Аффективно - защитная функция воображения обеспечивает защиту ранимой души ребенка от чрезмерных переживаний и травм.
Игры для развития воображения ребенка с успехом могут быть использованы для своеобразного символического разрешения конфликтных ситуаций.
К 6 - 7 годам у детей нет столь тесной зависимости от игрового материала, и воображение может находить опору в таких предметах, которые не похожи на замещаемые. Образам воображения в этом возрасте присущи яркость, наглядность, подвижность.
Старший дошкольный возраст является чувствительным для формирования воображения. Именно в этом возрасте происходит активизация воображения : сначала репродуктивного, воссоздающего (позволяющего представлять сказочные образы, а затем творческого (которое обеспечивает возможность создания нового образа).
Значение воображения в психическом развитии велико, оно способствует лучшему познанию окружающего мира, развитию личности ребенка. Но воображение не должно перерастать в пассивную мечтательность.
Воображение — великая сила. С его помощью можно полететь на Луну, отправиться в путешествие по древнему миру и представить себе лицо далекого друга.
Но воображение, как любая психологическая функция ребенка, требует педагогической заботы, если мы хотим, чтобы оно развивалось.
Наиболее успешно становление воображения происходит в игре, а также на занятиях рисованием, конструировании, математики, когда ребенок начинает «сочинять», «воображать», сочетая реальное с воображаемым.
Работа по формированию воображения должна представлять собой систему поэтапного обучения с постепенным нарастанием сложности. Занятия могут проводиться как фронтально, так и малыми группами или же индивидуально.
Отдельные задания и упражнения могут вплетаться в занятия по развитию речи, математики, рисованию и вводиться в свободное время как игра. В задачи таких занятий входят, во-первых, расширение кругозора детей, обогащение их сенсорного опыта, «включение» всех анализаторов — для создания более полной и обширной основы для воображения, а во-вторых, активизация и развитие речи, обучение детей комбинированию и воспроизведению опыта, приемам оперирования представлениями — для развития собственно воображения.
Но самое важное условие раскрытия творческих способностей детей — это создание общей атмосферы принятия, свободы, возможности для каждого ребенка пережить опыт своей успешности, «момент достижения». Такая задача требует от взрослых особого внимания. При выполнении заданий детям могут оказываться разные виды помощи: кому-то из них достаточно ободряющей улыбки, кто-то нуждается в дополнительных разъяснениях, некоторым требуется и совместная работа со взрослым. В любом случае взрослый строит общение таким образом, чтобы по возможности каждый ребенок мог публично порадоваться результату своего собственного или общего со взрослым творчества. Дети могут также делиться своими достижениями друг с другом, помогать друзьям, выполнять задания в группах.
Аналогичные задания с упрощенным содержанием используются и при работе с детьми с проблемами развития (задержка психического развития, умственная отсталость). Таким детям требуется большая мера помощи и они чаще нуждаются в совместном со взрослым выполнении многих заданий, однако занятия оказывают заметное положительное влияние на развитие каждого ребенка.
Огромную роль в умственном воспитании и в развитии воображения ребёнка играет математика. Математика – один из наиболее трудных учебных предметов. Следовательно, одной из наиболее важных задач воспитателя и родителей - развить у ребенка интерес к математике в дошкольном возрасте. А детство невозможно представить без потешек, считалок, загадок, словом без устного народного творчества. Поэтому приобщение к математике через использование устного народного творчества поможет ребенку быстрее и легче усваивать образовательную программу.
Математика обладает уникальным развивающим эффектом. Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности.
Многие родители полагают, что главное при подготовке к школе - это познакомить ребенка с цифрами и научить его писать, считать, складывать и вычитать. Однако при обучении математике по учебникам современных развивающих систем эти умения очень недолго выручают ребенка на уроках математики. Запас заученных знаний кончается очень быстро, и несформированность собственного умения продуктивно мыслить приводит к появлению «проблем с математикой». Как следствие теряется интерес к предмету, появляется страх, что - это не понять и т. п.
Обучение математике не должно быть скучным занятием для ребенка, к тому же у народа существует огромное количество произведений устного народного творчества для малышей. Дело в том, что детская память избирательна. Ребенок усваивает только то, что его заинтересовало, удивило, обрадовало или испугало. Он вряд ли запомнит что-то неинтересное, даже если взрослые настаивают.
На развитие воображения детям могут предлагаться следующие задания.
Задание 1. Дорисуй картинку
Задание 2. Узнай предметы и нарисуй их
Задание 3. Кто больше придумает и нарисует
Задание 2. Небывальщина
Задание 3. Дорисуй картинку
1. Задачи на внимание.
2. Задачи на объемно-пространственное мышление.
3. Задачи на классификацию
В настоящее время всем очевидна необходимость подготовки учащихся к творческой деятельность. В связи с этим повышается роль детского сада в воспитании активных, инициативных, творчески мыслящих людей.
Развитие творческих возможностей детей важно на всех этапах дошкольного обучения, но особое значение имеет формирование творчества.
Современное содержание математического образования направлено главным образом на интеллектуальное развитие дошкольников, формирование культуры и самостоятельности творчества.
Данный аспект является главным в развитии личности ребенка, так как творчество влияет на воспитанность человека. Достаточная подготовленность к мыслительной деятельности снимает психические нагрузки в учении, предупреждает неуспеваемость, сохраняет здоровье.
Развивает творчество решение задач различными способами. Выработка привычки к поиску другого варианта решения играет большую роль в будущей работе, научной и творческой деятельности. Применение различных способов решения задачи развивают не только умственные способности, но и приучает их к исследовательской работе. Именно умение и способность находить различные пути и способы решения часто приносит успех и удовлетворяет как частные так и глобальные интересы.
Результаты обучения проявляются в осознании и управлении собственной стратегией мыслительной деятельности и в освоении методов системного творчества.
Графические диктанты.
Графические диктанты уже давно применяются на НОД по ФЭМП для развития руки ребенка, его мыслительных способностей и воображения, для формирования пространственных представлений и активизации его внимания, для закрепления навыков счета.
Беседа по результатам графического диктанта научит детей выражать словами взаимное расположение предметов относительно друг друга, что развивает не только пространственное мышление, но и обогащает математический словарный запас учащихся, учит их правильно использовать математические термины. Целенаправленные вопросы развивают у детей умение перемещать фигуры на плоскости.
Если рассматривать творчество с точки зрения новизны и оригинальности решаемых задач, то можно выделить творчество творческое (продуктивное) и воспроизводящее (репродуктивное). Творчество направлено на создание новых идей, его результатом является открытие нового или усовершенствование решения той или иной задачи. В ходе творчества возникают новообразования, касающиеся мотивации, целей, оценок, смыслов внутри самой познавательной деятельности. Необходимо отличать создание объективно нового, т. е. того, что еще никем не было сделано, и субъективно нового, т. е. нового для данного конкретного человека.
Формирование творчества на НОД по ФЭМП, через решение определенного типа задач, в форме увлекательных игр, обогащает педагогический процесс, делает его более содержательным, влияет на развитие ребенка, как на творческую личность.