Алла М.
Взаимодействие педагогов ДОУ и родителей по вопросам развития речи дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Взаимодействие педагогов ДОУ и родителей по вопросам развития речи дошкольников
Тема моего самообразования : «Развитие речи дошкольников». Одним из необходимых направлений моей работы является совместное взаимодействие с родителями, основанное на взаимном уважении, доверии, соблюдая принцип преемственности в работе детского сада и семьи.
Публикация «Взаимодействие педагогов ДОУ и родителей по вопросам развития речи дошкольников» размещена в разделах
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Великий русский педагог К. Д. Ушинский говорил, что «родное слово является основой всякого умственного развития и сокровищницей всех знаний». Поэтому так важно заботиться о своевременном развитии речи детей, уделять внимание её чистоте и правильности. Успешная работа по речевому развитию детей возможна только лишь при тесной взаимосвязи, преемственности всего педагогического коллектива. Роль педагогов детского сада очень велика. Но не меньшей, а может и большей, является роль семьи в процессе развития ребёнка. Родители в первую очередь своим примером должны обучать детей, т. к. они являются главными авторитетами в его жизни. Родители должны помнить, что именно они – главные воспитатели в жизни ребёнка!
Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребёнка речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования развитие речи выделено в отдельную образовательную область и включает в себя: • владение речью как средством общения и культуры; • обогащение активного словаря; • развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; • развитие речевого творчества; • развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; • знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; • формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
По результатам анализа наблюдений в группах за детьми можно отметить следующие
недостатки речевого развития :
• часто встречаются нарушения звукопроизношения
• скудный словарный запас
• связные высказывания короткие; часто отличаются непоследовательностью, даже если ребенок передает содержание знакомого текста;
состоят из отдельных фрагментов, логически не связанных между собой;
• уровень информативности высказывания очень низкий.
• кроме того, большинство детей активно делятся своими впечатлениями от пережитых событий, но с неохотой берутся за составление рассказов по заданной теме. В основном, это происходит не оттого, что знания ребенка по данному вопросу недостаточны, а потому что он не может оформить их в связные речевые высказывания.
• часто на занятии мы замечали, что говорит один педагог, за детей. Дети отвечают односложно.
Усугубляет ситуацию незнание (или непонимание) родителями одной из своей функции – общение с ребенком должно начинаться с рождения и до его появления на свет, в пренатальный период (дородовой).
Для подготовки детей к дальнейшему обучению после детского сада необходимо всесторонне развивать и обучать его. Психологи утверждают: дошкольный возраст – сензитивный период, а значит он наиболее благоприятен для развития речи, формирования культуры речевого общения. Поэтому роль психолога в детском саду имеет немаловажное значение для всестороннего развития ребёнка, и в частности его речевого развития. Также, очень важной является работа учителя-логопеда в ДОУ. Он занимается постановкой правильного звукопроизношения детей, а также развитием всех сторон речи (грамматика, лексика, словообразование и т. д.). Музыкальный руководитель, в свою очередь, тоже вносит вклад в речевое развитие воспитанников. Это и обычные занятия, и праздники, и театральные постановки. Воспитатель – педагог, который ежедневно и целенаправленно занимается всесторонним, в частности речевым, развитием дошкольников.
Успешная работа по речевому развитию детей возможна только лишь при тесной взаимосвязи, преемственности всего педагогического коллектива. Роль педагогов детского сада очень велика. Но не меньшей, а может и большей, является роль семьи в процессе развития ребёнка. Родители в первую очередь своим примером должны обучать детей, т. к. они являются главными авторитетами в его жизни. Родители должны помнить, что именно они – главные воспитатели в жизни ребёнка! Поэтому очень важно сделать родителей участниками педагогического процесса, научить их адекватно оценивать и развивать своего ребёнка. Во-первых, родители являются авторитетом для него, во-вторых, они ежедневно могут закреплять навыки в непосредственном общении.
Поэтому, мы считаем, что необходимо повышать компетенцию родителей в вопросах речевого развития и оказания коррекционно-развивающей помощи своему ребёнку. Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего.
Как заинтересовать родителей в совместной работе, помочь осознать важность единых требований семьи и детского сада? Наша задача – информировать родителей о педагогической и воспитательной работе, найти в них союзников и единомышленников и вместе идти к общей цели: формированию всесторонне развитой, гармоничной личности ребёнка-дошкольника.
Мы стремимся объединить педагогов и родителей, приближая семью к детскому саду, помогая определить оптимальные пути воздействия на ребёнка в плане воспитания и обучения.
В нашей работе мы используем различные формы взаимодействия с семьями воспитанников:
• анкетирование
• проведение общих и групповых собраний,
• педагогические беседы с родителями,
• тематические консультации,
• организация информационных «уголков для родителей», создание брошюрок и бюллетеней,
• работа с родит. комитетом,
Т. о. мы можем наблюдать тесную взаимосвязь всех педагогов ДОУ и семьи в процессе речевого и всестороннего развития детей.
Но, как уже было сказано, главными в развитии своего ребёнка являются родители.
Очень важно сделать родителей участниками педагогического процесса, научить их адекватно оценивать и развивать своего ребёнка.
Зачастую родители очень нетерпеливы. Подгоняют события, сравнивая своего малыша с другими. Всем родителям хочется, чтобы их ребёнок был лучше, умнее, красивее других. Хотят, чтобы их чадо первым пошёл, первым заговорил и т. д. А когда он заговорит и что за первое слово произнесёт – это в первую очередь зависит от самих родителей. Специалисты рекомендуют начинать общение с ребёнком ещё в дородовой период - читать вслух, рассказывать обо всём на свете, слушать и петь приятную спокойную музыку. Очень важно, чтобы ребёнок с первых дней жизни узнавал мамин голос, ведь только голос матери способен стимулировать восприятие малышом мелодики и лексики родного языка.
Бытует мнение, что звук и произносительная сторона речи ребёнка развиваются самостоятельно, без какого-либо воздействия и помощи со стороны взрослых, будто бы ребёнок сам постепенно овладевает правильным произношением (не все, конечно, родители так думают, но некоторые считают, «прорвёт»). На самом деле, родители могут оказать огромное влияние на развитие языка своего ребёнка. Дети строят свою речь в соответствии с той речью, которую слышат вокруг.
В соответствии с этим мы даём родителям следующие советы :
С ребёнком необходимо разговаривать! И разговаривать грамотно. Необходимо следить за своей речью. Говорить не торопясь, звуки и слова произносить чётко, читать ребёнку с выражением (следить за эмоциональностью речи). Объяснять ребёнку непонятные слова. Не подделываться под детскую речь (сюсюкать, это тормозит речевое развитие ребёнка. Своевременно устранять недостатки РР. Не смейтесь над малышом, когда он рассуждает вслух. Напоминайте, что надо говорить чётко, ясно, не спеша. Не оставляйте вопросы ребёнка без ответа. Поощряйте ребёнка к семейным беседам. С раннего детства занимайтесь развитием общей и мелкой моторики малыша, используя для этого различны е пальчиковые игры. Развивайте речевое дыхание детей, что будет способствовать правильному звукопроизношению.
Наша совместной работа с родителями основывается на следующих принципах:
1. сотрудничества – педагоги видят в родителях полноправных партнёров в речевом развитии ребёнка,
2. индивидуализации – ориентация на культурный и образовательный уровень семьи, стиль семейного воспитания, тип взаимоотношений в семье, наличие заинтересованности и понимания со стороны родителей проблем своего ребёнка,
3. непрерывности образовательного процесса – осуществление взаимного и ненавязчивого контроля за осуществлением коррекционного процесса.
По результатам нашей работы мы можем сделать вывод, что комплексный подход в работе педагогов ДОУ и семьи по профилактике нарушений речевого развития дошкольников эффективно способствует:
• повышению компетенции родителей, а также педагогов, в вопросах речевого развития ребёнка,
• стимуляции речевого развития в соответствии с закономерностями речевого онтогенеза,
• своевременному устранению возрастных и специфических трудностей в речевой деятельности детей.
Поэтому мы будем продолжать свою взаимную работу по вопросам РР дошкольников и далее.
Спасибо за внимание!