саковец оксана
Эмоциональное развитие ребенка посредством театральной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Огромную, ни с чем несравнимую радость доставляет детям театр, праздничное и радостное представление. Дошкольники очень впечатлительны, они особенно поддаются эмоциональному воздействию. В силу особенности мышления детей театрализация художественных произведений помогает им ярче и правильнее воспринимать содержание этих произведений.
Воспитательные возможности театрализованной деятельности огромны : ее тематика не ограничена и может удовлетворить любые интересы и желания ребенка. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии – через образы, краски, звуки, музыку, а умело поставленные воспитателем вопросы побуждают думать, анализировать, делать выводы и обобщения. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи. Исполняемая роль, особенно диалог с другим персонажем, ставит маленького актера перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться.
Темочки:
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2018
Театрализованная деятельность позволяет раскрыть творческий потенциал каждого ребенка, воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам, повышать его самооценку и испытывать чувство радости от своего и совместного творчества.
Именно во время занятий театрализованной деятельностью у дошкольников развиваются разнообразные чувства и эмоции. В каждой группе детей пяти - шести лет есть шумные, пассивные, зажатые, закомплексованные дети. Такое поведение психологи связывают с отрицательными эмоциональными переживаниями, которые развивают эмоциональное неблагополучие. Для того чтобы помочь таким детям эмоционально раскрепоститься, снять зажатость, необходимо использовать возможности театрального искусства.
Театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа, преодолевая робость, неуверенность в себе, застенчивость, развивает умение пользоваться интонациями, выражающими разнообразные эмоциональные состояния (грустный, радостный, удивленный, жалобный, сердитый).
Взаимосвязь между театрализованной деятельностью и эмоциональным состоянием детей проявляется в двух аспектах: становление и совершенствование игровой деятельности влияет на возникновение и развитие эмоций; сформировавшиеся эмоции влияют на развитие игровой деятельности. Эти закономерности проявляются по-разному, в зависимости от возраста детей, уровня развития театрализованных навыков и умений.
Исходя из конкретного предметного содержания, которое является непосредственным источником детских эмоций, можно говорить о следующих основных линиях развития эмоционального поведения ребенка в театрализованной деятельности :
- развитие эмоционального отношения ребенка к театрализации как деятельности в целом;
- развитие эмоций, возникающих в ходе передачи игрового и сказочного образа;
- развитие эмоциональных отношений со сверстниками в процессе театрализованной деятельности.
Формы театрализованной деятельности в ДОУ :
- совместная театрализованная деятельность взрослых и детей (театральные занятия, инсценировки, этюды, праздники, развлечения);
- самостоятельная театрализованная деятельность дошкольников : театрализованные игры - режиссерские и игры - драматизации;
- театрализованная деятельность в других видах деятельности, кружковая работа, а также посещение театров.
Театрализованная деятельность в ДОУ организуется в утренние или вечерние часы, а также включается содержание занятий по музыкальному воспитанию, изобразительной деятельности, развитию речи.
В театрализованных играх дети осваивают способы эмоционального выражения, знакомятся с чувствами, настроениями окружающих, испытывают самые разнообразные эмоции : восторг, удивление, радость, грусть. Это и положительное отношение к проявлению доброты, и осуждение грубости, равнодушия.
Театрализованная игра имеет большое сходство с сюжетно-ролевой игрой. Дети принимают на себя определенную роль, действуют в соответствии с этой ролью, обогащают свое поведение за счет средств мимики и пантомимики. Во время игры ребёнок чувствует себя раскованно, свободно. Эмоциональный подъем в игре помогает дошкольнику преодолеть негативизм по отношению к другим детям, принять их как партнеров.
Театрализованные игры имеют готовый сюжет или основаны на художественных произведениях. Для того, чтобы понять каким будет тот или иной герой, дошкольник должен представить его состояние, внутренний мир, проанализировать его поступки, выявить сильные и слабые стороны его характера. Театрализованная деятельность формирует опыт социальных навыков поведения, так как каждое литературное произведение для дошкольников всегда имеет нравственную направленность. Благодаря этому ребенок может опосредованно решать проблемную ситуацию от лица своего персонажа, что способствует формированию социальных эмоций.
Театрализованные игры делятся на режиссерские и игры -драматизации. В режиссерской игре дошкольник играет роль сказочного персонажа, используя интонацию и мимику. Пантомима ограничена, поскольку ребенок может действовать с неподвижной фигурой или игрушкой. Важная особенность этих игр состоит в том, что дети учатся предвидеть результат своей деятельности. Это позволяет развивать у дошкольников эмоциональное предвосхищение. Режиссерские игры классифицируют в соответствии с разнообразием театров в группе.
Игры - драматизации основаны на собственных действиях исполнения роли. В играх - драматизациях дети раскрепощаются, создают образы с помощью комплекса средств выразительности (интонация, мимика, пантомима). Это позволяет ребенку сблизиться с героем художественного произведения, пережить его победы и поражения, счастье и беду, проявить сочувствие и эмоциональную отзывчивость. Отдельно выделяют в играх - драматизациях импровизацию.
Таким образом, театрализованная деятельность является неисчерпаемым источником развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий ребенка, приобщает его к духовному богатству, заставляет волноваться, сопереживать персонажам и событиям.
Список используемой литературы:
1. Антипина А. Е. Театрализованная деятельность в детском саду. - М. : ТЦ Сфера, 2009. - 128 с.
2. Дворецкая, Л. В. Театрализованные игры как средство эмоционально-личностного развития дошкольников / Л. В. Дворецкая // Дошкольная педагогика. - 2008. - № 8. - С. 30-33.
3. Доронова Т. Н. Театрализованная деятельность как средство развития детей 4-6 лет. В соответствии с ФГОС ДО. - М. : Обруч, 2014. - 160 с.
4. Маханева М. Д. Занятия по театрализованной деятельности в детском саду. - М. : - ТЦ Сфера, 2009. - 128 с.
5. Широкова Г. А. Развитие эмоций и чувств у детей дошкольного возраста. -Ростов н/ Д: Феникс, 2008. - 304 с.