Григорян Евгения
Причины и условия формирования девиантного поведения детей
▼ Скачать + Заказать документы
ПРИЧИНЫ И УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ.
Одним из самых важных и в то же время наиболее сложных направлений в работе с детьми является социально-педагогическая работа с детьми с отклоняющимся (девиантным) поведением.
Асоциальное поведение - это поведение, уклоняющееся от выполнения морально-нравственных норм, непосредственно угрожающее благополучию межличностных отношений (агрессивное поведение, сексуальные девиации, вовлеченность в азартные игры на деньги, бродяжничество, иждивенчество).
Публикация «Причины и условия формирования девиантного поведения детей» размещена в разделах
У подростков (от 13 лет) преобладают следующие виды девиантного поведения : хулиганство, кражи, грабежи, вандализм, физическое насилие. В детском возрасте (от 5 до 12 лет) наиболее распространены такие формы, как насилие по отношению к младшим детям или сверстникам, жестокое обращение с животными, воровство, мелкое хулиганство и т. д.
В подростковом возрасте наиболее распространены уходы из детского дома, бродяжничество, школьные прогулы или отказ от обучения, ложь, агрессивное поведение, граффити, субкультурные девиации (сленг, шрамирование, татуировки).
У детей чаще встречаются побеги из детского дома, бродяжничество, школьные прогулы. Агрессивное поведение, злословие, ложь, воровство, вымогательство (попрошайничество, курение и токсикомания.
Причины возникновения девиантного поведения.
1. Безусловно, биологические факторы (последствия патологии беременности, родовой травмы, тяжелые или хронические заболевания детского возраста, травмы головы) играют свою роль, снижая адаптивные возможности, но они не являются фатальными в развитии зависимого поведения. Удается ли человеку конструктивно преодолевать свои негативные жизненные ситуации (стрессы, конфликты, зависит не только от его физического здоровья, сколько от его личностного потенциала.
2. Доказана связь между недостаточной способностью преодолевать стрессы, переживать конфликты, эмоциональные трудности и зависимостью. Так печаль, горе, подавленность, чувство одиночества, отвержения заставляют человека искать облегчения душевного дискомфорта. Чувство страха, унижения, несправедливости, разочарования, особенно у подростков, может замещаться агрессией, насилием.
3. Отсутствие социальных умений, умения противостоять давлению, общеучебных умений повышает вероятность употребления психоактивных веществ (ПАВ)
4. Незрелость мотивационной сферы. Источником употребления ПАВ могут стать следующие мотивы: желание подражать старшим или авторитетным сверстникам, протестные реакции («назло», месть, направленные против старших (родителей, педагогов); любопытство; подчинение давлению и угрозам; отсутствие жизненных целей; отсутствие мотивации достижения, преобладание избегающей мотивации.
5. Наличие иррациональных деструктивных убеждений. Например: «Я уже взрослый. Поэтому должен (могу) курить. Взрослые пьют спиртное. Я взрослый и поэтому могу пить спиртное. Праздники должны отмечаться употреблением спиртного. Встречи друзей должны проходить за спиртными напитками».
6. Низкая самооценка:
• неумение отстаивать свою точку зрения, некритичное присоединение к мнению других людей, зависимость от мнения авторитетов создают предпосылки к несамостоятельности, безответственности ребенка, к отвержению его группой, к невозможности противостоять ее давлению;
• неуважение к себе, своим потребностям, чувствам и телу, неудовлетворенность жизнью, своими отношениями, внешностью, способностями и возможностями создают предпосылки к подавлению чувств, усилению стресса, а также предуготавливают для ребенка роль «жертвы» (суицид, интоксикация, изнасилование, сексуальная эксплуатация);
• отказ от деятельности при столкновении с малейшими трудностями, неуверенность в себе, тенденция к уходу от реальности в стрессовой ситуации.
Низкая самооценка лежит в основе любого девиантного поведения подростка и является самым коротким путем к развитию зависимостей.
Самооценка формируется в детстве из оценок близких людей - родителей и воспитателей. Ребенок может научиться ценить себя, только чувствуя, как ценят его взрослые. Если его хорошие качества (достоинства) выдвигаются воспитателем на первый план. То эти качества пробуждаются и укрепляются.
Важным моментом в понимании поведения подростков и влияния индевидуально-психологических элементов на их формирование является исследование характера.
Влияние внешней среды обусловлено экономическими, политическими, социальными и культурными, бытовыми и другими факторами.
Ученые провели экспертное исследование с целью выявления внешних факторов риска формирования отклоняющегося поведения.
Выявлено, что внешними факторами, которые негативно влияют на развитие поведения детей, на которые социальный педагог, воспитатель должен реагировать и которые должен учитывать в своей работе с трудновоспитуемыми, являются:
1) Процессы, происходящие в обществе:
• несовершенство законов в работе правоохранительных органов;
• пропаганда насилия и жестокости в средствах массовой информации;
• доступность табачной, алкогольной продукции, токсичных и наркотических веществ.
2) Состояние семейного воспитания, и психологическая атмосфера в семье:
• увеличение количества неполных семей;
• материальное положение семьи (как бедность, так и богатство);
• низкий социально-культурный уровень семейных традиций;
• стиль воспитания в семье (отсутствие единых требований к ребенку,
бесправие ребенка);
• удовлетворение потребностей детей;
• асоциальное поведение членов семьи;
Факторы риска, вызванные организацией школьной жизни:
1. Недосказанность организаций управления процессами обучения и воспитания;
2. Недостаточное материальное обеспечение школы;
3. Профессиональная несостоятельность части учителей, которая выражается в непонимании детской психологии, возрастной психологии; авторитарный или стиль работы во взаимодействии в системе “учитель - ученик”;
4. Низкий уровень развития учебной мотивации детей, которые впервые идут в школу.
Перечисленные факторы риска носят внешний, объективный характер. Но, природные предпосылки отдельных особенностей психики, которые действуют через социальные факторы, могут привести к формированию различных девиантных проявлений :
• стремление к уходу от активной общественной жизни, отклонения от своих общественных обязанностей, нежелание решать свои личностные и общественные проблемы - социально-пассивная направленность девиантного поведения;
• отклонения поведения, которые проявляются в поступках и правонарушениях, связанных со стремлением получить материальную, денежную и имущественную пользу;
• отклонения поведения, проявляющиеся в действиях против личности другого человека, то есть агрессивная направленность.
Таким образом, девиантное поведение по содержанию, так и по степени общественной опасности, может проявляться в различных социальных отклонениях - от нарушения норм морали и незначительных правонарушений до тяжких преступлений.