Ирина Владимировна Берова
Специальные условия для дошкольников с ОВЗ по Аооп: специальные коррекционные подходы
▼ Скачать + Заказать документы
Специальные условия для дошкольников с ОВЗ :
специальные коррекционные подходы (принципы, методы и приемы)
обучения и воспитания
Специальные условия по АООП
-Специальные программы (адаптированные к особенностям)
-Специальные (коррекционные) приемы и методы обучения.
-Коррекционная направленность всего процесса обучения и воспитания
-Использование коррекционных принципов в работе с детьми с ОВЗ
-Специальные подходы в работе с разными категориями детей с ОВЗ
Публикация «Специальные условия для дошкольников с ОВЗ по Аооп: специальные коррекционные подходы» размещена в разделах
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция март 2020
-Специальных ТСО коллективного и индивидуального пользования,
-Предоставление услуг ассистента (помощника, оказывающего детям необходимую техническую помощь,
-Специальная организация среды и режима обучения
-Проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий со специалистами
Индивидуализация обучения строится на поиске оптимальных методических приемов обучения для данного конкретного ребенка с ОВЗ
в соответствии с клиническими проявлениями нарушения
Специальные подходы :
- Коррекционная направленность всего образовательного процесса
-Развивающая направленности образовательного процесса
-Ориентация его на развитие личности
-Постепенное расширение «зоны ближайшего развития»
-Учет особых образовательных потребностей;
-Учёт индивидуальных особенностей – индивидуальный подход
ТНР – общее недоразвитие речи
ЗПР – задержка психического развития
НОДА – нарушение опорно-двигательного аппарата
РАС – расстройства аутистического спектра
УО – интеллектуальные нарушения, умственная отсталость
Нарушения слуха (глухие, слабослышащие)
Нарушения зрения (слепые, слабовидящие)
ТМНР (сложная структура нарушения (дефекта)
Ведущие специалисты
ТНР – учитель-логопед
ЗПР – учитель-дефектолог
НОДА – Учитель-дефектолог + мед. специалисты
РАС – учитель-дефектолог
УО – учитель-дефектолог
ТМНР – учитель-дефектолог
Нарушения слуха – учитель -дефектолог –сурдопедагог
Нарушения зрения – учитель-дефектолог - тифлопедагог
Характеристика группы детей с ТНР
Нарушены ВСЕ компоненты речи:
Лексика
Грамматика
Фонетика, слоговая структура слова
Связная речь
Звукопроизношение
А также: нарушение темпо-ритмической организации речи (заикание, нарушения голоса
Психологическая база речи не развита (воспритятие, внимание, память, мышление)
Недостаточность речевой регуляции действия;
У детей с ЗПР нарушены:
1. Восприятие и мышление
2. Познавательная деятельность
3. Игровая деятельность
4. Речь
5. Моторика
6. Эмоционально-волевая сфера
7. Память
8. Работоспособность
9. Поведение
Нарушения опорно-двигательного аппарата:
Заболевания нервной системы: ДЦП, полиомиелит
Врождённая патология ОДА
3. Приобретённые заболевания - повреждения ОДА
Характеристика группы детей с НОДА
Ведущий дефект – двигательный
У них отмечается:
Низкая работоспособность
Повышенная утомляемость
Заторможенность
Замедленность формирования психических процессов
Познавательное развитие снижено
Возможные нарушения при НОДА
Эмоционально-волевая сфера
Речевое развитие
Недоразвитие интеллекта (ЗПР, УО)
Специальные условия по АООП :
Отличие специальных методов обучения и воспитания
Наиболее существенным признаком, отличающим методы обучения, применяемые для детей с ОВЗ,
является их коррекционно-развивающая направленность.
Специальные методы
Методы предотвращения наступления утомления (методы активации деятельности)
Максимальная наглядность
Методы активизация познавательной деятельности
Педагогического такта
Подача учебного материала малыми порциями
Максимальна развернутость и раздроблённость сложных понятий и действий;
Замедленность обучения
Многократная повторяемость материала
Особые требования к инструкции педагога
Специальные методы
Пропедевтическое предварение изучаемого материала
Опора на образец и совместное выполнение
Динамичность, с частой сменой вида деятельности
Чередование разных форм активности
Разнообразие, разноплановость деятельности ребенка
Постоянный контакт с родителями
Методы педагогической поддержки
Вариативность, гибкость методов
Методы предотвращения наступления утомления (активации деятельности)
Чередование умственной и практической деятельности
Преподнесение материала небольшими порциями
Использование интересного красочного дидактического материала, максимальной наглядности
Интересные и полезные физкультминутки ( нетрадиционные: су-джок технологии,
точечный массаж, артикуляционная гимнастика)
Особые требования к инструкции педагога
Упрощение инструкции
Повторение инструкции (при необходимости)
Инструкции четкие, немногословные, короткие, ясные
Избегать многоступенчатых инструкций
Четкая дикция
Поэтапные
Методы стимулирования и активизации познавательной деятельности
Игровые формы, методы, приемы
Соревнования
Проблемные ситуации
Нетрадиционные формы обучения:
Проектная деятельность
Игры-путешествия
Путешествия по сказкам
Интегрированные занятия (математика+физкультура)
Позитивный настрой
Эмоциональная речь педагога
Подгрупповые формы работы (малые подгруппы)
Разнообразный выбор форм деятельности
Методы привлечения максимальной наглядности
Фото
Фильмы
Обучающие фильмы и мультфильмы, анимация
Альтернативные формы представления материала
Презентации или слайды
Мнемокарточки
Сенсорно-графический план
Сюрпризные моменты
Элементы драматизации
Методы привлечения максимальной наглядности
Использование картинного материала
Наблюдение
Использование преимущественно природной и натуральной наглядности
Использование ориентировочной основы действий (опорных сигналов, алгоритмов, образцов выполнения действий);
Методы активации речи
Развернутое проговаривание действий (комментирование) –(педагог)
Оречевление (вербализация) деятельности (дети)
Метод опорных схем-рисунков
Метод планирования высказывания (совместное составления плана высказывания) с помощью различных опор;
обучение планированию высказывания (выделению главного, второстепенного, дополнительного в высказывании)
Графический, рисуночный план - аналог внутренней смысловой программы связного сообщения и опорой при рассказывании.
Методы активации речи
Специальная организация словарной работы
Коммуникативная направленность процесса обучения
(диалоги, беседы, обсуждения, театрализованная деятельность)
Постепенное наращивание лексического материала
Принцип оречевления (вербализации) замысла своего высказывания
Толкование незнакомых слов с использованием приемов, доступных ребенку
Создание ориентировочной основы
Активизация знаний и представлений
Практические методы
Наблюдение: обязательные экскурсии
Эксперименты
Проекты (краткосрочные и долгосрочные)
Привлечение родителей в проекты
Игровые методы
Учёт ведущего вида деятельности на этапе развития психики (на психологический возраст) (манипулятивная, игровая)
Методы педагогической поддержки
Создание «ситуации успеха»
Различные методы эмоциональной стимуляции
Различные виды разноуровневой помощи
Методы стимуляции
Развитие веры в собственные силы и возможности;
Соревнование;
Эмоционального стимулирования;
Рукопожатие (прижать к себе, погладить, приласкать, возможно использование спокойной музыки);
Социальные методы стимулирования - использования общественного мнения, примера других детей, собственного примера
Методы эмоциональной стимуляции
Одобрение (мимикой, жестом, взглядом, словом)
Поощрение
Эмоциональная поддержка
Похвала
метод радостной перспективы - это радостные события, которые ждут человека и значимых для него людей в ближайшее время;
метод увлечения весельем - юмор всегда помогает преодолевать трудности, оптимизм создает мажорный настрой жизни;
Соблюдение здоровьесберегающих технологий
Перерывы для отдыха – физкультминутки;
Активные прогулки ;
мебель по росту
смена положения тела во время занятий (сидя, стоя, лежа)
временной режим – смена видов деятельности
возможность поменять положение тела в группе (на ковре, на мягких модулях)
на занятиях физкультуры – дыхательная гимнастика
пальчиковая гимнастика
задания на развитие мелкой моторики
Массажные шарики, коврики, дорожки
Обучение точечному массажу
Элементы детской йоги
Методы развития мышления (познавательного стимулирования)
Объяснение логики действий, комментирование
Проговаривание причинно-следственных связей
Анализ предмета:
-называние частей предмета, формы, цвета и т. д.
Учить задавать вопросы педагогу, друг другу
Всегда отвечать на вопросы детей (удовлетворять познавательную потребность)
Рефлексивный подход
Рефлексия своих достижений в вербальной форме «Чему я уже научился», «Что еще плохо получается»,
«Над чем мне надо работать»
Рефлексия в конце занятия, в конце дня «Детский круг»
Спросить: «Что нового узнал? Что понравилось?»
Формы работы : включать детей с ОВЗ
«Спроси по цепочке; ответь по цепочке; по кругу; спроси, объясни – побуждающие к фразовому говорению
«Что еще ты хочешь узнать?»
Виды дифференцированной дозированной пошаговой помощи
организующая (привлечение внимания, концентрирование на выполнении работы, напоминание о необходимости самопроверки,
Направляющая (повторение и разъяснение инструкции к заданию);
Стимулирующая
Обучающая
Разнообразные виды дозированной помощи описаны в работах С. Я. Рубинштейн
простое переспрашивание, то есть просьба повторить то или иное слово, поскольку это привлекает внимание ребенка к сказанному или к сделанному;
одобрение или стимуляция дальнейших действий, например: «хорошо»,«дальше»;
вопросы о том, почему ребенок совершил то или иное действие (такие вопросы помогают ему уточнить собственные мысли);
.
наводящие вопросы или критические возражения взрослого;
подсказка, совет действовать тем или иным способом;
демонстрация действия и просьба самостоятельно повторить какое-то действие;
обучение тому, как надо выполнять задание.
(УЧИТЬ КОНЦЕНТРИРОВАТЬ ВЗГЛЯД НА ОБРАЗЦЕ)
Стимулирующая помощь
- эмоциональное одобрение, похвала,
настрой на работу.
Организующая помощь
1. Внешняя организация начала работы - вербальной в виде вопросов:
Ты понял, что тебе нужно сделать, повтори? Что тебе нужно сделать сначала?
2. Повтор инструкции. разделение многозвеньевой инструкции на части: Сначала тебе нужно выполнить, а потом ты сделаешь ….
3. Внешняя организация деятельности. Специальная организация рабочего места – убрать все лишнее, жестом указать на материал, сигнализировать о начале работы
(звоночек, карточка-символ).
Направляющая помощь
1. Уточнение инструкции, ее повторение со смыловыми
акцентами, разъяснением.
2. Адаптация инструкции – перефразирование, визуальная
подсказка.
3. Наводящие вопросы. Совместное проговаривание плана
действий.
Обучающая помощь
1. Совместное выполнение задания по вербальной пошаговой
инструкции
2. Совместное выполнение задания по пошаговой
инструкции, сопровождаемое показом
3. Выполнение задания рука в руке
Только удовлетворяя особые образовательные потребности ребенка с ОВЗ, можно открыть ему путь к получению качественного образования.