Нелли Полякова
Презентация «Экология в творчестве детей раннего возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольное детство – очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир.
Актуально том, что эмоциональное восприятие окружающего мира способствует формированию эстетического развития, будит воображение, развивает образное мышление, вызывает желание самовыразиться с помощью искусства, не основанного на традициях.
Обоснованием выбора проблемы являются следующие причины:
Публикация «Презентация „Экология в творчестве детей раннего возраста“» размещена в разделах
- детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования;
- самые яркие впечатления ребенок получает при непосредственном контакте с природой;
- малыши легко включаются в совместную с взрослыми художественно-продуктивную деятельность, эмоционально отзывчивы;
- дети быстро переключаются с одного вида деятельности на другой.
Исследования ученых и педагогов Л. С. Выгодского, Б. М. Тепловой, Е. А. Флериной, И. П. Сакулиной, Т. С. Комаровой, И. А. Ветлугиной, Ф. С. Новоселовой, О. Т. Жуковой, И. А. Лыковой показывают, что занятия рисованием в детстве положительно влияют на развитие интеллектуальных эмоциональных, моторных и других способностей.
На современном этапе перед педагогами ставятся новые подходы к работе с детьми в изобразительной деятельности:
1. Формировать наблюдательность и внимательность.
2. Развивать эмоциональную отзывчивость, умение воспринимать окружающий мир глазами художника, творца.
3. Научить соотносить увиденное с собственным опытом.
4. Развивать умения и навыки изобразительной деятельности.
5. Учить детей экспериментировать с красками.
Необходимыми условиями для эффективного художественного развития у детей являются :
1. Организация повседневных наблюдений за явлениями окружающего мира;
2. Создание развивающей среды;
3. Личностно-ориентированный подход;
4. Бережное отношение к процессу и результату детской деятельности.
Наблюдение.
Формирование у детей начал экологической культуры основывается в первую очередь на наблюдении. Во время прогулок и в помещении я знакомила детей с новыми растениями, животными, сезонными изменениями в природе, объясняла о бережном отношении к природе и своему здоровью.
Развивающая среда.
Предметно-развивающая среда в нашей группе организована в соответствии с возрастными особенностями детей. Игровое пространство дает возможность играть как по одиночке, так и в небольших группах. Наличие уголка природы, уголка книги, театрализации, комната кукол дают возможность сформировать яркие зрительные представления о предметах и явлениях, а уголок изобразительной деятельности - это «Владение Королевства Кисточки». Благодаря ему у детей появилась возможность самим выбирать средства изображения и на чем рисовать: на мольберте, бумаге, обоях. Это значительно повысило интерес детей к рисованию в свободное время.
Личностно-ориентированный подход.
Детское творчество с раннего возраста способствует максимальному раскрытию индивидуальных способностей детей, развивает мышление, формирует у малышей целостные представления о природе как о живом организме. Рисование нетрадиционными техниками приобщает малышей к миру прекрасного.
Нетрадиционные изобразительные техники – это эффективное средство изображения, включающее новые художественно-выразительные приемы создания художественного образа, композиции и колорита, позволяющие обеспечить наибольшую выразительность образа в творческой работе, чтобы у детей не создавалось шаблона.
Техники изображения.
В работе с детьми 2 и 3 г. жизни, я использовала следующие нетрадиционные техники рисования:
- рисование пальчиками;
- рисование ладошкой;
- паспарту;
- рисование методом тычка;
- оттиск печатками из картофеля, пробкой;
- скатывание бумаги и др.
Использование интегрированных занятий способствует получению знаний по экологии, и одновременно осваиваются приемы рисования нетрадиционными техниками.
Средства изображения.
Нетрадиционными средствами изображения может быть любой бросовый материал. С детьми раннего возраста я использую рисование поролоном, ватными палочками, коктейльными трубочками, печатками.
В своей работе я использую следующие формы работы с детьми: наблюдения, рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы, рисование, выставки рисунков, праздники и развлечения.
Мир природы выступает как предмет пристального изучения и как средство эмоционально-образного воздействия на творческую деятельность детей. Экология тесно связана с развитием способностей сочувствовать, удивляться, заботиться о живых организмах, а значит и с изобразительной деятельностью.
Работа с педагогами.
Работая по данному направлению, я представляла свой опыт работы педагогам на педсовете, семинарах-практикумах, открытых показах, на городских методических объединениях, а также знакомила с консультациями по теме.
В результате работы:
1. Малыши, работая над изображением, приобретают новые знания.
2. Уточняются и углубляются представления детей об окружающей природе.
3. Ребенок, создавая изображение, учится передавать ранее увиденное.
4. Малыши эмоционально откликаются на сюжет рисунка и явления окружающей жизни.
5. Дети становятся более раскованными в общении.