Светлана Пиркова
Проект «История игрушек из Детского альбома» для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Музыкально-педагогический проект
для детей старшего дошкольного возраста.
История игрушек из «ДЕТСКОГО АЛЬБОМА» П. И. ЧАЙКОВСКОГО
Подготовила проект:
музыкальный руководитель
Пиркова Светлана Станиславовна
Актуальность:
Музыка П. И. Чайковского вот уже больше века волнует сердца слушателей, а в 2015 году отмечался 175 –летний юбилей со дня рождения П. И. Чайковского. Его музыка понятна всем благодаря своей напевности, благозвучию и красоте мелодии. П. И. Чайковский сочинял свою музыку на основе русских народных песен и православной церковной музыки. Широта русской души, простор музыкальных мыслей облачены в чёткую музыкальную форму, последовательную гармоничность и выразительность мелодии. Многогранность таланта П. И. Чайковского вылилась в разнообразные музыкальные жанры: симфонии, концерты, оперы, балеты, романсы, пьесы для фортепиано. Его музыка понятна как детям, так и взрослым. У музыки П. И. Чайковского нет никаких ограничений!
«Я желал бы всеми силами души, чтобы музыка моя распространялась, чтобы увеличивалось число людей, любящих её, находящих в ней утешение и опору», - писал П. И. Чайковский. Нам остаётся только слушать, сопереживать или наслаждаться.
Но чтобы лучше понимать музыку - мало только слушать её, ещё нужно уметь понимать и чувствовать ее, наслаждаться ее звучанием, различать средства музыкальной выразительности, высказывать свои мысли о музыкальных образах, характере музыки. Для это нужно, чтобы музыка окружала ребенка с самого раннего детства. Ведь с детства начинается всё, в том числе культура – и общая, и художественная, т. е связанная с приобщением к искусству. Основы её закладываются в детском саду на музыкальных занятиях, в процессе театральной деятельности, а также на занятиях ИЗО. Именно поэтому, в ДОУ большое внимание уделяется музыкально-художественному развитию детей. Ведь данный период жизни ребенка очень важен с точки зрения развития его способностей, формирования его вкусов и предпочтений, становления ребенка как личности в целом.
Благодаря интеграции разных образовательных областей у ребёнка формируется высокохудожественный вкус, общая культура личности, развиваются музыкальность, способность чувствовать и понимать прекрасное в жизни, природе и искусстве.
Проблема.
современные дети недостаточно подготовлены к прослушиванию классической музыки, так как дома, в семьях она практически не звучит. Родители не понимают значимости влияния «классики» на нервную систему ребёнка, на его общее развитие. Звучащая низкопробная музыка не формирует эстетический вкус ребёнка, её ритмы действуют возбуждающе, перегружают нервную систему, вульгарные повторяющиеся тексты легко запоминаются детьми и используются в самостоятельной деятельности, что недопустимо в детском возрасте. Слушание и восприятие классической музыки помогает формированию духовно - нравственного начала развития гармоничной личности, повышает качество музыкального воспитания, формирует эстетический взгляд ребенка на мир, оказывает положительное влияние на формирование его характера.
Пьесы, входящие в «Детский альбом» доступны и понятны дошкольникам. Они погружают маленького слушателя в мир классической музыки легко, непринужденно, раскрывая свой волшебный мир разнообразием мелодий и образов, понятных каждому ребенку.
Исходя из вышесказанного, мы предприняли попытку вовлечь ребенка в мир прекрасной музыки П. И. Чайковского, через цикл его фортепианных пьес - «Детский альбом». Данное сочинение мы рассматриваем, прежде всего, как средство развития музыкального вкуса и творческих способностей детей, и используем, как основу для формирования общей культуры ребенка в целом.
Цель проекта:
формирование общей культуры, развитие музыкального вкуса и творческого потенциала детей старшего дошкольного возраста, посредством слушания музыкальных пьес их «Детского альбома» П. И. Чайковского.
Задачи в сфере работы с детьми:
Прививать любовь к классической музыке;
Углубить знания дошкольников о творчестве великого русского композитора П. И. Чайковского;
Развить чувство ритма, музыкальную память и внимание детей посредством игры на детских музыкальных инструментах, в процессе оркестровок музыкальных пьес из альбома;
Расширять музыкальный кругозор, языковый словарь и словарь музыкальных терминов;
Учить детей высказывать свои впечатления о прослушанной музыке;
Вызвать эмоциональный отклик на игру в оркестре муз. пьес;
развивать воображение, творческие и исполнительские способности, через передачу музыкальных образов в двигательных импровизациях;
Воспитывать уважительное и бережное отношение к своим мамам на примере жизни и творчества П. Чайковского;
Формировать музыкальный, художественный и эстетический вкус детей;
Совершенствовать умение слушать музыкальное произведение до конца, формировать навыки культурного слушателя.
Ожидаемые результаты:
Знание детьми музыки П. И. Чайковского, повышение интереса к творчеству великого композитора.
Повышение интеллекта, музыкальных и эстетических способностей детей.
Развитие образной речи.
Формирование основ музыкальной культуры и начальных навыков культурного слушателя у детей;
Содержание и формы работы:
Музыкальные занятия;
Подбор аудиозаписей для прослушивания в группе. Выход музыкального руководителя в группу с прослушиванием знакомых пьес.
Освещение новостей на сайте ДОУ
Аннотация проекта:
данный проект направлен на музыкально-эстетическое развитие детей через приобщение дошкольников к музыке П. И. Чайковского и знакомству с циклом его фортепианных пьес – «Детский альбом». Просмотр развивающих видео роликов и мультипликационных фильмов по теме проекта. Основная работа по проекту ведется на музыкальных занятиях, где дети знакомятся с пьесами из Детского альбома, с историей его создания, а так же с творчеством композитора.
Проект включает в себя разнообразные приемы работы, которые позволяют пропустить музыку «через себя», более глубоко её прочувствовать и понять. Приемы работы: дирижирования, цвет-настроение, пластическое интонирование или передача музыкальных образов в движении, оркестровка. В связи с тем, что пьесы данного альбома имеют изобразительный характер (программность, мы использовали такой прием, как передача своих впечатлений в рисунках (Мы рисуем музыку). Данной работой, дети занимались в группах совместно со своими воспитателями.
Участники: воспитанники старшего дошкольного возраста,
Тип проекта: музыкально – творческий.
Вид проекта: групповой.
Категория проекта, срок реализации проекта: краткосрочный
Этапы реализации проекта: Подготовительный; основной; заключительный
Автор и идея проекта: музыкальный руководитель Пиркова С. С.
Этапы реализации проекта
I Организационно - подготовительный этап (август 2020г.)
Определение темы проекта,
Определение цели и задач проекта;
Изучение литературы, сбор материалов по теме: биографические данные о П. И. Чайковском и истории создания «Детского альбома», подбор необходимых наглядных и видео материалов;
Написание проекта «По страницам детского альбома» П. И. Чайковского;
Подготовка информации: мультимедийные презентации, мультфильм «Детский альбом», видео фильм – «П. И. Чайковский - композитор», записи пьес из «Детского альбома» в оркестровом исполнении;
Подбор наглядного материала: портреты композитора, иллюстрации к пьесам из «Детского альбома», раскраски по теме проекта;
Основной этап – реализация намеченного плана
Слушание пьес:
«Игра в лошадки»
«Болезнь куклы»
«Марш деревянных солдатиков»
«Новая кукла»
Заключительный этап
Подведение итогов проектной деятельности;
Проведение итогового мероприятия с детьми - «Музыкальная гостиная»
План работы (основной этап)
Описание деятельности
1 этап
Знакомство детей с биографией и творчеством П. И. Чайковского,
Слушание пьес: «Игра в лошадки», «Болезнь куклы», «Марш деревянных солдатиков», «Новая кукла»
Беседа о характере музыкальных пьес. Показ иллюстраций. Просмотр фотографий с использованием мультимедиа в музыкальном зале.
Просмотр м/фильма по пьесам, с использованием мультимедиа.
Музыкально-двигательные этюды по прослушанным пьесам. Импровизация игры в лошадки (лошадка на палке, скакать прямым галопом - «наездники».
Музыкальный руководитель
2 этап Беседа о характере музыкальных пьес. Показ иллюстраций в сравнении.
Двигательные импровизации по прослушанным пьесам.
Слушание пьес: «Игра в лошадки», «Болезнь куклы», «Марш деревянных солдатиков», «Новая кукла»
Музыкальная викторина про прослушанным произведениям. Оркестровка пьесы «Марш деревянных солдатиков» (барабаны).
Музыкальный руководитель
3 этап Просмотр м/фильма «Детский альбом» П. И. Чайковскоо.
Проведение итогового мероприятия с детьми - «Музыкальная гостиная».
Оформление материалов проекта, с целью дальнейшего транслирования на педагогическом совете.
Музыкальный руководитель
Литература
1. Кононова Н. Г. Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах :
2. Элементарное музыкальное воспитание по системе Карла Орфа /Под ред. Л. А. Барейбойма. - М., 1978
3. Теплов, Б. М. Психология музыкальных способностей /Б. М. Теплов //Избр. труды: в 2т. - М., 1985. - 335 с.
4. Ветлугина, Н. А. Теория и методика музыкального воспитания в детском саду:
5. Радынова О. П. Музыкальное воспитание. - М. : Творческий центр «Сфера», 2010.
6. Интернет ресурсы.