Татьяна Гальцева
Особенности работы с детьми девиантного поведения
▼ Скачать + Заказать документы
Известный социолог И. С. Кон уточняет определение девиантного поведения, рассматривая его как систему поступков, отклоняющихся от общепринятой или подразумеваемой нормы, будь то нормы психического здоровья, права, культуры и морали. Девиантное поведение подразделяется на две большие категории:
1. Во-первых, это поведение, отклоняющееся от норм психического здоровья, подразумевающее наличие явной или скрытой психопатологии (патологическое).
Темочки:
2. Во-вторых, это антисоциальное поведение, нарушающее какие-то со-циальные, культурные и особенно правовые нормы. Когда такие поступки незначительны, их называют правонарушениями, а когда серьезны и наказываются в уголовном порядке — преступлениями.
Под отклонениями в поведении детей понимаются такие его особенности и их проявления, которые не только обращают на себя внимание, но и настораживают воспитателей (родителей, учителей, общественность). Эти особенности поведения не только свидетельствуют об отклонениях от общепринятых норм, требований, но и несут в себе зачатки, истоки будущих проступков, нарушений нравственных, социальных, правовых норм, требований закона, представляют собой потенциальную угрозу субъекту поведения, развитию его личности, окружающим его людям, обществу в целом.
Отклонения в поведении детей и подростков могут быть обусловлены следующими группами причин:
а) социально-педагогической запущенностью, когда ребенок ведет себя неправильно в силу своей невоспитанности, отсутствия у него необходимых позитивных знаний, умений, навыков или в силу испорченности неправильным воспитанием, сформированностью у него негативных сте-реотипов поведения;
б) глубоким психическим дискомфортом, вызванным неблагополучием семейных взаимоотношений, отрицательным психологическим микроклиматом в семье, систематическими учебными неуспехами, не сло-жившимися взаимоотношениями со сверстниками в коллективе, неправильным (несправедливым, грубым, жестоким) отношением к нему со стороны родителей, педагогов, друзей и т. д. ;
в) отклонениями в состоянии психического и физического здоровья и развития, возрастными кризами, заострение определенных психических свойств характера и другими причинами физиологического и психоневрологического свойства;
г) отсутствием условий для самовыражения, разумного проявления внешней и внутренней активности; незанятостью полезными видами деятельности, отсутствием позитивных и значимых социальных и личных, жизненных целей и планов;
д) безнадзорностью, отрицательным влиянием окружающей среды и развивающейся на этой основе социально-психологической дезадаптацией, смещением социальных и личных ценностей с позитивных на негативные. Особую роль и значение в этой цепи причин играет социально-педагогическая безнадзорность детей и подростков, развивающаяся на фоне равнодушного, невнимательного отношения к ним окружающих. В итоге зарождаются чувства одиночества, заброшенности, своей ненужности, незащищенности. Возникают чувства протеста, отчуждения, неприязни по отношению к взрослым, стремление к объединению, кооперации, самоорганизации на основе еди-номыслия, общности судьбы, интересов и склонностей.
Работа по профилактике отклонений в развитии личности и поведении детей эффективна лишь в том случае, если осуществляется на основе:
1) успешности образовательной деятельности (учения);
2) эмоционально положительной;
3) психологической защищенности.
При построении социально-педагогической реабилитационной программы работы с детьми девиантного поведения в качестве базовых учитываются следующие положения:
1. Опора на положительные качества несовершеннолетнего.
2. Формирование будущих жизненных устремлений.
3. Помимо деятельности, связанной с его дальнейшей судьбой, необходимо включение несовершеннолетнего, склонного к девиантному поведению, в значимую для него и общественно-полезную деятельность.
4. Глубокая доверительность и уважение во взаимоотношениях с ребенком.
Итак, девиантное поведение детей — явление комплексное и сложное. Оно может иметь внешние и внутренние причины. Девиантное поведение связано с индивидуально-типологическими особенностями личности, которые создают благоприятную либо неблагоприятную основу для воздействия негативных внешних, социальных и внутренних факторов. Возникая на уровне ситуативных поведенческих реакций при определенном сочетании указанных факторов, девиантное поведение, закрепляясь, приводит к устойчивым формам отклонений в поведении. При этом складывается дезадаптивное (неприспособленное) поведение детей, которое осложняет их социализацию в обществе в целом. Работа психолога с девиантными детьми должна основываться как на симптоматическом подходе (работа с конкретными симптомами отклонений, так и профилактическом подходе (снятие причин, факторов и условий, их провоцирующих).
Надо сказать, что учебные заведения для девиантных детей есть разные. В большинстве же случаев дети с девиантным поведением обучаются в открытых образовательных учреждениях. Вот только условия обучения разительно отличаются.
Первая отличительная черта – это наполняемость групп (5–10 учащихся). Вторая – количество работников учреждения, приходящееся на одного воспитанника.
И это не прихоть, а реальная необходимость. Ведь детей там не карают и не просто учат, но еще и лечат. Лечат не только физические раны, а что гораздо сложнее – раны душевные.
Литература
1. Алмазов Б. Н. Психическая средовая дезадаптация несовершеннолетних. Свердловск, 1986.
2. Асеев В. Т. Мотивация поведения и формы поведения личности. М., 1976.