Анастасия Риттер
Педагогические условия формирования основ безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
При формировании основ безопасного поведения у детей старшего
дошкольного возраста можно выделить следующие педагогические условия :
– разработка и внедрение комплекса мероприятий с использованием
художественной литературы по формированию основ безопасного поведения
у детей старшего дошкольного возраста; ;
– создание развивающей предметно-пространственной среды для
формирования основ безопасного поведения у детей старшего дошкольного
Публикация «Педагогические условия формирования основ безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
возраста.
Проанализируем данные педагогические условия подробно.
Разработка и внедрение комплекса мероприятий с использованием
художественной литературы по формированию основ безопасного поведения
у детей старшего дошкольного возраста. .
Особую роль в формировании суждений и оценок у детей играет
художественная литература. Исследования А. В. Запорожца, которые были
посвящены изучению восприятия дошкольниками сказки, позволили
выделить следующие особенности. Ребенка не удовлетворяют
неопределенные ситуации, когда неизвестно, кто хороший, а кто плохой.
Дети сразу же стремятся выделить положительных героев и безоговорочно
принимают их позиции. А по отношению ко всем, кто препятствует
осуществлению их замыслов, становятся в резко отрицательное отношение.
При слушании литературного произведения дошкольник занимает позицию «внутри него». Он стремится подражать любимым героям. Так возникают механизмы нравственной идентификации, внутреннее действие в
воображаемом плане, обогащается личный опыт ребенка, ведь он активно
переживает события, в которых не участвовал. .
Литературные персонажи фиксируются в сознании ребенка в
соответствии с определенной характеристикой. Дошкольнику очень трудно
отнести себя к отрицательному персонажу. Так, ребенок, даже понимая, что
нарушил нравственную норму, не может отождествлять себя с Карабасом, а
утверждает, что поступил как Буратино. Дети не осознают мотивов своего
отношения к герою, просто оценивая его как «плохой» или «хороший».
Старшие дошкольники понимают моральную сторону народных сказок. Отрицательная моральная сторона поступков героев вызывает резкий протест и возмущение. Дети сознательно встают на сторону добра.
В возрасте 3-7 лет у детей складываются этические эталоны-образцы,
которые содержат более или менее обобщенное представление о
положительном или отрицательном поведении в жизненных ситуациях.
Дошкольник соотносит свое поведение не только с конкретным взрослым, но и с обобщенным представлением. То есть внешний образец поведения взрослого переходит во внутренний план, расширяя возможности
нравственного развития личности. .
В дошкольном возрасте у детей активно развивают интерес и любовь к
художественной литературе. Значительно усложняются задачи, которые
педагог должен решать, знакомя ребенка шестого года жизни с
произведениями различных жанров. У детей воспитывают способность
замечать некоторые выразительные средства. Учат определять и
мотивировать свое отношение к героям произведения. Формируют
нравственные критерии оценки. .
Одним из аспектов использования произведений художественной
литературы в воспитании навыков безопасного поведения детей является
воспитание навыков безопасного поведения детей через сказку.
В соответствии с программой дошкольников знакомят с различными
сказками. В их числе русские народные сказки «Гуси-лебеди», «Сивка-
бурка», «По щучьему веленью», сказки Пушкина «Сказка о золотом
Петушке», «Сказка о царе Салтане», сказки народов мира «Карлик нос»
В. Гауф, «а также авторские: «Золотой ключик или приключения Буратино»
А. Толстой, «Каменный цветок» П. Бажов, «Кот в сапогах» Ш. Перро и т. п.
Общие изменения в общественной жизни вызвали необходимость
включить в программу основ безопасности жизнедеятельности дошкольников новое содержание (например, раздел «Ребёнок и другие люди»).
Современных детей необходимо обучать особым навыкам, чтобы они смогли избежать самых разнообразных опасностей. Необходимо научить детей оценивать окружающую обстановку, определять потенциальную опасность или подозрительную ситуацию и адекватно на неё реагировать.
Ребёнок должен понимать, что именно может быть опасным в общении
с другими людьми. Необходимо рассказать детям об опасности контактов с
незнакомыми (людьми) взрослыми. Большинство детей считает, что
опасными бывают люди с неприятной внешностью, «бородатые дяди» или
неприятно одетые люди. А молодые, хорошо одетые симпатичные женщины,
девушки или юноши не могут причинить вред так же, как и любой человек с
открытой дружелюбной улыбкой. .
Здесь нам помогут сказки. .
Чудовище в «Аленьком цветочке» оказалось добрым заколдованным
принцем. Золушка была одета в лохмотья, испачкана сажей и золой, но была
доброй. Хорошим подтверждением несовпадения приятной внешности и
добрых намерений является «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях» А.
С. Пушкина, в которой злая мачеха прикинулась доброй старушкой и дала
царевне отравленное яблоко. А царевна нарушила правило безопасности :
нельзя брать угощение от незнакомых людей.
Другая типично опасная ситуация контакта с незнакомыми людьми:
взрослый уговаривает ребёнка пойти с ним куда-то, обещая дать или показать что-то интересное. Необходимо научить детей говорить нет людям которые хотят их куда-то увести без разрешения родителей