Наталья Грехнёва
Занятие по подготовке к обучению грамоте в средней группе «Звуки речи. Звук [с]»
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательные задачи. Актуализация представлений о звуках речи, том, что звуки бывают короткими и длинными. Актуализация представлений о слове. Формировать умение выполнять упражнение по инструкции педагога.
Развивающие задачи. Уточнение произношения звука [с]. Развитие фонематического слуха, различение звука [с] со звуком [с’] и с другими звуками. Развитие мелкой моторики пальцев рук; - умение соотносить движения с текстом с помощью су-джок –мячей.
Воспитательные задачи. Воспитание звуковой и интонационной выразительности речи; умение говорить четко, громко, неторопливо, умение взаимодействовать друг с другом.
Оборудование. Игрушка лиса, сумка с продуктами, зеленые и синие карточки по числу детей, телевизор, видеозапись, аудиозапись, листья, карточки с заданиями, су- джок мячи.
Предварительная работа. Разучивание упражнений артикуляционной дыхательной гимнастики, чистоговорки «На суку сидит сова» на утренних индивидуальных занятиях с воспитателем.
Ход занятия
1. Организационный момент. Создание эмоционально положительного фона занятия. Развитие фонематического слуха.
Приветствие:
Свисток озорной,
Ты ребят в кружок построй.
Собрались ребята в круг
Слева – друг и справа – друг.
Утро доброе встречайте,
День хороший начинайте.
- А начнем мы его с загадки.
2. Упражнение «В гости к нам пришла лиса».
Загадка:
Чья в кустах мелькает шубка,
Рыжий хвост пушистый жутко,
Не пчела и не оса,
А хитрющая.
(Воспитатель ставит на столик перед ними игрушечную лису. Он рассказывает потешку, утрированно произнося звук [с]).
Педагог.
В гости к нам пришла лиса.
Пышный хвост — лисы краса,
Заметает след хвостом.
Кто с лисой-красой знаком?
Д е т и. Мы.
П е д а г о г. Какой звук вы часто слышали в потешке про лису?
Д е т и. Звук [с].
П е д а г о г. Попробуйте потянуть звук [с]. Он короткий или длинный?
Д е т и. Звук [с] — длинный. Его можно тянуть.
2. Уточнение произношения звука [с]
Педагог. Давайте поучимся правильно произносить звук [с]. Разведите губы в «улыбку», сделайте из языка невысокий «мостик», уприте его в нижние зубки и прижмите верхними, Сильно подуем по «мостику»: с.
Дети: с.
П е д а г о г. Сейчас я повторю потешку про лису, а вы будете проговаривать после каждой строчки: «Са-са-са». Старайтесь правильно произносить звук [с].
В гости к нам пришла лиса. Са-са-са! Са-са-са!
Пышный хвост — лисы краса. Са-са-са! Са-са-са!
-Давайте послушаем песенку про лису и попробуем ее повторить:
3. Логопедическая попевка «Са – са –са – это хитрая лиса» с движением.
Са – са –са – это хитрая лиса,
Су-су –су – и живет она в лесу.
Сы –сы-сы – много дела у лисы.
Со- со –со –она крутит колесо.
4. Пальчиковая гимнастика с су-джок мячами «Лиса».
-Я предлагаю вам взять су-джок мячи и рассказать вместе со мной сказку про лису.
Жила да была в лесу лиса в своем домике – норке. (зажать шарик в ладошке).
Выглянула лиса из своей норки (раскрыть ладошки и показать шарик) и увидела лучистое солнышко.
Улыбнулась лиса солнышку (улыбнуться, раскрыть одну ладошку веером)
и решила прогуляться по лесу. (прямыми движениями по ладошке раскатывать шарик, бежала, бежала и прибежала на красную полянку (ладошки соединить в форме круга).
Стала цветочки нюхать (прикасаться колючками шарика к кончику пальца и делать глубокий вдох).
Вдруг набежали серые тучки (нахмуриться, и закапал дождик: кап-кап-кап (кончиками пальцев в щепотке стучать по колючкам шарика).
Спряталась лиса под большой листок (ладошкой левой руки сделать шляпку и спрятать шарик по ним, а когда закончился дождь, побежала в гости к нам (прямыми движениями по ладошке раскатывать шарик).
5. Игровое упражнение «Что лиса нам принесла?»
Воспитатель ставит на столик перед детьми сумочку.
Педагог. Лиса пришла к нам с сумочкой и предлагает посмотреть, что она нам принесла. Вы будете по очереди подходить и доставать из сумочки то, что принесла лиса. Все вместе будем называть предметы и правильно произносить звук [с].
Педагог приглашает детей по одному. Дети достают картинки (предметы) и называют хором предметы.
Д е т и. свекла, ананас, слива, сушки, колбаса, сыр, капуста, чеснок.
6. Подвижная игра «Листочки-самолетики».
П ед а г о г. Отлично. Все слова произнесли правильно.
-Я скажу вам слово, а вы подумаете и назовете, что из этих предметов подходит к моему слову.
Вкусная? Сладкий? Зеленая? Полезные и вредные продукты?
7. Упражнение «Внимательные ушки». Развитие фонематического слуха, дифференциация звуков [с]—[с’], различение этих звуков с другими звуками.
Воспитатель раздаёт им синие и зеленые флажки.
П е д а г о г. Продолжим игру Сейчас я буду произносить разные звуки. Вы будете поднимать синий флажок, когда услышите звук [с], и зеленый, когда [слышите звук [с’]. На другие звуки вы ничего не будете поднимать.
Педагог произносит звуки: [с], [а], [и], [с ’], [с]. Дети выполняют соответствующие движения.
П е д а г о г. Молодцы. Очень хорошо!
8. Организация окончания занятия. Оценка работы детей.
-Ребята, какой звук мы учились слышать и произносить правильно? Правильно, звук С. Назовите предметы, в названии которых есть этот звук. Нам с лисой очень понравилось, как вы четко, правильно, красиво произносили слова со звуком с. Молодцы!
Лиса принесла вам карточки с заданиями, в свободное время вы сможете выполнить их.
А теперь мы улыбнемся,
Дружно за руки возьмемся.
И друг другу на прощанье
Мы подарим пожелание –
Знания ищи всегда
Умным станешь ты тогда!