Елена Сычевник
Современные подходы в работе с детьми по сохранению и укреплению физического здоровья
▼ Скачать + Заказать документы
«Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя.
От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы» В. А. Сухомлинский.
Здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов (Всемирная организация здравоохранения).
Публикация «Современные подходы в работе с детьми по сохранению и укреплению физического здоровья» размещена в разделах
В настоящее время здоровью детей уделяется большое внимание, так как в детстве происходит развитие и становление личности человека, все, что приобретено ребенком в детстве, в том числе и здоровье, сохраняется потом на всю жизнь. Привычка быть здоровым, поддерживать свое здоровье является важным компонентом жизнедеятельности человека.
Дошкольное образовательное учреждение должно постоянно осваивать комплекс мер, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития. Существуют разнообразные формы и виды деятельности, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников. Их комплекс получил в настоящее время их общее название «здоровьесберегающие технологии».
Здоровьесберегающие образовательные технологии – системно организованная совокупность программ, приемов, методов организации образовательного процесса, не наносящего ущерба здоровью детей; качественная характеристика педагогических технологий по критерию их воздействия на здоровье учащихся и педагогов; технологическая основа здоровье сберегающей педагогики.
Современные здоровьесберегающие технологии используемые в системе дошкольного образования отражают две линии оздоровительно-развивающей работы :
приобщение детей к физической культуре;
использование развивающих форм оздоровительной работы.
Акцент смещается от простого лечения и профилактики болезней на укрепление здоровья как самостоятельно культивируемой ценности. А для этого необходим комплекс эффективных лечебно-профилактических мер, система надежных средств коррекции психофизического развития на протяжении всего дошкольного детства.
Формы организации здоровьесберегающей работы :
физкультурные занятия;
самостоятельная деятельность детей;
подвижные игры;
утренняя гимнастика (традиционная, дыхательная, звуковая);
двигательно-оздоровительные физкультминутки;
физические упражнения после дневного сна;
физические упражнения в сочетании с закаливающими процедурами;
физкультурные прогулки (в парк, на стадион);
физкультурные досуги;
спортивные праздники;
оздоровительные процедуры в водной среде.
ТЕХНОЛОГИИ
ОЗДОРОВЛЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
• Динамические паузы.
• Контрастная дорожка, тренажеры.
• Ритмопластика (проводится не раньше чем через 30 мин после приема пищи, 2 раза в неделю по 30 мин со среднего возраста);
• Гимнастика ортопедическая (в различных формах физкультурно- оздоровительной работы);
• Релаксация (используется спокойная, классическая музыка, звуки природы);
• Восточная гимнастика (проводится со среднего возраста, развивает пластику движений).
• Музыкотерапия.
• Сказкотерапия.
• Арттерапия.
• Пескотерапия.
Закаливание, важное звено в системе физического воспитания детей. Оно обеспечивает тренировку защитных сил организма, повышение его устойчивости к воздействию постоянно изменяющихся условий внешней среды.
Виды закаливания:
Водное закаливание (растирание влажным полотенцем, полоскание горла прохладной водой, ванночки для ног с постепенным снижением температуры воды и увеличением времени).
Воздушное закаливание (ежедневные прогулки).
Солнечные ванны.
Солевое закаливание (хождение по солевым дорожкам).
Используемые в комплексе здоровьесберегающие технологии в итоге формируют у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни.
Только здоровый ребенок с удовольствием включается во все виды деятельности, он жизнерадостен, оптимистичен, открыт в общении со сверстниками и педагогами. Это залог успешного развития всех сфер личности, всех ее свойств и качеств.