Фомичёва Любовь Петровна
Игры Воскобовича
▼ Скачать + Заказать документы
Развивающие игры Воскобовича
Содержание
Введение…3
Развитие математических представлений у детей дошкольного возраста. …5
Роль использования методики развивающих игр Воскобовича при формировании математических представлений у дошкольников…. ….….9
Заключение…14
Список литературы…. 15
Введение
Каждый день в мире происходят изменения, совершаются новые открытия, темп жизни с каждым годом набирает обороты. Современное цивилизованное общество отличается неуловимой быстротой, постоянными модернизациями, нововведениями. Нынешний век - век технического прогресса.
Изменения окружающего мира предъявляют новые требования и к системе образования.
Согласно требованиям ФГОС, современное занятие в детском саду не может быть шаблонным, схематичным. На занятии должен присутствовать дух творчества, поисков, высокая научность, эмоциональность, рациональное использование методов и приемов, применение технических средств обучения.
Обновление образования требует от педагога знания тенденций инновационных изменений, которые раскрывают новые возможности, связанные, прежде всего с совершенствованием межличностного взаимодействия детей между собой и непосредственно с воспитателем путем диалога в процессе усвоения учебного материала.
В настоящее время в ФГОС ДОУ приоритетом названо формирование универсальных учебных действий. Уровень их освоения в значительной мере способствует решению задачи повышения эффективности и качества образования.
Одна из главных задач дошкольного образования - создание необходимых условий для личностного развития каждого ребёнка и формирование его активной позиции. В связи с этим возникает необходимость подготовки дошкольников не только к учебе в школе, но и к такой деятельности, которая учит размышлять, прогнозировать и планировать свои действия, активизировать свои творческие способности, развивает познавательную и эмоционально-волевую сферу, создаёт условия для самостоятельной активности и сотрудничества и позволяет адекватно оценивать свою работу.
В настоящее время приоритетными методами воспитания и образования выступают те, где главный акцент ставится развитие личности, раскрытия своего «я», внутреннего потенциала и творческих возможностей.
Поэтому на занятиях сейчас необходимо применять методы, требующие активного участия самих детей, создание таких условий, при которых они могли бы включиться в деятельность по сравнению, анализу обсуждения, раскрыть свой потенциал и творчески себя проявить.
Использование развивающих игр Воскобовича в дошкольном образовании является эффективным средством обучения дошкольника. К тому же, благодаря использованию развивающих игр Воскобовича, процесс обучения дошкольников проходит в доступной и привлекательной форме, создаются благоприятные условия для развития интеллектуально-творческого потенциала и логико-математических представлений ребенка.
Развитие математических представлений у детей дошкольного возраста
Математическое развитие дошкольников по своему содержанию не должно быть исчерпано развитием представлений о числах и простых геометрических фигурах, обучении счету, сложению и вычитанию.
Самым важным в этом процессе является развитие познавательного интереса и математического мышления дошкольников, умение рассуждать, спорить и доказывать правильность совершаемых действий.
Именно математика оттачивает разум ребенка, развивает гибкость мышления, учит логике, формирует память, внимание, воображение, речь.
Наибольшие трудности испытывают не те дети, которые обладают недостаточными знаниями и навыками, а те, кто проявляет интеллектуальную пассивность, кому не хватает желания и привычки мыслить, желания учиться чему-то новому. Простое и иногда скучное обучение арифметическим действиям не дает ребенку полноценного развития.
Вместе с этим, ФГОС требует сделать процесс обучения элементарным математическим представлениям привлекательным, интересным, радостным.
Овладение математическими представлениями будет эффективным и продуктивным только тогда, когда дети не видят, что их чему-то учат. Дети должны думать, что они только играют. Не известно для себя в процессе действий с игровым материалом, которые подсчитывают, складывают, вычитают, решают логические задачи. Задача учителя в этом случае состоит в том, чтобы поддерживать интерес ребенка.
Во ФГОС ДО не существует раздела «Математическое развитие». В Образовательной области «Познавательное развитие», одним из пунктов является «Формирование математических представлений».
Целевые ориентиры по ФГОС ДО представляют собой образовательный процесс, где ребенок:
• проявляет любознательность, задает вопросы, касающиеся близких и далеких предметов и явлений, интересуется причинно - следственными связями (к примеру, «как? почему? зачем?»);
• любит наблюдать, экспериментировать;
• знаком с литературной культурой, с детской литературой, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, окружающего мира, истории и т. д. ;
• пытается самостоятельно объяснить явления природы, события и поступки людей;
• обладает начальными знаниями о себе, о предметном, природном, социальном и культурном мире, в котором он живет;
• показывает предпосылки грамотности;
• способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных сферах действительности.
В соответствии с ФГОС ДО основными целями математического развития детей дошкольного возраста являются:
разработка логических и математических идей и представлений о математических свойствах и взаимосвязях объектов (конкретных величин, чисел, геометрических фигур, зависимостей и моделей);
развитие сенсорных (предметно-действенных) способов познания математических свойств и отношений: обследование, сопоставление, группировка, упорядочение, разбиение;
освоение детьми экспериментально-исследовательских способов познания математического содержания (воссоздание, экспериментирование, моделирование, трансформация);
развитие у детей логических способов познания математических свойств и отношений (анализ, абстрагирование, отрицание, сравнение, обобщение, классификация, сериация);
овладение детьми математическими способами познания действительности: счет, измерение, простейшие вычисления;
развитие интеллектуально-творческих проявлений детей: находчивости, смекалки, догадки, сообразительности, стремления к поиску нестандартных решений задач;
развитие точной, аргументированной и доказательной речи, обогащение словаря ребенка;
развитие активности и инициативности детей;
воспитание готовности к обучению в школе: развитие самостоятельности, ответственности, настойчивости в преодолении трудностей, координации движений глаз и мелкой моторики рук, умений самоконтроля и самооценки.
Математическое развитие детей дошкольного возраста - это позитивное изменение когнитивной сферы личности, которое возникает в результате развития математических представлений и связанных с ними логических операций.
Формирование элементарных математических представлений - это целенаправленный процесс передачи и усвоения знаний, приемов и методов умственной деятельности, которые предусмотрены требованиями программы. Ее главная цель - не только подготовиться к успешному овладению математикой в школе, но и всестороннему развитию детей.
Математическое образование дошкольника - это целенаправленный процесс обучения элементарным математическим знаниям и методам понимания математической реальности в дошкольных учреждениях (детский сад, группы развития, группы высшего образования, спортзал и т. д., целью которого является воспитание культуры и развитие математического мышления ребенка.
Участвуя в повседневной жизни, наблюдая за взрослыми, ребенок развивает математические навыки и получает первоначальные представления о значении счета, чисел и численности людей, приобретая знания о формах, размерах, весе окружающих предметов, времени и пространстве, узорах и структурах. Испытывая положительные эмоции при работе с формами, количествами, числами, а также пространством и временем, ребенок начинает незаметно осваивать его математическое содержание еще до школы.
Благодаря развитию математического содержания мира в дошкольном возрасте большинство детей развивают предпосылки для успешного обучения в школе и дальнейшего изучения математики в течение всей жизни. Для этого важно, чтобы развитие математического содержания на начальных этапах обучения сопровождалось положительными эмоциями - радостью и интересом.
При предоставлении математического содержания детям также следует учитывать, что их индивидуальные способности и предпочтения будут разными, и поэтому развитие математического содержания детьми является сугубо индивидуальным. В конце дошкольного этапа образования, умения и навыки, связанные с математическим содержанием, очень распространены среди детей.
В соответствии с принципом интеграции образовательных областей, программа предполагает связывание математического содержания с другими разделами программы. Особенно близко математическое развитие в раннем и дошкольном возрасте связано с социально-коммуникативным и лингвистическим развитием.
Развитие математического мышления происходит и совершенствуется через устное общение с другими детьми и взрослыми, что входит в контекст взаимодействия в определенных ситуациях.
Разработка математических представлений облегчается наличием соответствующих математических материалов, подходящих для подсчета, сравнения, сортировки, упорядочения последовательностей и т. д.
Программа оставляет организации право выбора метода формирования математических представлений среди учащихся, в том числе с учетом особенностей реализуемых основных образовательных программ, используемых вариативных образовательных программ.
Роль использования методики развивающих игр Воскобовича при формировании математических представлений у дошкольников
В настоящее время актуальность игровой деятельности повышается из-за перенасыщенности современного ребенка информацией. Телевидение, интернет увеличили и разнообразили поток получаемой информации. Но они представляют в основном материал для пассивного восприятия. Важной задачей обучения дошкольников является развитие умений самостоятельно оценивать и отбирать полученную информацию. Развивать подобное умение помогает игра.
Поэтому в детских садах для всестороннего и творческого развития детей педагогами используется популярная методика Воскобовича. Дети, которые занимаются по данной методике, быстро выполняют различные математические операции, умеют логически мыслить и выполнять творческие задания, они обладают прекрасной памятью и могут долго концентрировать внимание.
Вячеслав Вадимович Воскобович родом из Санкт-Петербурга. Им разработано более 50 развивающих игр и пособий. В прошлом Вячеслав Вадимович инженер–физик.
Толчком к изобретению игр послужили двое собственных детей и «пустые» магазины игрушек в эпоху Перестройки. В. В. Воскобович, пытаясь найти альтернативу обычным постсоветским игрушкам, натолкнулся на опыт Никитина и Зайцева, но решил пойти своим путем. Так появились его первые творческие игры: «Геоконт», «Игровой квадрат», «Цветовые часы».
Уникальность играм с кубиками, фигурками и шнурками придаёт сказочное сопровождение. Причём не существует готовых текстов, который педагог зачитывает детям. Есть рекомендации, как при помощи волшебных животных и гномиков сложить сюжет, который заинтересует малыша и мотивирует к поиску новой информации. Пожалуй, это единственная методика на постсоветском пространстве, которая опирается на детскую фантазию.
Цель технологии Воскобовича — построение педагогического процесса, способствующего интеллектуально-творческому развитию детей в игре.
Достоинства методики налицо:
Установление комфортного общения взрослого с ребёнком, занятия проходят непринуждённо.
Игры подходят для детей от 1 года до 7 лет, задания предполагают усложнение.
Технология направлена на всестороннее развитие ребёнка: совершенствуются умственные и творческие способности.
К минусам можно отнести разве что невозможность изготовить все игровые материалы своими руками.
На данный момент у запатентованной методики Воскобовича обширная игровая база. Все игры (более 200) делятся на три блока:
универсальные,
предметные (по математике и чтению,
конструктивные.
Игры Воскобовича многофункциональны. Например, игра («Игровизор», «Волшебная восьмёрка») на одном занятии используется для закрепления образа букв, а на следующей учебной неделе эта же игра проводится с целью закрепления образа цифр.
Часто пособия используются для знакомства с новыми лексическими темами: «Дикие и домашние животные», «Овощи и фрукты», «Виды транспорта» и т. д.
Развивающие игры Воскобовича основаны на трех принципах:
• Познание
• Интерес
• Творчество
Особенностями игр являются вариативность, сказочность, многофункциональность, взаимосвязь.
При использовании игр Воскобовича решаются следующие задачи:
- Развитие у ребенка познавательного интереса и исследовательской деятельности.
- Развитие наблюдательности, воображения, памяти, внимания, мышления и творчества.
- Гармоничное развитие у детей эмоционально-образного и логического начал.
- Формирование базисных представлений об окружающем мире, математических понятиях, звукобуквенных явлениях.
- Развитие мелкой моторики.
Занимаясь с такими игровыми пособиями, дети получают истинное удовольствие и открывают для себя всё новые и новые возможности.
Игра начинается с простого манипулирования, а затем усложняется за счет большого количества разнообразных игровых заданий и упражнений.
Благодаря тому, что развивающая игра является для ребенка активной и осмысленной деятельностью, в которую он охотно и добровольно включается, новый опыт, приобретенный в ней, становится его личным опытом и достоянием.
Игру всегда сопровождает сказка, это не просто квадраты, а «нетающие льдинки», не прямые, а «волшебные веревочки», «чудо- цветики», «лепестки» и т. д.
Каждая игра познавательна: дает новое знание, развивает навык, тренирует память, развивает мышление, речь, сенсорное развитие, пространственное восприятие, умение анализировать, сравнивать. Игры – сказки подталкивают детей к творчеству: доделай, создай, придумай, что позволяет вовлекать его в образовательный процесс. Главная отличительная особенность игр – образность и универсальность: игра интегрирует, мобилизует внимание ребенка, заинтересовывает. Ребенок образно попадает в ситуации, последовательно анализирует свои действия, осознает цели и находит варианты решения.
Особенно большой интерес дети проявляют к коврографу «Ларчик». Его успешно используют на занятиях по ФЭМП, по ознакомлению с окружающим миром, по рисованию, лепке, в свободной деятельности. Ведь с ним можно применять большое количество дополнительных материалов.
Сказочные персонажи «Лопушок», «Гусеница Фифа», «Гномы», «Шуты – акробаты», «Зверята – цифрята», помогают детям развивать внимание, память, мышление, воображение, знакомят с цифрами, с составом числа, на коврографе дети учатся решать задачи, составлять равенство и неравенство, решать арифметические примеры, проводить графические диктанты, закрепляли геометрические фигуры и понятия, выполняли сложные глазомерные действия.
Ориентироваться в пространстве и на плоскости помогают животные «Лев» - левый верхний угол, «Лань» - левый нижний угол, «Пони» - правый нижний угол, и «Павлин» - правый верхний угол.
Также, вместе с ним коврографом можно использовать «Разноцветные веревочки» - прекрасный материал для аппликаций. Дети выкладывают с помощью веревочек геометрические фигуры, буквы, цифры, линии, пишут математические диктанты, развивающие пространственные ориентиры: от точки- 2 клеточки вправо, 3 клеточки вниз.
Также с коврографом используются «Лепестки», «Цветные карточки». Дети с их помощью закрепляют счет, развивают пространственное и смысловое отражение, сенсорное восприятие, запоминают последовательность.
«Зверята – цифрята» помогают закреплять количественный и порядковый счет, счет в порядке возрастания и убывания, способствуют развитию психических процессов и памяти.
Еще одна интересная игра - «Прозрачный квадрат» - увлекательное, эффективное средство для развития ребенка. Мальчик Гео знакомит детей с «нетающими льдинками», которые помогают ему путешествовать. Игры с геометрическими фигурами способствуют успешному освоению детьми эталонов формы. Выполняя игровые задания, дети учатся считать, отсчитывать нужное количество, знакомятся с пространственными отношениями и величиной. Составление одной фигуры из нескольких пластин помогает понять соотношение целого и части.
Игру «Прозрачный квадрат» используют чаще всего на занятиях в индивидуальной работе с детьми, в свободной деятельности. Дети сами проявляют инициативу, выдумывают собственные формы, составляют сказки, истории.
На занятиях по «Ознакомлению с окружающим миром» при изучении темы «Животные жарких стран» дети с увлечением складывают верблюда из прозрачных квадратов, по теме «Воздушный транспорт» - самолет, по теме «Домашние животные» собаку и лошадь, по теме «Перелетные птицы» - лебедя. Сортировка прозрачных пластинок тренирует у детей память, развивает мышление, совершенствует память и воображение, дети играют не с квадратами, треугольниками, трапецией, а с нетающими льдинками озера Айс, превращая их в сказочных птиц, животных.
Одна из самых первых разработанных игр В. Воскобовичем - Геоконт. В народе Геоконт называют «дощечкой с гвоздиками». Действительно, на фанерном игровом поле закреплены пластмассовые гвоздики, которые расположены на ней в определенной последовательности (по осям) по цвету и соответствуют цветам радуги.
Перечисленные и другие игры Воскобовича используются как в совместной игровой деятельности с детьми, так и в индивидуальной и самостоятельной. У детей появляется неограниченная возможность придумывать и творить. В игре ребенок укрепляет руку, совершенствует координацию, развивает мелкую моторику.
Заключение
Таким образом, можно сделать вывод, что развивающие игры В. В. Воскобовича представляют интерес для педагогов.
В работе с детьми использование этих игр делает процесс обучения интересным занятием для ребенка, снимает проблемы мотивационного плана, порождает интерес к приобретаемым знаниям, умениям, навыкам, а значит, помогают в реализации основной цели образовательной деятельности любого педагога – создание условий для полноценного развития воспитанника.
Дети становятся более усидчивы, внимательны, у них улучшается моторика рук, они не испытывают сложностей с усвоением цвета, формы, величины, умением ориентироваться на плоскости.
Систематичность использования игр Воскобовича позволяет сформировать у детей высокий уровень игровой деятельности. Дети часто используют игры в самостоятельной деятельности, сами придумывают новые фигуры.
Кроме того, использование развивающих игр Воскобовича в дошкольном образовании является эффективным средством обучения дошкольника.
Список литературы
1. Бондаренко Т. Развивающие игры в ДОУ. Конспекты занятий по развивающим играм Воскобовича - М. : ВЛАДОС, 2004. - 400 с.
2. Выготский Л. С. Мышление и речь. // Собр. соч. : В 6 т. – Т. 2. – 564 с.
3. Воскобович В., Вакуленко Л. Развивающие игры Воскобовича М. : ВЛАДОС, 2004. – 261 с.
4. Носова Е. А. Логические блоки Дьенеша — универсальный дидактический материал. – М., 1990. – № 6. – 101 с.
5. Овчинникова Т. Н. Личность и мышление ребенка: диагностика и коррекция. – М. : Академический проект, 2000. – 197 с.
6. Педагогические технологии: учебное пособие. / Автор-составитель Т. П. Сальникова. – М. : ТЦ Сфера, 2005. – 128 с. – (Учебное пособие).
7. Плешакова А. Б. Игровые технологии в учебном процессе: [Пед. вузы]/ А. Б. Плешакова. // Современные проблемы философского знания. - Пенза, 2002. - Вып. 3. – 145 с.
8. Подласый И. П. Педагогика: Новый курс: Учебник для студентов высших учебных заведений: В 2 кн. – Кн. 2: Процесс воспитания. – М. : ВЛАДОС, 2003. – 256 с.
9. Соловьева, Е. В. Формирование математических представлений детей 2-8 лет. Методическое пособие. ФГОС: Б-ка программы «Детство» / Е. В. Соловьёва. - М. : Просвещение, 2018. - 176 с.
10. Сухомлинский В. А. Об умственном воспитании. / Сост. М. И. Мухин – Киев: Рад. Школа, 1983. – 233 с.
11. Харламов И. Ф. Педагогика: учебное пособие. М. : Юристь, 1997. – 512 с.