Айгуль Худайгулова
Технологическая карта урока по русскому языку во 2 классе «Что такое антонимы?»
▼ Скачать + Заказать документы
Презентация технологическая карта по русскому языку по теме "Что такое антонимы?" УМК "Школа России"
Технологическая карта урока
1. Ф. И. О. учителя Худайгулова А. А.
2. Класс : 2__
3. Предмет: русский язык
4. Тема урока : «Что такое антонимы»
Публикация «Технологическая карта урока по русскому языку во 2 классе „Что такое антонимы?“» размещена в разделах
- Начальная школа. 1-4 классы
- Начальная школа. 2 класс
- Русский язык, 2 класс
- Русский язык, конспекты уроков
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
5. Место и роль урока в изучаемой теме : первый урок по теме
6. Планируемые результаты: учащиеся научатся находить антонимы в тексте и объяснять их роль, подбирать антонимы к словам разных частей речи
7. Цели урока (образовательные, развивающие, воспитательные) :
1) систематизировать представления учащихся о словах, противоположных по значению, дать понятие «антоним»
2) способствовать развитию логического мышления, внимательности, умения сравнивать и обобщать данные, коммуникативных навыков при работе в парах
3) создать условия для воспитания коллективизма, культуры речи через употребление антонимов, трудолюбия
8. Ресурсы: учебник, словарь антонимов М. Р. Львова, компьютер, мультимедиа - проектор, экран, карточки с заданием, сигнальные карточки, магнитола
Этап
урока Время Деятельность
учителя Деятельность
учащихся Формируемые УУД
Осуществляемые
действия Осуществляемые
действия Регулятивные Познавательные Коммуникативные
1. Органи-зационный 1 мин
Проверяет готовность обучающихся к уроку.
Приветствие «Ладошка к ладошке».
- Здравствуйте, дорогие ребята! Тепло души своей передайте товарищу через ладошку! Почувствовали, какие они у вас теплые? Пусть будет таким же тёплым наше сегодняшнее общение с вами!
-Запишите в тетрадях дату, «Классная работа». Учащиеся, прикасаясь ладошками в паре, настраиваются на работу. Развитие умения создать психологический комфорт для сотрудничества
2. Актуализация знаний. 1 мин. -Давайте повторим, что мы проходили на прошлом уроке.
-Какие слова называются синонимами?
-Чем отличаются синонимы друг от друга.
-Какова роль синонимов в нашей речи? (Они делают нашу речь более выразительной, яркой, насыщенной, точной).
Вспоминают тему прошлого урока, отвечают на вопросы учителя.
3. Постановка темы и цели урока.
4 мин Подводит детей к формулированию темы и цели урока.
- К нам на урок пришел гость. Это миньон по имени Кевин. Кевину
предлагалось сравнить разные предметы. У него получились такие высказывания:
Этот пруд глубокий, а тот чистый.
Эта ягода горькая, а та спелая.
Этот дом просторный, а тот новый.
-Всё ли вам нравится в этих предложениях? (Кевин неправильно сравнил)
Исправим эти предложения.
-Какие значения у слов глубокий и мелкий? (противоположные)
-Эти слова похожи на синонимы? Значит, это другие слова.
-Чтобы узнать, как такие слова называются, нам нужно решить ребус.
- Значит, тема нашего урока сегодня…Может, кто-то знает, что такое антонимы?
Какие бы вы поставили цели для себя на уроке? Чему хотели бы научиться?
(слайд 3,4)
- Давайте прочитаем правило на странице 33 учебника. Обучающиеся делают задание и
определяют тему урока («Что такое антонимы») и цели (проверка по презентации).
Читают правило, с. 33 (учеб.)
Учатся ставить новые учебные задачи. Учатся проводить сравнение, устанавливать аналогии, анализировать.
Осуществлять подведение под понятие на основе анализа, распознавания объектов и выделения существенных признаков.
4. Освоение нового материала.
10 мин 1) Выявляет необходимость применения антонимов в речи.
- Для чего в нашей речи мы употребляем антонимы?
-Что можно сделать с их помощью? Например, по чтению сравнивать персонажей, да?
(на доске) Учитель предлагает устно сравнить персонажей сказок. А в математике что сравниваем? Где еще в жизни нам приходится сравнивать? (в магазине, в работе и т. д.)
2) Работа в парах
Задание «Найди антоним»
- На ваших партах лежат карточки со словами, вам нужно будет найти антонимы к этим словам.
Дети отвечают, какая речь будет с антонимами, что можно с их помощью сравнивать что-нибудь.
Дети отвечают, сравнивая героев.
Отвечают:
-Отрезки, множества, фигуры, товары, результаты работы.
Обучающиеся в паре ищут антонимы к словам, предлагают классу свои варианты, комментируют орфографию, осуществляют взаимопроверку записей в тетрадях. (ставят на поле отметку, сигнальной
карточкой показывают уровень выполнения работы (зеленая – без ошибок, красная – были недочеты).
Обучающиеся учатся принимать и сохранять учебную задачу.
Учатся владеть диалогической формой речи, отвечая на вопросы учителя.
Учатся договариваться и приходить к общему решению, контролировать действия партнера.
5. Первичное закрепление.
10 мин
1) Работа в группах
Проверка усвоения понятия «антоним».
- Ребята, сейчас вы попробуете найти антонимы в тексте. Повторим, что такое антонимы.
Поиск антонимов в тексте Повторяют определение антонимов
В группах ищут антонимы в тексте. Планировать свои действия в соответствии с задачей. Устанавливать причинно – следственные связи и строить речевое высказывание.
Учатся искать необходимую информацию в учебной литературе.
6. Физминутка 1 мин Игра «Всё наоборот»
Вы хорошо поработали, отдохнём. Встаньте. Я называю действие, а вы выполняете противоположное действие.
1)Опустите руки вниз.
2)Поднимите руки вверх.
3)Поворот туловища вправо.
4)Поворот туловища влево.
5)Закройте глаза (откройте) .
6) Посмотрите вдаль.
7)Встаньте.
8)Присядьте.
Обучающиеся выполняют упражнения с точностью до наоборот.
4 мин 2)«Составь пару»
Учитель организовывает работу в сменных парах (3 пары) по определению необходимых антонимов.
Слова: 1)Вверх – вниз, 2) друг –враг,3) бежать – стоять. Дети берут листочки на парте и бегут к доске (по номерам, читают своё слово и ждут товарища с его антонимом, пара у доски решает, являются ли антонимами их слова и прикрепляют их на доску, если нет – кладут на стол учителя. Учатся проводить сравнение, устанавливать аналогии, анализировать.
7. Самопроверка.
3-5 мин Интерактивное задание.
Задание на сопоставление антонимов.
Самостоятельная работа обучающихся. Самопроверка. Сигналят, кому как удалось сделать задание. Самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия.
8. Подведение итогов урока. 3-5
мин - Ребята, какую тему мы сегодня проходили? Какие цели мы ставили? Достигли ли мы их?
- Теперь посмотрите на слайд и каждый по очереди продолжите предложения.
Оценивание работы учащихся на уроке.
- А теперь давайте оценим свою работу на сегодняшнем уроке. Если вам понравилась ваша работа, то хлопните в ладоши, а если нет, то топните ногой.
Рефлексия. Оценивают свои достижения, впечатления и неудачи в работе. (Рефлексивный экран).
Оценка работы в паре (учащиеся обсуждают и показывают сигнальной карточкой уровень успешности) Контроль результатов, соотнесение их с целью работы.
9. Домашнее задание. 1 мин - Домашним заданием будет записать 10 пар антонимов в своих тетрадях, а также вы можете нарисовать двух персонажей противоположных друг другу и рассказать словами-антонимами о них.