Мелина Воробьева
Развитие логического мышления современного ребенка посредством технологии «Блоки Дьенеша»
▼ Скачать + Заказать документы
Не мыслям надобно учить, а мыслить. И. Кант
Современный ребенок сильно отличается от дошкольника середины и конца 20 века. Сам мир и информационное пространство в нем поменялись настолько сильно и стремительно, что это стало заметно даже по ребенку, который многим интересуется и о многом рассуждает, успевают освоить мобильный телефон и компьютер, телевизор и всевозможные гаджеты. В то же время ребёнок по-прежнему сориентирован на самоценные, детские виды деятельности. Он любит играть, радоваться, сочинять, фантазировать и рассуждать.
Публикация «Развитие логического мышления современного ребенка посредством технологии „Блоки Дьенеша“» размещена в разделах
- Блоки Дьенеша
- Логическое мышление
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2018
Главной целью системы образования является подготовка подрастающего поколения к активной современной жизни. И, поскольку развитие общества носит динамический характер, ключевой задачей образования является передача ребенку таких знаний в воспитание и качеств, которые позволили бы им успешно адаптироваться к подобным изменениям. Поиск эффективных технологий развития логического мышления дошкольников является неотъемлемой частью данной задачи.
Навыки и умения, приобретенные в дошкольный период, будут служить фундаментом для получения знаний и развития способностей в школе. И важнейшим среди этих навыков является навык логического мышления, способность «действовать в уме». Ребенку, не овладевшему приемами логического мышления, труднее будет даваться учеба: решение задач и выполнение упражнений потребуют больших затрат времени и сил. В результате со временем ослабнет, а то и вовсе угаснет интерес к учению. Мои педагогические наблюдения позволили мне сделать вывод о том, что в настоящее время большинство родителей серьезнее подходят к развитию своих детей, поэтому ребенок уже в раннем возрасте начинает показывать повышенную тягу к знаниям и впитывать информацию, которая еще 20 лет назад была недоступна для детей его возраста. Современные дошкольники в возрасте 3-4 лет способны решать логические задачи, которые раньше задавали детям 4-5 летнего возраста. И это должно радовать, если не одно, но современные дошкольники обладают повышенной активностью, высокой тревожностью и возбудимостью, агрессивностью, неусидчивостью, большим объемом долговременной памяти, у них не получается сосредотачиваться в течение длительного времени. Ребенок за компьютерами, планшетами и телефонами, где много логических игр, головоломок, пазлов. И родитель не всегда понимает, как это опасно для ребенка игра в виртуальном мире. Благодаря современным компьютерным технологиям, психика ребенка становится неустойчивой. Он каждый день сталкивается с такими огромными потоками информации, что не каждый организм такое выдержит. Современные дети могут одновременно слушать сказку и рисовать или собирать конструктор, но подчас неспособны усидеть на месте во время разговора. Все дело в том, что мы мало времени уделяем игре.
В дошкольном возрасте игра становится ведущим видом деятельности, но не потому, что современный ребенок, как правило, много времени уделяет развлекающим его играм, игра вызывает качественные изменения в психике ребенка. Через игру ребёнок входит в мир взрослых, овладевает духовными ценностями, усваивает предшествующий социальный опыт. Игра есть деятельность, в ребенок сначала эмоционально, а затем интеллектуально осваивает всю систему человеческих отношений. Игра это особая форма освоения действительности путем ее воспроизведения, моделирования. Игра является сквозным механизмом развития ребёнка, посредством которой реализуются содержание пяти образовательных областей: «Социально коммуникативное развитие»; «Познавательное развитие»; «Речевое развитие»; «Художественно эстетическое развитие»; «Физическое развитие». Игра является основным видом деятельности детей и формой организации детской деятельности в детском саду.
Как развивать логику, не применяя компьютерные технологии? Хочу познакомить Вас с логическими играми «Блоками Дьенеша», которые использую в своей работе.
Комплект логических блоков дает возможность вести детей в их развитии от оперирования одним свойством предметов к оперированию двумя, тремя и четырьмя свойствами. В процессе различных действий с блоками дети сначала осваивают умения выявлять и абстрагировать в предметах одно свойство (цвет, форму, размер, толщину, сравнивать, классифицировать и обобщать предметы по каждому из этих свойств. Затем они овладевают умениями анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать предметы сразу по нескольким свойствам (цвету и форме, форме и размеру, размеру и толщине и т. д., несколько позже по трем (цвету, форме и размеру; форме, размеру и толщине; цвету, размеру и толщине) и по четырем свойствам (цвету, форме, размеру и толщине). Наряду с логическими блоками в работе применяются карточки, на которых условно обозначены свойства блоков (цвет, форма, размер, толщина).
Логические «Блоки Дьенеша» представляют собой набор из 48 геометрических фигур:
а) четырех форм (круг, треугольник, квадрат, прямоугольник);
б) четырех цветов (красный, синий, желтый);
в) двух размеров (большой, маленький);
г) двух видов толщины (толстый, тонкий).
Игровые упражнения по данной методике доступно знакомят детей с математическими представлениями, способствуют развитию у детей мыслительных операций: анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение; творческих способностей и познавательных процессов: восприятие, память, внимание и воображение. Игры с логическими блоками по методике Дьенеша учат малыша не только думать, следить за координацией движений, но и говорить, способствуют развитию речи.
С Блоками Дьенеша могут играть дети разного возраста: от самых маленьких (с двух лет) до начальной (и даже средней) школы.
Игры и игровые упражнения можно разделить на 4 группы с постепенным усложнением: для развития умения выявлять и абстрагировать свойства для развития умений сравнивать предметы по их свойствам для развития действий классификации и обобщения для развития способности к логическим действиям и операциям вне красного обруча?
Игры с блоками Дьенеша чрезвычайно многообразны и вовсе не исчерпываются предложенными вариантами. Существует большое разнообразие различных вариантов от простых до самых сложных, над которыми и взрослому интересно «поломать голову». Но прежде чем начать работу с детьми, следует установить, на какой ступеньке интеллектуальной лестницы находится каждый ребенок. Если ребенок легко и безошибочно справляется с заданиями определенной ступени это сигнал к тому, что ему следует предложить игры и упражнения следующей группы сложности. Однако переводить ребенка к последующим игровым упражнениям можно только в случае, если он вырос из предыдущих, т. е. когда они для него не составляют труда. Если же передержать детей на определенной ступени или преждевременно дать более сложные игры и упражнения, то интерес к занятиям исчезнет. Дети тянуться к мыслительным заданиям тогда, когда они для них трудноваты, но выполнимы.
Для занятий с блоками Дьенеша можно также использовать альбомы, предназначенные для разных возрастов. Так, для детей 2-3 лет подойдет альбом «Блоки Дьенеша для самых маленьких». Накладывая разноцветные блоки на красочные рисунки в альбоме, малыш научится соотносить плоскостные изображения с объемными фигурами. Рисунки в альбоме могут служить схемами для составления фигур из блоков на столе или на полу. С детьми постарше провести занятия Вам помогут пособия «Давайте вместе поиграем» (3-7 лет); «Поиск затонувшего клада»(5-8лет).
Игры и упражнения с логическими блоками вы можете предлагать детям на занятиях и в свободные часы, как в детском саду, так и дома. Таким образом, анализируя результаты, можно сделать вывод: использование логических блоков Дьенеша в работе с детьми играет большую роль для развития их логического мышления и мыслительных операций.